Многообразие современных концепций культуры
Существует несколько современных концепций культуры, которые разрабатывали такие исследователи как А.А. Пелипенко и М.С. Каган.
А.А Пелипенко представляет так называемую смыслогенетическую концепцию культуры. Он считает, что лишь смыслогенетическая культурология (представляющая собой не отдельную науку, а находящаяся в междисциплинарном пространстве) может найти ответы, на все вопросы, возникающие в рамках данной проблемы, так как «онтологическим стержнем и первичным принципом внебиологической активности человека полагает смыслообразование…». Смысл в качестве структурной единицы культурного пространства понимается как состояние переживающего сознания, которое может быть объективировано и интерпретировано в кодах. Главное отличие культурологии от философии – постановка вопроса. Культуролог ставит вопрос не так как философ. Он спрашивает не что есть мир, человек, вещь, история и т.д., а каким образом смогли возникнуть, развиться и проявиться те или иные представления о мире, человеке, вещи, истории и т.д. Соответственно сама культурология представляет собой науку, изучающую локальные связи различных сфер действительности в их отношении к познавательной и практической активности человека. Уровень локальных связей – предметный уровень культурологии, системные связи – теоретическая культурология. Культура, согласно смыслогенетической концепции, рассматривается как субъект, обладающий способностью к самоорганизации, целеполаганию и авторефлексии М.С. Каган представляет системносенергетическую концепцию. Существующие различные трактовки культуры, связанные с узкопрофильными исследованиями, Каган предлагает снять через максимально широкую трактовку культуры, рожденную в результате системного подхода. Системный подход основывается на двух принципах: Предлагает рассмотрение изучаемого объекта в закономерно организованной среде, в которой этот объект существует, функционирует, развивается; Совмещение предметного, функционального и исторического углов зрения на объект. Согласно этой концепции, культура представляет собой одну из самых сложных систем, своего рода сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы. В ней могут быть выделены подсистемы материальной и духовной культуры, искусства и т.д. Каждая из них может рассматриваться как относительно самостоятельная система. Подсистемы в свою очередь могут представлять собой системы специального типа. Системный подход характеризует культуру с точки зрения ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов. В последнее время он стал дополняться динамическим аспектом. Последний учитывает динамику системы и ее функций, проявляющуюся в процессах эволюции культуры в целом, перегруппировки ее элементов в новые системные структуры, трансформации всей системы, в частности ее разрушения, фиксируемого нередко как кризис культуры. Применительно к культуре и другим сложным системам с учетом их динамики, разрушения и возникновения новых системных образований под воздействием свойственных им внутренних причин традиционная теория систем преобразовалась в синергетический подход. Синергетика изучает динамичные сложные самоорганизующиеся системы, отслеживая процессы потери ими определенного порядка, качества, организации и превращения в деструктивное неупорядоченное состояние – хаос, в котором постепенно проступают контуры новых систем с качественно иным способом организации элементов. Такое сложное явление, как культура, не может быть исследовано с надлежащей полнотой и всесторонностью с помощью лишь отдельных методик и концепций, какими бы они универсальными ни являлись. Необходимо применять и учитывать результаты применения самых разнообразных исследовательских техник, соотнося их друг с другом по принципам согласования и дополнительности.
|