Студопедия — Культура Московской Руси: от Средневековья к Новому времени
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура Московской Руси: от Средневековья к Новому времени






Под культурой Московской Руси подразумевается период начиная с роста национального самосознания после победы в Куликовой битве (1380г.) по 16 в. Эта победа стала важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Крупные города начинают борьбу за роль центра собирания и объединения русских земель. Благодаря целенаправленной и гибкой политике московских князей руководителем и политическим центром единого Русского государства стала Москва. Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центов.

Как известно, искусство является зеркалом культуры. В это время на Руси получает развитие троичный культ. Его создание связывают с личностью и деятельностью Сергия Радонежского. Тема Троицы понималась как глубоко гражданская, тема национального единства. В иконописи эта идея воплотилась в шедевре Рублева. Патриотизмом проникнуты памятники литературы («Задонщина», «Слово о погибели русской земли»). Итак, это время окончательной победы христианства над язычеством.

Переломным для историко-культурного развития русских земель стали конец 15 – 16 вв. Завершилось образование единого Русского государства, развернулось широкое градостроительство, налаживались международные торговые связи. Страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Завершилось формирование русской народности. Это существенно сказалось на формировании культурных процессов.

Складывание централизованного государства, возглавляемого московскими князьями, ликвидация феодальной раздробленности оживили экономическую, политическую и культурную жизнь страны. Русская культура этого периода развивается в тесной связи с задачами государственного объединения страны, в борьбе с остатками Золотой Орды и западными соседями.

Несмотря на то что к этому времени (16 в.) Московское государство обладало сильной царской властью, в целом жизнь Руси не была стабильной. Ее спокойствие постоянно нарушалось войнами внешними и внутренними. Образ внутреннего врага ассоциировался с инакомыслящими еретиками, не желающими считаться с традиционными порядками. Подвергая сомнению устои православной веры, тем самым подергались сомнению и устои самой русской государственности. Поэтому молодое самодержавие нуждалось не только в военной и политической поддержке, но и в духовной и культурной. Что и нашло отражение в идее: «Москва – Третий Рим».

Главной чертой становится тотальная регламентация и унификация. Единому образцу подчиняется все: от духовной жизни («Четьи-Минеи» - свод жизнеописаний русских святых) до бытовой («Домострой»). Во второй половине 16 в. были зафиксированы высоконравственные воспитательные идеи, которые явно противоречили реалиям жизни скованного страхом русского общества. И еще один парадокс: наиболее оригинальным и по-своему талантливым писателем-публицистом считают самого Ивана Грозного.

Объединение местных традиций положило начало формированию общерусской культуры, в которой усиливаются светские и демократические элементы. Распространению грамотности служило появление книгопечатания (1553 г. Иван Федоров). Первым светским произведение литературы считают переписку Ивана Грозного с Курбским. Но публицистика как новый литературный жанр появилась раньше – в начале столетия, во время борьбы против ересей, родились глубокие, полемические сочинения виднейших православных мыслителей – Иосифа Волоцкого, Нила Сорского. Победа Иосифа Волоцкого с его идеей богатой церкви над нестяжательством и аскетизмом Нила Сорского привело к огосударствление церкви. Государство и светская власть стало главным приоритетом.

В архитектуре отразилось возрастание международной роли Русского государства. При Иване 3 началась перестройка Кремля. Развивается светская архитектура (Грановитая палата, Оружейная палата. Большой Кремлевский дворец). Появляется новый тип храма – шатровый, устройство которого предполагает не внутреннее его созерцание, а внешнее любование им. Его сравнивают с копьем, торчащим из земли. Так же появление этого типа храма сравнивают с северным типом храма, что связано с расширением территории. Тема славы и величия пронизывает творчество Дионисия.

Интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим проявился в развитии портрета как жанра. (Примером тому называют «Лицевой свод», хотя портреты там еще носят условный характер). Интерес к реальным историческим сюжетам и лицам мы видим и в росписях галерей Благовещенского собора6 на ряду с изображениями святых, князей, византийских императоров там написаны Античные поэты и мыслители – Гомер, Вергилий, Аристотель и др.

Культура Московской Руси 14 -16 вв. переживала подъем, связанный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского государства с центром в Москве. Это нашло отражение в развитии всех направлений культуры, в росте грамотности и просвещении. Рост значения Москвы как центра объединенных Русских земель нашел воплощение в строительстве нового кирпичного Кремля с соборами и гражданскими постройками. Свою страницу в историю русского искусства вписали выдающиеся живописцы Ф.Грек, А.Рублев, Дионисий. Сложились новые оригинальные направления в русском зодчестве. Завершение формирования русской народности положило начало созданию общерусской культуры, в которой все больше становятся заметны черты Нового времени.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 752. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия