Вызовы информационной эпохи и их последствия.
Основными факторами, обуславливающими повышенный интерес к проблеме физического и духовного оздоровления нации средствами физической культуры, по нашему мнению, являются вызовы научно–технологической фазы информационной эпохи, адресованные человечеству, и их последствия. К основным вызовам относят не имевшие аналогов сжатие исторического времени и взрывообразное увеличение производимой, циркулирующей и массово потребляемой информации [1 и др.]. Человечество оказалось не подготовленным к адресованным ему вызовам, что привело к неблагоприятным последствиям. Информационный взрыв, сопровождаемый ускорением изменения условий жизнедеятельности людей и процессов глобализации, привел к драме современной цивилизации – увеличению разрыва между темпами и результатами технологического, экономического развития и уровнем духовности [9 и др.]. Одним из следствий эпохальных вызовов явилось резкое увеличение численности народонаселения Земли. Подчиняющийся универсальной закономерности гиперболического роста, демографический взрыв привел к утроению численности жителей планеты за последние три четверти века [1]. Демографическая революция в слабо развитых странах протекает на фоне депопуляционного процесса в высокоразвитых странах. Вызвавшие его явления, поставили целые нации перед угрозой исчезновения. Все это сопровождается активизацией набирающего силу перманентного международного терроризма. Адаптация этносов стран СНГ к эпохальным вызовам, сопутствующим им процессам и их последствиям усложнилась комплексом социокультурных и психологических факторов, связанных с распадом СССР. Под влиянием центробежных тенденций, негативных экономических и социальных процессов в последней трети XX века первыми стали разрушаться идеологические основы советского государства. К концу 80–х годов социальные, экономические, политические флуктуации, привели советское государство в критическое состояние, которое в статистической теории самоорганизующихся неравновесных систем определено как «точка бифуркации» [10]. В этом состоянии для нелинейной системы, какой является социальная система, достаточно незначительного импульса, чтобы она потеряла свою структурную целостность и функциональность. В результате такого импульса из Беловежской Пущи, великая держава распалась как карточный домик на ряд суверенных государств, охваченных системным кризисом. В комплексе со многими другими факторами разразившийся системный кризис привел к смене системы ценностей, социальных установок, нарушению личных планов, трагическому изменению жизненных траекторий миллионов людей. Одними из тяжелейших последствий системного кризиса явились: утрата идейных и духовных ориентиров, падение нравственности, снижение качества жизни многих миллионов людей. Все это отразилось на их физическом состоянии, продолжительности жизни, деторождении, материнской и детской смертности. В Республике Беларусь, например, под влиянием комплекса негативных социокультурных факторов и эпохальных вызовов, возникших задолго до распада СССР, за период с 1994 по 2005 год общая численность этноса уменьшилась на 519000 человек. Это составило 5% общей численности населения, проживавшего на территории Республики Беларусь в 1994 году [11]. В России депопуляционные процессы оказались еще более выраженными [2]. Новые эпохальные вызовы в комплексе с социокультурными, экономическими и политическими факторами разрушили связь времен, привели к распаду нравственного сознания нескольких поколений, духовному хаосу и моральному кризису общества. Одним из неизбежных следствий массовой духовной деградации нации явилась общая физическая деградация [2]. Поскольку невозможно отменить законы развития макрокосма, частью которого является человек, в складывающейся ситуации необходимо было смягчить их негативное влияние. Но для этого следовало немедленно начать решать сложную научно-практическую проблему устойчивого коэволюционного развития человека в быстро изменяющейся среде обитания при несовпадении темпов их развития. Обязательным условием успешного решения этой проблемы является активное включение человека как субъекта самоорганизующей деятельности и открытой биосоциокультурной системы в процесс социокультурной, физической, психической и духовной адаптации к среде обитания и темпам ее изменения. Как показано в работах Л.П. Матвеева [4, 8 и др.] и других авторов, одним из системных факторов физической и духовной адаптации этноса к быстро меняющимся условиям жизни, не дающим побочных эффектов, является система использования физической культуры. Для ненасильственного инициирования активного включения нации в социально поддерживаемый процесс физического и связанного с ним духовно-нравственного самосовершенствования средствами физической культуры необходима соответствующая парадигма системы использования физической культуры [12]. Как показала социальная практика, система использования физической культуры, сложившаяся в рамках социальной метасистемы, не выдержавшей испытания временем, в стране, которой уже нет, требовала незамедлительной и кардинальной реконструкции [13]. Но для этого необходимо было разработать современные, гуманистически ориентированные идейные, программные, нормативные, организационные и методические основы системы использования физической культуры и внедрить их в практику взамен существующих. Они должны были обеспечить переход от решения частных задач улучшения физической подготовки к общему физкультурному образованию нации, формирующему мировоззрение здорового физически активного образа жизни, и от него к идущему снизу активному, массовому, социально поддерживаемому сверху процессу физического и духовного самосовершенствования средствами физической культуры. Такая реконструкция системы физической культуры страны требовала проведения комплекса исследований. Кроме этого она выходила за их рамки, поскольку нуждалась в проявлении политической воли, в правовой и нормативной поддержке.
|