Глава пятая. Чтобы возможно лучше ознакомить изучающего с опасностями слишком энергично проводимых разменов, мы в дальнейшем отметим вкратце те немногочисленные случаи
Размен 1. Мотивы разменов. Чтобы возможно лучше ознакомить изучающего с опасностями слишком энергично проводимых разменов, мы в дальнейшем отметим вкратце те немногочисленные случаи, в которых размен представляется целесообразным. Во всех остальных случаях размен, особенно достигаемый силой и во что бы то ни стало, нехорош. У маэстро размен естественно вытекает из хода игры; маэстро занимает линии или обеспечивает себе господство над отдельными стратегически важными пунктами, и тогда желанный размен осуществляется легко (см. партию №17, примечание к 35-му ходу). В первой главе мы рассматривали размен с последующим выигрышем темпа. Затем мы прибегали еще к размену, чтобы избежать отступления фигурой или для предотвращения защитительных ходов, сопровождающихся потерей темпа (упрощение с последующим развитием). Оба случая являются, в конечном счете, темповыми комбинациями, да и вообще расчет темпов имеет существенное значение при каждом размене. Достаточно вспомнить обмен новоразвитой фигуры на «темпопожирателя». В середине партии мы встречаемся со следующими мотивами разменов. 1) Мы меняемся, чтобы без потери времени занять (либо открыть) линию. Приведем простой пример.
Белые хотят занять (или открыть) линию, чтобы дать мат по 8-й горизонтали. Если они для этой цели сыграют 1.Сf3 или 1.Ла1, то у черных будет время предпринять что-нибудь против этой угрозы, например Крf8 или g7—g6. Конечно, правильно разменяться: 1.С:c6. 2) Разменом мы уничтожаем защищающую фигуру. Мы обмениваем ее, так как сознаем ее защитительную силу. В простейшем случае фигура защищает нечто материальное; таковой нам представляется всякая защищающая фигура. В первых четырех главах мы ознакомились с различными защищающими фигурами: фигуры, защищающие пешку на открытой линии; фигуры, помогающие блокеру; пешки, защищающие форпост, и т. д. Стоит постараться в каждом отдельном случае такие фигуры уничтожать. Но понятие «защищающая фигура», однако, более широко. Можно защищать пространство (например, доступ к 7-й горизонтали) или бороться против приближения неприятельских фигур (в партии №30 конь e3 защищает поля g4 и f5 против возможного приближения фигур — Фg4 или Лf5; известно также, что конь на f6 защищает всю позицию рокировки и даже фланг: так, например, вторжение Фh5 невозможно). Аналогично обстоит дело с блокирующей фигурой, расположенной в центре.
Благодаря своему радиальному действию конь защищает значительное пространство. Правило гласит: нужно стремиться к уничтожению всякой защищающей фигуры (защищающей — в узком и широком смысле этого понятия).
Серия разменов. Иллюстрация 1-го и 2-го мотивов
Белые выигрывают после ряда разменов, иллюстрирующих как 1-й, так и 2-й упомянутый нами случай. При первом взгляде на позицию мы замечаем черного коня, заблудившегося на h2, и его защитника — слона b8. Мы сыграем: 1.ed (без потери времени открывая линию «е» — 1-й случай) 1...cd 2.Ле8+ (ладья, защищающая 8-ю горизонталь, должна погибнуть!) 2...Л:e8 3.Л:е8+ Крh7 4.Л:b8 (защищающая фигура уничтожается — 2-й случай) 4...Л:b8 5.Кр:h2, и белые выигрывают. 3) Мы прибегаем к размену, чтобы не терять времени на отступление. Этот размен мы осуществляем преимущественно в тех случаях, когда наша фигура подвергается нападению. Поставленные перед дилеммой — отступить фигурой и тем самым потерять ход или же обменять ее на неприятельскую фигуру,— мы избираем последнее, и особенно в том случае, если темп, который нам удалось таким образом сэкономить, может быть целесообразно использован. Итак, вопрос времени (темпа) должен иметь при этом актуальное значение. Простейший пример.
1.Ке4 а4 (контрнападение) 2.Л:b6 (чтобы сэкономить темп) 2...аb 3.К:f6, и белые выигрывают. Если у обоих противников атакованы тяжелые фигуры, то нередко возникает разновидность 3-го случая: фигура стремится продать свою жизнь как можно дороже.
Черные играют, допустим, 1…a3? Белые согласны на размен ферзей, но если уж ферзь b2 приговорен к смерти, то естественно желание продать его жизнь как можно дороже: 2.Ф:b7+! Кр:b7 3.ed. Странно, но начинающим такие размены чужды: они скорее предпочтут героическое пожертвование ферзя (при всем уважении, какое они к нему испытывают). В частности, взятие коня совсем не жертва, в лучшем случае жертва временная; и, может быть, именно то, что жертва здесь связывается с прозаической тенденцией увеличения материала, создает для начинающего наибольшие психологические затруднения. 2. Каким образом и где происходит обычно размен. Мы остановимся на этом коротко. а) Прежде всего заметим, что упрощение всегда на руку сильнейшей стороне, то есть тому из игроков, у которого материальный перевес. Отсюда следует, что угроза размена может быть использована для того, чтобы заставить противника отказаться от той или иной сильной позиции фигуры (он предпочтет отступить ею, нежели разменяться, что только приблизило бы финал). б) Если двое стремятся к одному и тому же, то неизбежен конфликт; в шахматах такой конфликт (скажем, в борьбе за поле) выражается в форме размена. Например:
Центральный пункт позиции — е4; белые насколько возможно укрепляют этот пункт, черные же хотят его очистить, так как фигура, стоящая на е4, доставляет много хлопот. В конце концов дело кончается большим кровопролитием на поле е4. в) Если один из играющих оказывает сильное давление по открытой линии, то там достаточно простого продвижения, чтобы добиться размена, так как противник не может допустить вторжения; во всяком случае, он будет стараться ослабить нажим разменом. г) Слабые пункты, равно как и слабые пешки, имеют тенденцию взаимно размениваться. Для пояснения рассмотрим следующее окончание. №32
|