Становление науки, основные теории и авторы) – добавить и перестроить.
1)предметное поле исследования экологии культуры 2)окружающая среда и ее компоненты 3)ключевые понятия и принципы экологии культуры 4)основные подходы к рассмотрению проблемы взаимодействия человека, культуры и природы в экологии культуры. Речь идет об экологии социальной. Социологическая экология – наука, изуающая взаимодействия человека с природой, социальной и культурной средой. Ввел термин «экология культуры» Д.С.ЛИХАЧЕВ, Каган М.С. в книге. «Философии культуры» говорит о том, что когда появляется человек, то появляется природно-культурная реальность – происходит окультуривание природы и собственно природы человека. Предметное поле экологии культуры – вещественно-культурные и мировоззренческие ценности, воздействующие на человека: архитектурная среда, ландшафтная среда, материальная среда аудиовизуальные, литер. богатства+ изуч.культ. среды обитания ч-ка. Фундаментальная и прикладная направ-ть экологии.культуры: – исслед.законов развития культ.ценностей, рассматр. как самоорганизующиеся системы, выявление.узловых точек, на кот. следует.направлять воздействие, способствующих сохранению и упрощению этих культурных систем. – теоретич. обеспеч-е воздействий, предохраняющих к-ру от разрушения, изучение,сохр-е нац,языков, Эк.к-ры рассм.соц,организм,а средой обитания могут быть самые разные среды: – природная среда – сис-мы природного.хар-ра, способ.к саморазвитию без вмешательства человека – квазиприродная среда.-среда, искусств. преобразованная чел-ом, это так наз. «культурный ландшафт» – артеприродная.среда- искусств.мир,не имеющ.аналогов в естеств.природе(каналы, водохранилище, промышленные предприятия.и т.д.) – социальная среда- мир.созд.человеч.окружением. Проблемы, изучаемые экологией к-ры: – отношение к культуре и культ.памятникам своего и др.народов – этические позиции в отношении к своим предшественникам – активизация культурной памяти. Принципы эк. к-ры: ненасилие, диалог, сотрудничество, толерантность Генисаретский выделил.след.идеи: установка на сохр-е,сбережение и воспрои-е утрач-го, уст-ка на соразмерность людей и культур,береж.отн-е к цен-ям и трад-ям разл.этносов,уст-ка на сопричастность, на восприятие себя в кач-ве компонента окруж.мира, уст-ка на разнообразие, увеличение ресурсного потенциала соц-природ.развития. Важн. напр-ем в исслед. данной науки явл. вопрос о биоэтике и ее ключ. проблемах.(соц-культ.посл-я генной технологии ч-ка; границы допустимого в преобразовании биолог.сис-м, полож. и отриц.аспекты вмеш-ва в природу ч-ка,как напр-е сформ.на руб.60-70гг, «пока ч-к не потерял контакта с природой он не потерял и естественной нравственности!» Экологическая этика - неправление философ.исслед-й,начавшееся с выяснения наших нравственных реакций на деградацию природы вокруг нас и в нас самих в ходе экспансии западной технологич,цивилизации(первой концепцией в рамках экол.этики была концепция ДЖ.ЛАВЛОКА, вторая концепция, связ.с напр-ем, названным «глубинной экологией»,появ.в 1973г,и связанного с именем ученого НЕЙТСА. Ключевая идея напр-я-ч-ку необходимо ощутить себя частью природы! Одной из важных проблем, рассматр,в рамках данной науки явл.стратегии выживания современной цивилизации. Выделяют 3 стратег.проекта выживания соврем.цив-ции: – техногенная цив-я(антропоцентризм, техницизм),Природа выступает как объект,как ресурс,чел-к возвыш.над природой,главное-технич.прогресс и на первый план выходят базисные ценности техногенной культуры(чел-к-преобразователь природы) – биоцентризм выводит идею равенства чел-ка и природы,идею подчинения чел-ка природ,законам,миним,ограничение потребительства и нах.своё проявление в «глубинной экологии»: 1)развертывание всех форм жизни ценно само по себек 2)необходимо изменение политики и базисных эконом,технич,идеологич,структур, сост.в отказе от приверженности к всё более высоким стандартам жизни.Кач-во человеч,жизни следует оценивать с позиции сопричастности жизни природы –- коэволюция: 1)максим,гармоничное сосуществование ч-ка и природы 2)чел-к ответственен за то, что происходит в природе. 3)чел-к включ.в социоприрод,сис-му, в кот.явл.доминирующим,так как он может преодолеть ограниченность и расширить границы своего существования. Чел-к созд,искусств,среду,но главное чтобы она не уменьшала биологич.среду.Следует не переходить рамки допустимого вмешат-ва,речь идет о гармонии, а не о растворении. 4)развитие биотехнологий Заним.разраб. идей коэволюции-ТИМОФЕЕВ-РИСОВСКИЙ,МОИСЕЕВ,ЛИСЕЕВ.
|