Студопедия — Синергетике свойственны плюрализм, открытость, диалогичность.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Синергетике свойственны плюрализм, открытость, диалогичность.






Синергетика разрабатывает универсальные модели развития, описывающие эволюцию различных систем. Синергетический подход к анализу культуры дополняется традиционными подходами и методами.

Центральная категория синергетики – категория развитие, которая описывается через 2 модели: эволюционную и бифуркационную.

Существует так же социокультурная синергетика, представленная прикладными исследованиями.

Синергетика рассматривает развитие систем как повышение уровня самоорганизации. Задача культурологии: выявление своеобразия закономерностей, управляющих развитием антропо-социокультурных систем в отличие от природных; во-вторых – выявление этого своеобразия

Использование синергетического подхода требует решения проблем 2-х типов:

– проблемы, связанные со спецификой самой культуры, как сложной самоорганизующейся системы

– круг проблем, связанный со спецификой культурологии как особой области знания, сочетающей гуманитарные и социо-научные начала.

 

М.С Каган «Формирование личности как синергетический процесс»

Если в синергетическом осмыслении общих социокультурных процессов сделано много, то личность не рассматривалась через призму синергетики. Это связано с неопределенностью представлений, а с содержанием понятия личность.

Личность – новое европейское образование, породившее демократическую форму бытия социума и в тоже время ею воспроизводимое.

4 класса систем и процессов самоорганизации:

1. Простые или механические (свойственны неогранической природе)

2. Сложные или неорганические (растения, животные)

3. Сверхсложные или антропо-социо-культуры (они гетерогенны как механические системы, но их части связаны органически как системах биологических, например, бытие человека)

4. Суперсверхсложные (человек как личность и художественные образы).

Процесс формирования безличностно-мифологического знания прост и прямолинеен – его содержание сообщается ребенку с рождения как абсолютное знание. Все меняется, когда вместо познания ведущим видом деятельности становится выработка системы ценностей (в педагогике «трудный возраст»).

Система ценностей навязана быть не может, т.к. ценности в отличие от знаний личностны, а не безличностны. Синергетический подход состоит в том, что если человечество хочет чтобы в культуре XXI века сохранилось такое великое завоевание как личность, то педагогика должна изменить свои представления о роли учителя в жизни новых поколений. Его основной задачей должно быть духовное содействие ученикам в их самоопределении как личности. Сделать это можно посредством межсубъектного диалога, а не монологической проповеди.

 

Функции культуры

Культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. А это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиции выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Под понятием «Функции культуры» в КУЛЬТУРОЛОГИИ подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов в обществе, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. Число социальных ФУНКЦИЙ культуры чрезвычайно велико и можно по-разному выделять, классифицировать и описывать эти функции. Социальные функция культуры:

Функции культуры:

Общая.

В движение истории культура включается многообразными способами и формами. Они выражают субъективно-личностную сторону деятельности общественного человека, способы и нормы социальной организации и регулирования процессов жизнедеятельности выполняют важнейшую социальную функцию трансляции опыта, знаний, материализованных результатов человеческой деятельности. Наконец, художественное, научное, техническое, социальное творчество в той мере, в какой оно предстает как изобретение, открытое, созидание нового, уникального, дает результаты, которые включаются затем в исторический процесс, вносят в него новые элементы.

Информационная функция. Культура в человеческом обществе — это большое информационное поле. Оно включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Культура дает обществу языки — знаковые системы. Ее необходимым компонентом является социальная память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержатся программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений предков. Поэтому культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества, причем общество само создает свое информационное обеспечение. Информационная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. Каналом передачи информации во времени и пространстве является не только духовная, но и материальная культура.

Адаптивная функция Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Слово «адаптация» означает прилаживание, приспособление. Человек как биологический вид не имеет своей природной экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную культурную среду. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа. Развитие культуры все в больше степени обеспечивает людям безопасность и комфорт.Однако вместе с тем культурная эволюция рождает и новые угрозы для человечества. Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою внутреннюю, духовную жизнь. Уменьшая свою зависимость от сил природы, человек попадает в Зависимость от сил культуры. Поэтому бедующее человечества целиком и полностью определяется тем, как и в каком направлении, и будет оно развивать свою культуру.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия