E4 е6 2.d4 d5 3.ed еd 4.Кf3 Cd6 5.Cd3 Kf6 6.h3 0—0 7.0—0 h6.
Мотив связывания посредством Сс1—g5 или Сс8—g4 оказывается как бы исключенным навсегда. 8.Кc3 с6 9.Ке2 Ле8 (игра по линии «е») 10.Кg3 Ке4 11.Кh5 Кd7 12.c3 Кdf6 13.Кh2 Фс7 14.К:f6+ К:f6 15.Кf3 Ке4 16.Сс2 Сf5 17.Кh4 Сh7 18.Сe3 g5 19.Кf3 f5 20.Ле1 Ле7 21.Кd2 f4 22.К:е4 dе 23.Сd2 Лае8 24.c4 с5 25.Сc3 Сg6. Этот ход слоном знаменует собой повторное появление мотива связывания, ибо теперь черные грозят при случае начать атаку на пункт h3 посредством h6—h5 и g5—g4. Ход h2—h3 был в свое время сделан белыми с целью защиты от угрозы связывания коня f3 (посредством Сg4) и поэтому находится в логически-причинной связи с этим мотивом. Сообразно с этим атаку против пункта h3 следует рассматривать как логическую вариацию той же темы — мотива связывания. Иными словами: продвижение черных с целью нападения на пешку h3 знаменует вторичное появление мотива связывания, как будто исчезнувшего после 7-го хода. Продолжение партии нас в данный момент больше не интересует (см. партию №11). При разыгрывании ее читатель с удовольствием отметит, что черные отказались от дальнейшего проведения плана, начатого или, вернее, возобновленного ими на 25-м ходу (Сh7—g6); раскаявшись, они возвращаются к операциям по линии «е». Но это не имеет существенного значения, так как партия могла бы развиваться и иначе. Важно лишь уяснить себе большое стратегическое значение мотива связывания. 2. Понятие о связанной полностью и связанной наполовину фигуре. Защита, осуществляемая связанной фигурой, — фикция! Выигрыш связанной фигуры. Разменная комбинация на поле связывания и два основных мотива ее. Для осуществления связывания необходимы три фигуры: связывающая, связываемая и фигура (находящаяся позади связываемой), с которой связывается предыдущая. Связывающая фигура через голову связываемой атакует фигуру, находящуюся позади. В большинстве случаев фигура, являющаяся объектом нападения, — король или ферзь. Все три действующие фигуры расположены или на одной горизонтали (вертикали), или на одной диагонали.
Ладья h4 связывает пешку h6 (наполовину); слон g1 связывает коня с5 (полностью). Фигуры, стоящие позади: в первом случае — ладья h7, во втором — король а7. Связанной фигурой уходить с линии связывания нельзя, так как стоящая позади фигура становится в этом случае жертвой нападения. Если неподвижность связанной фигуры абсолютна, то есть эта фигура вообще не может сделать никакого хода, то мы имеем дело с полным связыванием; если же связанная фигура может сделать ход на одно или несколько полей в направлении к связывающей, то она связана наполовину. На диаграмме 135 пешка h6 связана наполовину, так как у нее есть возможность хода h6—h5. Связанный конь всегда связан полностью. Относительно других фигур можно сказать следующее: если связанная и связывающая фигуры одноименные, то связать можно лишь наполовину. На диаграмме 136 слон с6 связан только наполовину: он может ходить по диагонали с6—h1. Пешка может быть связана полностью лишь фигурой, действующей по диагонали или горизонтали; в случае же, если связывание происходит по вертикали, то связывающая фигура может полностью связать пешку лишь путем ее блокирования (например: белые — Лg6; черные — Крg8, п.g7). Однако такая неподвижность, в сущности, обусловлена не только связыванием, но и блокированием.
Связанная фигура дает лишь мнимую защиту. Она только «делает вид», что защищает, в действительности же она парализована. Поэтому смело можно ставить свои фигуры под ее удар: все равно она не может их взять.
Выигрывающие ходы 1.Ф:g3+ и 1.Ф:a6+ найти нетрудно. Для этого достаточно заметить, что слон f4 и пешка b7 связаны и по этой причине пешки g3 и а6, «в общем» защищенные, в действительности совершенно беззащитны. Все это очевидно. И тем не менее начинающий шахматист предпочтет сунуть голову в пасть льву, чем поставить ферзя под удар! О, это почтение перед большой ценностью фигуры! Смелее, смелее! Ведь связанная фигура бессильна! И разве не самой прекрасной добродетелью бюргера является проявление мужества там, где ему... не грозит никакая опасность?! Очень часто представляется случай играть на выигрыш связанной фигуры. Нас, знающих, что всякая неподвижная (или даже только несколько стесненная в своей подвижности) фигура легко может превратиться в слабое место позиции, такое положение вещей не поразит. При попытке выигрыша связанной фигуры необходимо, однако, заботиться о том, чтобы эта фигура не освободилась, иначе к ней вновь вернется подвижность, а следовательно, и сила. Если не считать этой необходимости, то операции против такой фигуры протекают по известному уже нам плану: накопление угроз, а при достаточной защите — уничтожение (уменьшение) числа защищающих фигур (см. вторую главу, пункт 4). Однако нужно учесть одно новое обстоятельство, а именно: при атаке на связанную фигуру нападение пешкой оказывается решающим. Что иначе и быть не может, ясно из того, что от нападения пешки фигура может спастись лишь бегством, но как раз отступление-то и невозможно, если фигура связана.
Два элементарных примера выигрыша связанной фигуры путем нападения пешкой
В положении на диаграмме 138 (справа) следует: 1.Лh1 g6 2.g4, и конь теряется. В позиции слева пешке b5 нелегко проявить себя, предварительно необходимо расчистить ей дорогу: 1.Л:а5 bа 2.b6, и белые выигрывают. Итак, план атаки связанной фигуры строится таким образом, чтобы добиться необходимого численного перевеса нападающих фигур над защищающими; идеалом же является нападение пешкой, которое, как часто бывает на практике, венчает дело.
Нападение пешкой после предварительной подготовки этого нападения фигурами
На диаграмме 139 (слева) ясно видна энергичная осада пешки b6. Некоторые результаты этой осады уже налицо, а именно: пассивное положение фигур, защищающих эту пешку. Теперь пешка а4 продвигается, а это дает уже более осязаемый результат. В правой половине той же диаграммы белые ладьи связывают коня g7; правда, позади стоящей фигуры здесь нет, но конь все же связан, так как прикрывает поле h7. Движением пешки «h» до h5 белые лишили противника возможности высвободить коня посредством Крh8—h7—g6. Давление, оказываемое на этого коня одними только фигурами, хотя и очень чувствительно, все же не дает еще никаких реальных результатов. Однако теперь («с кинжалом под полою») начинает продвигаться пешка «f», которая и решает дело. Итак, фигуры могут оказывать давление, и иногда этого достаточно для выигрыша, но обычно смертельный удар наносит пешка. Теперь рассмотрим разменную комбинацию на поле связывания, в которой можно выделить два мотива.
1-й мотив разменной комбинации на поле связывания
1-й мотив. Задача белых в этой позиции заключается в выигрыше связанной пешки g7. Мы концентрируем угрозы против нее (перевеса 3: 2 мы уже добились!), но нас постигает разочарование, когда в ответ на 1.f6 эта пешка спокойно продвигается вперед: 1...g6. Оказывается, пешка g7 была связана не полностью, а самое большее — наполовину. И тем не менее проблема выигрыша объекта борьбы — пешки g7 — решается очень просто: 1.К:g7 С:g7 2.f6. Идея заключается в том, чтобы полусвязанную пешку g7 заменить связанным полностью слоном g7. Это 1-й мотив разменной комбинации. Здесь следовало бы выяснить еще один «мудреный» вопрос: как могло случиться, что белые, пожертвовав одну из атакующих фигур, все же сохранили перевес, необходимый для овладения пунктом g7? Ведь до хода К:g7 белые для атаки располагали тремя фигурами: ладьей, конем и пешкой; черные же защищали пешку g7 двумя фигурами — королем и слоном. Но после хода 1.К:g7 у белых остались лишь две атакующие фигуры, в то время как черные, казалось бы, не потерпели никакого урона... Ошибочность этого рассуждения кроется во втором утверждении: конечно, обе защищающие фигуры — король и слон — фактически еще существуют, но слон больше на защищает поля g7; наоборот, он сам сделался объектом нападения. Таким образом, в результате размена 1.К:g7 С:g7 выбыло из строя по одной фигуре у обеих сторон, и поэтому перевес по-прежнему на стороне белых. 2-й мотив. В партии Морфи — Консультанты после ходов 1.e4 е5 2.Кf3 d6 3.d4 Сg4? 4.dе С:f3 5.Ф:f3 dе 6.Сс4 Kf6 7.Фb3 Фе7 8.Кc3 с6 9.Сg5 b5 10.К:b5! сb 11.С:b5+ Кbd7 связанный конь d7 оказался в чрезвычайно опасном положении. Последовало 12.0—0—0 (скорейший способ ввести в игру по линии «d» обе ладьи для атаки пункта d7) 12...Лd8.
В этом положении белые могли выиграть коня посредством сдвоения ладей, например: 13.Лd2 Фе6 14.Лhd1 Се7 15.С:f6, но в распоряжении Морфи оказывается гораздо более сильный маневр. 13.Л:d7 Л:d7 14.Лd1. Эта разменная комбинация на поле связывания заслуживает внимательного рассмотрения. Была ли она выполнена для того, чтобы полусвязанную фигуру заменить фигурой, связанной полностью? Нет, ведь конь d7 был совершенно неподвижен. Была ли эта комбинация нужна белым, если бы ладья стояла на d2? Нет, тогда сдвоение ладей само по себе было бы достаточно сильным средством. Значит, комбинация была проведена с той целью, чтобы в борьбе против пункта d7 выиграть темп. Рассмотрим внимательно положение фигур до и после хода 13.Л:d7. До него белые располагали двумя атакующими фигу рами против двух защищающих (реально защищающих, ибо конь f6 сам связан, а втягивать в бой против легких фигур ферзя невыгодно). После хода 13. Л:d7 белые, правда, теряют атакующую фигуру, но тотчас заменяют ее другой (ладьей h1), в то время как черные навсегда лишаются защищающей их ладьи а8 (см. выше о «мудреном» вопросе). Таким образом, у белых оказывается как бы лишняя боевая единица, то есть необходимый перевес в борьбе против связанной фигуры. Итак, 2-й мотив заключается в выигрыше времени. После 14...Фе6 белые могли легко выиграть, продолжая 15.С:f6. Однако Морфи предпочел более изящное продолжение 15.С:d7+! К:d7, потому что теперь ввиду угрозы мата на d8 конь опять связан. Белые вынуждают его сделать ход и дают мат. 16.Фb8+! К:b8 17. Лd8Х.
2-й мотив разменной комбинации на поле связывания
Здесь связывающая ладья b5 атакована; отступить ею значило бы дать противнику желанный темп для освобождения: 1.Лb2 Кра7 2.Лdb1 Кd6. Правильно 1.Л:b7 Л:b7 2.Лb1, и белые выигрывают. Так как в данном случае белые пожертвовали ладью лишь с целью избежать потери темпа, то необходимо признать наличие 2-го мотива. Однако оба мотива могут встретиться и одновременно.
Сочетание 1-го и 2-го мотивов разменной комбинации
Очевидно, что здесь естественное развитие игры заключается в полном размене. Однако после 1.С:f6+ Л:f6 2.Л:f6 Кр:f6 3.b4 Кре5 черный король успел бы задержать пешку. Следовательно, белым необходимо осуществить размен более искусно. Этого они достигают, играя 1.Л:f6! Л:f6 2.b4, так как теперь черные вынуждены потерять темп для хода королем. После 2...Крf7 3.С:f6 Кр:f6 4.b5 король уже не может догнать пешку. Могут сказать, что это — комбинация для выигрыша времени. Совершенно верно, но выигрыша темпа мы добились, заменив полусвязанного слона связанной полностью ладьей. В итоге дело свелось к сочетанию обоих мотивов. В заключение приведем пример из партии Тарраша (с дачей вперед), цель которого — показать читателю, как с помощью цугцванга (средства, которое «вполне заслуженно пользуется всеобщим признанием») можно использовать связывание. Что последнее может легко привести к цугцвангу — ясно, так как эластичность (удобоподвижность) фигур, защищающих связанную фигуру, часто весьма незначительна, а подчас и вовсе отсутствует, как, например, в том случае, когда защита возможна лишь с одного поля.
Связывание, использованное благодаря цугцвангу
После знакомого уже нам пожертвования (1-й мотив), то есть после 1.Л:е5 Л:е5, последовало 2.g3! Не делая этого хода, белые дали бы противнику возможность сыграть f5—f4 и высвободиться посредством Крf5. Теперь же ход 2...f4 опровергается ответом 3.g4, и черные проигрывают вследствие того, что защита ладьи возможна лишь с одного поля. Ход 2...g4 также ничего не дает. Несмотря на громадный материальный перевес, черным во избежание худшего приходится удовлетвориться ничьей, играя, как показал А. Троицкий, 2...Крg6! с последующим Крh5—g4 и f5—f4. Приведенными соображениями и примерами анализ игры против связанной фигуры можно считать, по существу, исчерпанным. 3. Проблема развязывания: в дебютной стадии и в разгар битвы. Коридорная система. Оборонительный союз фигур, находящихся в опасности. Оттеснение, его смысл, опасность и более глубокое значение. После 1.e4 е5 2.Кf3 Кc6 3.Сс4 Сс5 4.Кc3 Кf6 5.d3 d6 белые могут связать коня f6 посредством 6.Сg5, причем этот простой связывающий ход порождает целый ряд возможностей для черных.
Проблема высвобождения связанной фигуры
Следует ли черным тотчас оттеснить слона (при помощи 6...h6 7.Сh4 g5) или же запастись терпением и сыграть 6...Сe6? Может быть, им следует рискнуть на контрсвязывание посредством 6...Сg4? Наконец, нельзя ли вообще пренебречь угрозой, заключающейся в связывающем ходе 6.Сg5 (а именно 7. Кd5 с последующим разрушением королевского фланга путем взятия на f6), и централизовать коня ходом 6...Кd4? В частности, внимания заслуживает ход 6...Ка5 или 6...0—0. Ниже мы разберем важнейшие способы высвобождения связанной фигуры. а) Оттеснение. Ясно, что раннее продвижение фланговых пешек ослабляет позицию. Для примера укажем, что в шотландской партии после 1.e4 е5 2.Кf3 Кc6 3.d4 еd 4.К:d4 Кf6 5.Кc3 Сb4 6.К:с6 bс 7.Сd3 d5 8.ed cd 9. 0—0 0—0 10.Сg5 с6 11.Ке2 может последовать 11…h6 12.Сh4 g5? После 13.Сg3 у белых есть атакующий ход f2—f4 и, кроме того, возможность занятия пунктов h5 и f5, ослабленных ходом g7—g5 (черные навсегда лишились защищающей их пешки g6). Отсюда видно, что в данном случае оттеснение было невыгодно. Бывают, однако, случаи, когда оттеснение вполне уместно. Рассмотрим, например, начало партии Э. Кон — Нимцович: 1.e4 е5 2.Кc3 Сс5 3.Кf3 d6 4.d4 еd 5.К:d4 Кf6 6.Се2 0—0 7.0—0 Ле8 (черные уступили противнику центр, но оказывают давление на пешку е4) 8.Сg5? (правильно было 8.Сf3) 8...h6! 9.Сh4 g5! 10.Сg3 К:e4 (чтобы выиграть эту важную пешку, черные пошли на ослабление позиции; см. правило в первой главе, пункт 7а) 11.К:е4 Л:е4 12.Кb3 Сb6 13.Сd3 Сg4! 14.Фd2 Ле8, и после Кc6 и Фf6 черные укрепили свою позицию; устойчивости последней особенно способствует пешка d6. Черные легко выиграли. Приведенные примеры являются крайностями; но мы умышленно остановили свой выбор именно на них, чтобы показать, в чем заключается сущность оттеснения. Мы пришли к выводу, что оттеснение ослабляет позицию, следовательно, оно всегда должно быть чем-нибудь компенсировано. Такая компенсация обычно заключается в том, что слон оттесняется на невыгодную позицию, «пустырь», где его активность невелика. Однако такой «пустырь» тотчас же превращается в «цветущий сад», как только вскрывается центр. Следующие примеры пояснят нашу мысль. 1.e4 е5 2.Кf3 Кc6 3.Кc3 Кf6 4.Сb5 Сb4 5.0—0 0—0 6.С:c6 dс 7.d3 Сg4 8.h3 Сh5 9.Сg5 (ошибкой было бы немедленное 9. g4 ввиду 9...К:g4 10.hg С:g4 с последующим f7 — f5) 9...Фd6 10.С:f6 Ф:f6. Теперь ход 11.g4, безусловно, правилен, так как черный слон попадает на g6, где его действие парализуется несокрушимым пешечным массивом белых — е4 и d3. (Если бы у черных вместо пешки с6 была пешка d6, они могли бы оживить «мертвую» позицию слона посредством d6—d5.) Конечно, черные могут в конце концов перевести слона на f7 (после предварительного f7—f6), но этот маневр требует времени. Для белых же не возникает никаких опасностей, так как при наличии крепкого центра защитить ослабленный королевский фланг нетрудно. Больше того, этот ослабленный фланг становится мощным средством атаки — своего рода танком, медленно, но неуклонно продвигающимся вперед, особенно когда белым удастся занять конем позицию на f5 (см. партию №43). Теперь, когда мы до некоторой степени выявили логическую связь между понятиями «пустырь» и «центр», нам доставит удовольствие анализ положения, приведенного в начале главы. После 1.e4 е5 2.Кf3 Кc6 3.Сс4 Сс5 4.Кc3 Кf6 5.d3 d6 6.Сg5 h6 7.Сh4 g5 8.Сg3 нас должен интересовать вопрос, могут ли белые путем продвижения в центре оживить тот «пустырь», на котором очутился слон g3, или же этого сделать нельзя.
Оттеснение и его результаты
Естественно, что для ответа на этот вопрос нам нужно проанализировать возможности атаки в центре, которыми располагают белые. Оказывается, таких возможностей у них две: первая — Сb5 и затем d3—d4, вторая — Кd5 с последующим с2—c3 и d3—d4 (заметим кстати, что конь d5 является форпостом на диагонали слона с4 аналогично всякому форпосту на вертикальной линии). В случае 8...а6 (чтобы устранить первую возможность) белые могли бы сыграть 9. Кd5, например: 9...Сe6 10.c3 С:d5 11.ed Ке7 12.d4 еd 13.К:d4. Черные могут выиграть пешку, но после 13...Кf:d5 14.0—0 положение белых заслуживает предпочтения, так как оживший слон отнюдь не будет оставаться пассивным. Черные могут сыграть и 8...Сg4, чтобы до известной степени парализовать стремление белых вести активные операции в центре. В одной партии белые продолжали 9.h4 Кh5 (возможны были ходы 9...Лg8 и 9...Кd7; ходом в партии черные ослабляют центр) 10.hg (как ни заманчив этот ход — ибо взятие является естественным следствием продвижения пешки, — все же правильно было 10.Кd5. Логическое обоснование этого хода таково: ход 9.h4 повлек за собой ответ 9...Кh5; благодаря этому белые получили в центре некоторый перевес, а это может быть использовано посредством 10.Кd5) 10...Кd4. Эта перестановка ходов проигрывает, потому что у белых оказывается неожиданная комбинация (см. партию №44). Однако, продолжая 10...К:g3 11.fg Кd4, черные получили бы сильную атаку, например: 12.Л:h6 Л:h6 13.gh С:f3 14.gf Ф:g5 или 12.Кd5 (эта попытка занятия центра запаздывает) 12...С:f3 13.gf Ф:g5 14.g4 с6 15.Лh5 cd!,и черные выигрывают, так как за ферзя получают более чем достаточную компенсацию. Таким образом, для изучающего чрезвычайно важно понять, что оттеснение, которое, казалось бы, происходит где-то на краю доски, является, в сущности, проблемой центра. Правильность этой зависимости между оттеснением и центром мы докажем в дальнейшем на другом примере. б) Черные пренебрегают угрозой (допускают вскрытие своего королевского фланга). Этот способ может быть применен в том случае, когда мы располагаем значительной свободой действий в центре, то есть стремимся не только к пассивной безопасности, как в случае «а». Здесь мы должны иметь гарантию, что будем в состоянии перейти к активным действиям. Например: 1.e4 е5 2.Kf3 Кc6 3.Кc3 Кf6 4.Сс4 Сс5 5.d3 d6 6.Сg5. Теперь черным грозит неприятный ход Кd5. Однако они могут игнорировать угрозу и сыграть 6...0—0 7. Кd5 Сe6. После вскрытия позиции посредством 8.К:f6+ gf 9.Сh6 Ле8 10.Кh4 Крh8 создалась бы обоюдоострая позиция, но при этом белые не получили бы явного преимущества, так как черные располагают необходимой свободой действий в центре (возможность хода d6—d5), а нужно иметь в виду, что ничем нельзя парировать операцию на фланге более успешно, чем контрударом в центре. Дело в том, что белые предприняли маневр, после выполнения которого их фигуры потеряли связь с центром; этот маневр имел бы смысл лишь в том случае, если бы он дал белым возможность надолго овладеть пунктом f5, а это представляется сомнительным. Также после 8.С:f6 (вместо 8.К:f6+) 8...gf 9. Кh4 исход был бы неясен. Наилучшим продолжением для белых после 6...0—0 (см. диаграмму 145) 7. Кd5 Сe6 является, пожалуй, ход 8.Фd2, при помощи которого они сохраняют давление на позицию противника. (После 8...С:d5 9.С:d5 оттеснение слона g5 невозможно, например: 9...h6 10.Сh4 g5? 11.С:с6 bс 12.К:g5.) Положение белых несколько лучше. в) Привлечение на помощь резервов с целью добиться освобождения мирным путем. Этот метод может быть особенно рекомендован тем, кто предпочитает спокойные продолжения. Мы его знаем по защите Метгера в дебюте четырех коней, а также по матчевой партии Тарраша против Маршалла (русская партия). 1.e4 е5 2.Кf3 Кc6 3.Кc3 Kf6 4.Сb5 Сb4 5.0—0 0—0 6.d3 d6 7.Сg5. Здесь Метгер продолжал: 7...С:c3 8.bс Фе7 с целью сыграть Кc6—d8 и, в случае если слон отступит на h4, продолжать в том же духе: Kе6—f4—g6 и после Сh4—g5 играть h7—h6. Ясно, что такое медлительное маневрирование допустимо лишь при наличии прочного центра. Обычно на 8...Фе7 следует 9.Ле1 Кd8 10.d4 Кe6 11.Сс1 с5 или 11...c6 с приблизительно равной игрой. В русской партии после 1.e4 е5 2.Kf3 Кf6 3.К:е5 d6 4.Кf3 К:е4 5.d4 Се7 6.Сd3 Kf6 7.0—0 Сg4 Тарраш обычно применяет спокойный маневр 8.Ле1 с последующим Кb1—d2—f1—g3, продолжая затем h2—h3 (или сразу h2—h3). Таким путем он выиграл несколько красивых партий. Логические доводы, которые он выдвигает в оправдание своего длительного маневра, покоятся на двух постулатах: 1) высвобождение связанной фигуры необходимо осуществлять как можно скорее; 2) вспомогательные силы, привлекаемые для этой цели, получают возможность занять выгодные позиции, откуда им легче приблизиться к неприятельскому лагерю (Кg3—f5). Я хотел бы заметить, что модернисты склонны подчас в течение продолжительного времени сносить неприятное действие связывания. Мы не совсем убеждены в том, что от такого связывания необходимо освобождаться как можно скорее. К каким тактическим приемам мы в подобных случаях прибегаем, видно из дальнейшего изучения этой главы. г) Лавирование с оставлением про запас перечисленных ранее возможностей. Это, конечно, дело весьма трудное, предъявляющее высокие требования к технике игрока. Посудите сами: 1.e4 е5 2.Кf3 Кc6 3.Кc3 Кf6 4.Сс4 Сс5 5.d3 d6 6.Сg5 Сe6 (так сыграл Капабланка) 7.Сb5 h6 8.Сh4 Сb4! 9.d4 Сd7! (вызвав ход d3—d4, Капабланка ослабил пункт е4) 10.0—0 С:c3 11.bс (здесь белые могли бы предварительно сыграть 11.С:f6) 11...g5 12. Сg3 К:е4 (для высвобождения черные избрали подходящий момент) 13.С:с6 С:с6 14.de de 15.С:e5 (возможно, что 15.К:е5 было несколько лучше) 15...Ф:d1 16.Ла:d1 f6 17.Сd4 Крf7 18.Кd2 Лhе8 с выгодным для черных эндшпилем. На 64-м ходу противник Капабланки, автор этой книги, вынужден был сложить оружие. В более поздней стадии партии, особенно в тактической борьбе, процесс высвобождения принимает совершенно иную форму.
Высвобождение при помощи перекрытия одного из коридоров: b1—b5 или b5—b7
Черные играют 1...Кb6 или 1...Кb4. Пространство между связывающей и связанной фигурами, а также между связанной фигурой и той, которую она прикрывает, мы называем коридором. Высвобождения связанной фигуры можно добиться, ставя в один из коридоров защищенную фигуру. Другая возможность освободиться заключается в том, что прикрываемая фигура спасается бегством, уходя с линии связывания (в рассматриваемом положении 1...Крc6 или 1...Крс7). Если ценность стоящей позади (прикрываемой) фигуры не слишком велика, то высвобождения можно добиться, достаточно крепко защитив ее. В последнем случае не следует упускать из виду необходимости установления контакта между фигурами связанной, прикрываемой и той, которая служит для защиты последней.
Оборонительный союз фигур, подвергающихся опасности
Посредством 1.Лаb2 и Сd3 белые хотят привести в исполнение угрозу а3—а4. Каким образом черные могут отразить эту угрозу? Переведя ладью с b6 на b7 и защитив ее ходом Сc6; тогда на a3—а4 они спокойно ответят b5:а4.
Черные высвобождаются
На диаграмме показан еще один способ высвобождения: 1...Лb1+ и Лb2+ с последующим Сd4. Находившийся, казалось бы, в безвыходном положении слон b6 спасается благодаря контакту, установленному между ним и ладьей.
|