Студопедия — Жанры педагогического дискурса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Жанры педагогического дискурса






 

Дискурс многозначный термин лингвистики текста; важнейшие из значений дискурса: «1) связный текст; 2) устно-разговорная форма текста; 3) диалог; 4) группа высказываний, связанных между собой по смыслу; 5) речевое произведение как данность» (словарь «Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник»). Здесь же находим пояснение, что дискурс – «это текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс – это речь, погруженная в жизнь».

Дискурс рассматривается в широком смысле как сложное коммуникативное явление, как устное речевое действие, включающее как социальный контекст, дающий представление об участниках коммуникации и их характеристиках, так и процессы производства и восприятия сообщения.

В узком смысле, дискурс – это связная последовательность языковых единиц, создаваемая говорящим для слушающего в определенное время, в определенном месте, с определенной целью.

Педагогический дискурс понимается как процесс коммуникативного взаимодействия учителя (преподавателя) и учащихся в профессиональной педагогической сфере; это коммуникативное событие, включающее в себя значения, общедоступные для участников коммуникации, знание языка, знание мира, установки и представления.

Участниками педагогического дискурса являются преподаватель и учащиеся, коллеги, родители учеников. Ученые отмечают неравноценное положение учителя и учащихся. Их роли строго разграничены и детерминированы социальным статусом. Учитель выбирает предмет речевого общения (тему урока, тему воспитательной беседы и пр.), ищет функциональные речевые стратегии. Он дает разрешение ученикам включиться в диалог, прерывает контакт по своему усмотрению; определяет продолжительность коммуникации во времени.

Волгоградский ученый В.И. Карасик анализирует педагогический дискурс с точки зрения его цели (социализация нового члена общества: объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организация деятельности нового члена общества в плане его приобщения к ценностям и видам поведения, ожидаемым от ученика, проверка понимания и усвоения информации, оценка результатов), ценностей, стратегий (объясняющей, оценивающей, контролирующей, соединяющей и организующей), жанров и прецедентных текстов, к которым исследователь относит школьные учебники и хрестоматии, правила поведения учащихся, а также многие известные тексты детских книг, песен, пословицы, поговорки, известные афоризмы на тему учебы, знаний, отношений между учителем и учеником.

Лингвистический аспект взаимодействия учителя и ученика на уроке в классе включает следующие проблемы:

1) изучение функций высказываний таких, как утверждение, вопрос, ответ, команда и пр. и способов их интерпретации;

2) последовательность появления высказываний разных функциональных типов;

3) способы, средства и порядок введения тем; закономерности развития тематической структуры дискурса на уроке;

4) право говорящих на речь: кем и как оно определяется, как реализуется.

Педагогический дискурс многожанровое функциональное образование. В каждой сфере деятельности имеется свой репертуар речевых жанров, в том числе репертуар педагогических жанров – особых форм речевой практики учителя. В педагогическом дискурсе учитель выполняет роль ведущего, определяет очередность реплик, вводит и завершает темы, распоряжается правом на речь (А.К. Михальская). Минимальная единица педагогического дискурса - речевой жанр.

 

8.3. Особенности риторических жанров педагогического дискурса

Риторические жанры педагогического дискурса – это те же речевые жанры, которые учитель намеренно продуцирует, продумывая общие стратегии речевого поведения, выбирает речевую тактику – те или иные языковые средства, приемы активизации внимания и украшения речи, планирует их воздействие, сознательно уходя от риторической нейтральности, риторического нуля.

К риторическим жанрам педагогического дискурса относятся: слово о предмете речи; программная речь; эпидейктическая речь, агитационная речь; побуждающая речь, представление классу; оценочное суждение; отзыв; рецензия; творческий отчет; сентенция; шутка; риторический анализ речевого поведения учителя и ученика в разных ситуациях педагогического общения; диспут, дискуссия, дебаты, прения, беседа и др.

Различия между риторическими жанрами затрагивают новые уровни коммуникации: характер коммуникативной ситуации, тематическое наполнение дискурса, тактические повороты в разворачивании темы, разное концептуальное наполнение общения, разную степень запрограммированности ответных реакций, объем.

К жанрообразующим элементам, определяющим модель риторических жанров, отнесены подготовленность / неподготовленность высказывания, коммуникативное намерение, оценочность, модальность, риторичность, диалогичность, осознанность стратегии и тактики, адресность, образ автора.

Тексты педагогических риторических жанров всегда планируются, разрабатываются и готовятся учителем заранее как сложное речевое произведение, имеющее свою структуру, стилистическую и риторическую тональность. В зависимости от коммуникативного намерения (интенции) в них по-разному проявляется риторическая окраска (по А.Ф. Лосеву, «энергитийно-смысловая сущность слова»): в одних жанрах она максимально выражена, в других – фрагментарно. Так, риторическая окраска максимально выражена в «публичных» жанрах: эпидейктической речи, выступлениях на родительских собраниях, слове о предмете речи, явлении и др.; личностнозначимых жанрах: представлении классу и др.; оценочных жанрах: оценочном суждении, сентенции, шутке, риторическом анализе речевого поведения учителя и ученика в разных ситуациях педагогического общения, полемике, отзыве и др. В текстах этих риторических жанров слово в своих сочетаниях, подобно музыкальному тону, приобретает особое качество и особую силу: оживают психологические ассоциации, эмоциональные отношения, стремления.

Под риторической окраской понимается своеобразный смысловой «сгусток, довесок» высказывания, речи, имеющий торжественную, возвышенную, чувственную маркированность. Риторическая окраска передает стремление говорящего так или иначе – волюнтативно, эмоционально, эстетически – воздействовать на адресата. С ее помощью проявляется сопереживание, воображение, ассоциации. Риторическая окраска всегда мотивирована адресантом и «выводится» адресатом с разной степенью опоры на высказывание. Выделяют общие черты риторических жанров:

1) они антропоцентричны; совпадают по своим целям - прямым и косвенным; коммуникативным интересам (воспитать, формировать языковую личность элитарного типа), степени запрограммированности ответных реакций;

2) ярко выражены межличностные установки (всегда реализуется коммуникативно-прагматическая ось «я - мы», «я - ты»), образы адресанта и адресата являются реальными языковыми личностями;

3) диалогизированы (всегда ориентированы на получение вербального или невербального ответа);

4) политематичны;

5) всегда субъективны;

6) отражают особенности речевого этикета учителя;

7) зависят от ситуации общения;

8) характеризуются синтезом элементов различных функциональных стилей;

9) объединены стремлением к коммуникативному контакту.

Владение риторическими жанрами – основа риторической грамотности человека, на которой в значительной степени базируется формирование культуры общения языковой личности, специальных педагогических способностей учителя.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 4697. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия