Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Традиции и инновации культурном развитии





Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элемен­тов, свойств и отношений. Состояние покоя, неизмен­ности культуры выражается понятием «статика»; те измене­ния, которые происходят в культуре и во взаимодействии раз­личных культур, выражаются понятием «динамика».

Культура содержит в себе как устойчивые, так и из­менчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культу­ре – это, прежде всего, традиция.

Традиции это элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде. Традиции существуют во всех формах культуры. Можно гово­рить о научных, религиозных, моральных, национальных, тру­довых и других традициях. Благодаря им развивается обще­ство, так как молодое поколение усваивает достигнутый человеческий опыт.

Система традиций отражает целостность, устойчивость, ста­тику общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться, так как это нарушает важные механизмы куль­туры. В частности, следует «улучшать» духовную жизнь, то­тально разрушая старые духовные ценности, историческую па­мять. В этой ситуации «новатор» окажется в роли Чингис­хана, захватившего земледельческую область Кан Су. Его вое­начальники заявили, что не знают, что им делать с обработан­ными землями. Лучше всего, по их мнению, поступить так: сельское население уничтожить, тогда и поля, предоставленные самим себе, снова бы стали степью, вер­нулись к благородному состоянию пастбища.

Культура не может существовать, не обновляясь. Творче­ство, изменение являются другой стороной развития обще­ства.

Новация (от лат. novatio — обновление, изменение) яв­ляется способом обновления культуры. Единство тради­ции и обновления — универсальная характеристика лю­бой культуры.

Человек является субъектом творческой деятельности в культуре. Однако далеко не всякое новаторство становится фак­том культуры. Новизна ради новизны не несет в себе действи­тельного творческого содержания. Творение культурных ценностей всегда носит общезначимый характер. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.

Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дает основание для классификации обществ на тра­диционные и современные. В традиционных обществах тра­диция господствует над творчеством. Культурные образцы вос­производятся в «первозданном» виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным образом. Откло­нения от нормы, как правило, не одобряются или отрицаются. Например, в средневековом обществе главная задача худож­ника состояла в отражении того, что уже произошло — свя­щенной истории, истории пришествия Христа на землю, его мук и смерти во искупление грехов человеческого рода, — того, что было зафиксировано в Библии. Так, образцом для известного иконописного сюжета «Спас Нерукотворный» (изоб­ражение лица Христа) послужил описанный в легенде отпеча­ток лика Спасителя на полотенце. Для художника важно здесь не самовыражение своего творческого «я», а следование тради­ционному образу — канону. Отсюда становится понятным рав­нодушие средневековых мастеров к проблеме индивидуального авторства, когда целые куски литературного текста (музыкаль­ных пьес, опер и т.п.) кочевали из произведения в произведе­ние без всякого указания на источник цитирования.

В современном обществе базисной ценностью является об­новление, новаторство. Здесь действует принцип «запрета на плагиат». Всякая новация – научная, художественная, тех­нологическая – имеет индивидуального автора. Повтор, ко­пирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый – это всегда создатель нового. Совре­менное общество пронизано гонкой за новизной. Это дает зна­чительный эффект. Опытная наука за 300 лет своего суще­ствования в странах, охваченных научно-технической револю­цией, дала возможность повысить уровень жизни в 15—20 раз. Однако эта гонка ведет к тому, что социальные и культурные подсистемы подвергаются постоянному давлению, что порож­дает кризисные явления. Поэтому стабилизация и устойчивое развитие являются чрезвычайно актуальными для совре­менного общества.

Связь традиции, новации и инновации

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия