Я устало опустилась на кровать – сегодня был тяжелый день. Вот уже почти неделю я не могла избавиться от этого навязчивого призрака, а все не решалась обратиться к врачу или хотя бы просто взять небольшой отпуск. Любые действия казались в подобной ситуации потенциально опасными. Если спросить, чего я боюсь, – я не смогла бы четко ответить. Все происходящее казалось абсолютно нереальным. Достав из сумки мобильник, я начала набирать телефон единственного человека, который мог бы меня понять.
- Алло, - услышала я. - Привет, Лида! Я сейчас не очень могу говорить, у тебя что-то срочное? – Голос Вероники звучал взволнованно.
- Ну как тебе сказать, даже не знаю, - ответила я.
- Ты меня пугаешь, Лидок! Ладно, я сейчас должна убегать, потом все расскажу. Может, даже приеду в выходные! Целую!
- Угу, целую, - ответила я уже в пустоту.
В последнее время обстоятельства очень разделили нас с Вероникой, и если говорить откровенно, она бы вряд ли поверила в весь этот абсурд с призраком. Скорее всего, посоветовала бы мне отказаться от работы в ночные смены или что-то в этом роде. Она вообще не любила разговоры о потусторонних мирах во всех их проявлениях.
Мне вдруг стало ужасно грустно. Я снова взяла мобильник и нажала на кнопку вызова. Я знала, что он просил не беспокоить по вечерам, потому что жена могла что-то заподозрить, но я отчаянно хотела услышать его голос. Миша ответил не сразу:
- Здравствуйте, Сергей Петрович! – Его голос был отстраненным, он явно не был настроен вести длительный диалог о том, что творится у меня в душе, впрочем, как всегда.
Точно так же когда-то вел себя Паша. У них с Мишей даже было некоторое внешнее сходство: оба невысокого роста, со светлыми волосами и голубыми глазами – мой любимый тип мужчин. Они постоянно отталкивали меня, а я стремилась к ним всей душой еще больше. История моих «болезненных отношений» – именно так их называла моя мама – началась с самого первого молодого человека и повторялась с каждым последующим. Меня бросило в жар, а потом в холод от этой мысли.
- Сергей Петрович? – услышала я. - У вас что-то срочное? Я понимаю, но у меня сегодня выходной, дети болеют, поэтому не смогу подъехать.
- Миш, пожалуйста, мне нужно с тобой поговорить, – почти без надежды сказала я, скорее для самоуспокоения – Мне очень плохо.
- Хорошо, завтра я приеду на сервис и ему наберу, спасибо, что предупредили! – отозвался безразлично он и добавил: - До встречи!
Телефон пиликнул и затих. Я знала, что нарушила наше главное правило – не звонить в те дни, когда у него выходные. Уверена, что он не будет теперь отвечать на мои звонки, как это было, когда я попросила отвезти меня в больницу восьмого марта. Но сегодня меня это ничуть не страшило. Я слишком устала, чтобы продолжать отношения. Единственное, чего было жаль, – потерянного времени, снова проведенного в ни к чему не ведущих отношениях. С другой стороны, радовало то, что я осознала бесполезность этой связи намного раньше, чем в прошлые разы.
Я встала с кровати и направилась в коридор. Напротив появилась Лия.
- Ты куда-то уходишь? – поинтересовалась она.
- Угу, в магазин, за новой симкой, – отозвалась я.
- Зачем она тебе? Старая вроде бы рабочая, – сказала Лия удивленно.
- Будем считать, что сломалась, – улыбнулась я в ответ. – Я решила расстаться с Мишей, – добавила я, немного подумав.
- Ах, вот оно что! Что ж, похвальное решение! Уверена, что тебя хватит надолго? С другой стороны, ты уже знаешь, что он еще и с Ирой спутался… - задумчиво проговорила она.
- Угу, а откуда вы знаете… Ну да, вы же все про меня знаете, – сама ответила я на свой вопрос.
- Я тебе вот что могу сказать, – продолжал призрак, - отношения никогда не распадаются сразу. Крушение их подобно камешку, попавшему в лобовое стекло машины на большой скорости. Сначала остается еле заметная царапинка. Однако она может превратиться в огромную трещину, которая будет мешать ехать вперед, закрывать горизонты. И вот когда ты понимаешь, что проще установить новое стекло, тогда все и завершается. Некоторые пытаются разглядеть путь сквозь трещину годами. Но рано или поздно все приходят к пониманию: невозможно постоянно терпеть неудобства. Глаза устают, и много нервничаешь… - Лия оборвала фразу и чему-то улыбнулась.
Уже стемнело, когда я наконец оделась и вышла на улицу. Лия старалась никак не обращать на себя внимание, но я все равно постоянно чувствовала ее присутствие. На улице было тепло, несмотря на достаточно поздний час. Открыв дверцу машины, я уже хотела было сесть, но вдруг что-то заставило меня обернуться к Лие.
- Скажите, как вы думаете, если бы рядом со мной был другой человек, не Миша, от этого что-то изменилось бы? – спросила я.
- Как тебе сказать: и да, и нет. Просто от его присутствия – нет. Но вот если бы с появлением в твоей жизни нового человека изменились твои взгляды на жизнь, тогда все может быть, – ответила она. – Знаешь, я ведь была в похожей ситуации и рассталась с мужчиной вроде Миши, но не сделала выводов, и вместо него пришел другой такой же человек. Со временем я смирилась с тем, что моя жизнь превращается в сказку об упущенных возможностях, я просто легла на воду и перестала сопротивляться. Но очень бы хотелось, чтобы ты не повторяла этой моей ошибки. Тебе нужно научиться смотреть на мужчин по-другому. Не с позиции «нравится - не нравится», а с позиции вашего совместного будущего. Ты уже достаточно долго разменивалась на кратковременные отношения.
- Вы говорите в точности, как моя мама, царствие ей небесное! – раздраженно перебила я.
- Я знаю, - ответила Лия, - но она была в этом права. Вспомни все свои прежние отношения! Что их объединяет? Правильно – отсутствие перспективы! Ты с самого начала делаешь ставку не на тех ребят, а потом удивляешься, почему до сих пор не замужем и нет детей.
- Я как раз думала сегодня о том же самом. Но вот как научиться выбирать «тех ребят», для меня это до сих пор загадка! – улыбнулась я.
– Скажи, а ты задумывалась, почему ты до сих пор не замужем? – спросила Лия.
- Наверное, потому что не встретила подходящего человека, с которым мне хотелось бы прожить жизнь. Или, если я его встречала, он был несвободен.
- Ты так думаешь? А мне кажется, что причина не в этом. По крайней мере, насколько я тебя знаю, – осеклась Лия.
- Тогда в чем же дело? Я не уродина, и до некоторых пор была успешной неглупой женщиной. Почему же у меня ничего не получается?
- Ты не задумываешься о самом браке, не представляешь его в красках.
- А что именно я должна представлять? – осторожно спросила я и села за руль, потому что начала замерзать.
- Брак – это компромисс. Постоянный выбор между своими интересами и интересами такого близкого и в то же время такого далекого для тебя человека. Жертвовать собой ради мужа всегда очень сложно, да и не совсем правильно, – продолжала Лия уже с заднего сиденья. - Конечно, нужно идти на уступки, но твоя жизнь не должна перерасти в многолетнее отступление, отречение от самой себя. Однажды ты очнешься и поймешь, что больше не способна чувствовать, думать, но менять что-либо будет уже поздно. Именно поэтому важно найти именно того, кто будет с тобой одной командой. Представь себе байдарку, в которой один гребет в одну сторону, а другой – в другую. Она будет кружиться на месте, а вы оба в конце концов выбьетесь из сил и предпочтете покинуть лодку. Так же и в браке. До какого-то момента вы будете стараться, но, если вы слишком разные, ничего не получится. Случается, конечно, что люди очень друг другу подходят, совпадают во всем, но жить вместе не могут. Однако чаще все же бывает наоборот.
- Ну, вы скажите еще, что любящие люди не должны никогда расставаться! – ехидно сказала я.
- Почему же. Если иногда вы расстаетесь, пусть надолго, на несколько недель, это совсем не страшно, в некоторых ситуациях - полезно. Но даже в такие моменты вы должны чувствовать себя семьей, верить в то, что, когда снова увидитесь, сможете поговорить о происшедшем, поделиться ощущениями. И увидеть в глазах своего собеседника интерес к тому, что он слышит от вас.
- То есть, получается, самое важное – чтобы муж был партнером? – подытожила я.
- Да, наверное, так можно сказать. Пока в тебе живет вера в то, что рядом есть человек, способный при первой необходимости взять на себя ответственность за твою жизнь, помочь тебе в любом вопросе, – брак существует. Ты не перекладываешь решение своих проблем на чужие плечи. Может, ты его ни о чем и не будешь просить. Но это чувство - оно важно. Семьи губит равнодушие и авторитаризм.
- Но ведь жертвы в совместной жизни неизбежны, мне так всегда казалось… - перебила я.
- Нельзя идти на жертвы и на сделки с совестью ради близких людей, потому что рано или поздно придет такой день, когда ты начнешь обвинять любимого в своих неудачах или нереализованных возможностях. Рискуй и побеждай саму себя ради самой себя, – ответила Лия.
Эта фраза показалась мне слишком напыщенной для реальной жизни, и я сделала вид, что погрузилась в осмысление слов призрака. Однако на самом деле ощущала только усталость и опустошенность. Смогу ли я когда-нибудь ее заполнить?