Студопедия — Буржуазность как культурный феномен XIX в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Буржуазность как культурный феномен XIX в.






Культура XIX века – культура сложившихся буржуазных отношений. К XVIII в. капитализм как система сформировался; охватил все отрасли материального производства, равно как и преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, обществ. сознании). Для культуры XIX в. характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов – буржуазии и пролетариата, поляризация общества, взлет материальной культуры, отчуждение людей определили характер духовной культуры того времени.

В XIX в. – переворот, связанная с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая представления о его главенствующей роли, и превращает его в зависимое от машины существо.

Человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личным творчеством мастера, занял монотонный труд. Духовная культура XIX в. функционировала под влиянием успехов в области философии и естествознания.

Ведущая доминанта культуры XIX в. – наука. Различные ценностные ориентации основывались на 2-х позициях: 1) установлении ценностей буржуазного образа жизни; 2) критическом его неприятии. Отсюда – появление многих явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма. Т.о., европейская культура XIX в. – отражение противоречивых начал развитого буржуазного общества; но она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека, по творческому напряжению в науке, литературе, философии, искусстве.

Буржуазность – феномен культуры, характерные особенности которой связаны с изменившемся мироощущение, основы которого – индивидуализм; рационализм, прагматизм (нигилизм); сциентизм, техницизм (НТР); секуляризация (атеизм). (Буржуа-дворянин-пролетарий – слияние буржуа и дворянства, а позже – слияние буржуа и пролетариата).

Результатом промышленной революции стало образование индустриального общества, где «труд и производство становятся идеалом, а затем и идолом» и вместе с образованием, демократией и наукой превращаются в доминанты культурного процесса (Й. Хейзинга). На трон взошла его величество Машина, по образу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь. (Сен-Симон мечтает об обществе, организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и ученые).

Индустриальная цивилизация отличается от прежних этапов буржуазного развития следующими чертами (по Драчу):

– внедрение в производство технических и технологических новшеств, что способствоволо массовому производству, привело к урбанизации, росту городов – промышленных и культурных центров.

– повышение уровня благосостояния и качества жизни.

– формирование среднего класса

– складывается новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс, который вместе с наукой смог обеспечить человечеству то, что называется благосостоянием. Польза, достаток, комфорт – эти ориентиры «чувственной» культуры доминируют в общественном сознании, которое начинает неправомерно отождествлять прогресс культуры с экономическим прогрессом.

Сегодня многие ученые говорят о том, что понятие «буржуазность»находится сегодня в латентном состоянии и имеет место быть в современной жизни. Например, Флиер в социокультурологическом исслед-нии «Социальные основания массовой культуры» говорит о существовании субкультуры городских производителей, которая на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а затем стала называться буржуазной, промышленной, пролетарской, постбуржуазной и т.п, хотя функционально оставалась той же самой. Для этой культуры характерны повышающийся уровень профессиональной специализации ее субъектов, умеренный уровень личных социальных притязаний.

 

Модернизм как тип культуры. Динамичность и интенсивный характер модернизации всех сфер жизни (НТР, индустриализация, урбанизация). Культ новизны и доминанта творящего «Я»

В Новое Время формируется индустриальная цивилизация, которая строится на иных основах, чем традиционная. Разрушение устоев получило название модернизация – сложный процесс, охватывающий все области жизни общества, включающий в себя:

1) урбанизацию – рост городов, которые начинают преобладать над деревней;

2) индустриализацию – нарастающее использование машин в производстве, начиная с промышленного переворота в Англии во второй пол. 18 в;

3) демократизацию политических структур – закладываются предпосылки для становления гражданского общества и правового государства;

4) рост знаний о природе и обществе;

5) секуляризацию – обмирщение сознания и развитие атеизма.

Эти процессы меняли облик человека, его систему ценностей, представление о своем месте и роли в жизни. Человек в таком обществе считает, что общество и природу можно и нужно контролировать и видоизменять. Модернизированный человек – мобильный, быстро приспосабливающийся к изменениям в окружающем мире. Он не ограничен социальными рамками своего сословия, географическими рамками своего города. Меняется массовое сознание, распространяется грамотность, появляются СМИ. Модернизм неразрывно связан с капитализмом, который ориентирован на новации, свободную конкуренцию, стимулирующую частную инициативу (доминанта творящего «Я»).

Модернизм – одно из главных направлений европейской культуры сер. XIX – нач. XX в., выступающий в виде специфического культурно-исторического комплекса, обладающего стилистическим и идеологическим внутренним единством. Модерн рубежа XIX – нач. XX вв. может считаться последней по времени монологической культурно-исторической эпохой с отчетливо выраженной системой иерархически-ценностных установок, проявляющейся во всех сторонах человеческой деятельности (определение по Кагану, Солонину).

– Нет единого мнения о хронологических рамках модернизма. Традиционно, говоря о модернизме, подразумевают рубеж XIX–XX столетий, Каган и Солонин говорят о сер. XIX – нач. XX в. Гуревич (чьего мнения мы будем придерживаться далее) считает, что модернизм зародился в 20-х гг. XX в. и связан с поворотом от элитарно-эстетических к более массовым формам человеческой жизнедеятельности.

– Модернизм как художественная система существует во множестве самостоятельных художественных направлений (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт). Модернизм был вызван к жизни отвержением канонизированных форм и стилей, представленных предшествующей реалистической и романтической традициями. Он также противостоит натурализму. Принципиальный антитрадиционализм, отказ от правдоподобных, реалистических тенденций в искусстве, поиск индивидуализированных стилевых решений – вот основные признаки модернизма. В сфере философии модернизм вырос и соотносился с идеями А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, З. Фрейда, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю.

– В западной культурологи модернизм противопоставляется протестантизму. В культуре, по мнению социолога Белла, произошло движение от протестантизма к модернизму. Старые опоры общества уже не существуют, а новые, основанные на вере в исторический прогресс, утратили свою утопичность. Духовный кризис усиливает тенденцию к нигилизму.

– В модернизме происходит замена религии и морали эстетическим восприятием жизни. Высшей ценностью провозглашается эстетический эксперимент, ничем не ограниченный поиск самовыражения и чувственного восприятия, воля и необузданность желания, торжествующая над разумом и моралью. Художественное творчество является здесь единственно возможным способом самовосприятия и самопознания.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 610. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия