Юрсем опять проскучал целое лето. В июле он работал пионервожатым в пионерском лагере и, конечно, захватил с собой Сашку, Но эти 24 дня пролетели незаметно, а вот целый месяц не видеть своего маленького дружочка, было очень трудно. И этот долгожданный день наступил. Завтра 1 сентября и Юрсем с нетерпением ждал встречи.Швырнув сумку в общежитии, Юрсем помчался в Старый город. Сашкина хибарка была закрыта на висячий замок. Все стекла в окнах почему-то были выбиты. Заглянув в полураскрытое окошко, Юрсем просто остолбенел от неожиданности. В доме давно уже никто не жил. Все самое ценное, включая и Сашку, исчезло бесследно. Повсюду на полу валялись обрывки газет,какие -то старые тряпки, ненужный мусор. Хозяева явно переехали на новое место жительства.Посреди комнаты стоял хромоногий стул, а на нем висело единственное напоминание о черноглазом сокровище –его старенький пиджак от школьной формы. Тот самый, в котором Юрсем и увидал его в первый раз. Неужели все? Вот так, одним махом должна завершиться наша история? Извините, мои дорогие, но я так не согласен! Юрсем еле сдерживал слезы. Где же теперь тебя искать, малыш? Ведь он потерял что-то очень важное в своей жизни. И ни за какие деньги не вернуть и не найти Сашку. Хотя, стоп, без паники, ведь не могла же целая семья пропасть просто так, бесследно. Завтра же в школе праздник Первого звонка, вот там и выловлю Сашку, думал про себя Юрсем. А пока,не пропадать же добру, заберу я на память этот брошенный пиджачок. Сам не зная почему,Юрсем открыл дверцу старого шкафа с треснутым зеркалом,что стоял в углу. Среди кучи старого барахла он увидал потрёпанную бумажную папку. Совершенно машинально, просто так, из любви к бумажкам, которые так надоели ему в архивах, Юрсем запихнул ее в свой дипломат, а потом перелез через подоконник и крепко прижал к себе Сашкин пиджак, вдыхая его пыльный запах и вспоминая такие же коричневые, как ткань, глаза бесконечно дорогого человека. Юрсем в последний раз оглянул этот двор, где прошли его лучшие дни. Стояла оглушительная тишина. Казалось, что все живое вымерло и на свете кроме самого Юрсема никого не осталось. Над ним светило Солнышко и где-то там, в глубине Вселенной пропал его инопланетянин, до которого было тысячи световых лет. Неожиданно подул теплый ветерок, который зашелестел листвой старенькой яблоньки, что одиноко росла в Сашкином дворе. Это было любимое Сашкино дерево, которое к тому же давало чудесные плоды. Яблонька напоминала всегда Сашке те денечки, когда он лежал в коляске и смотрел на эти листочки, слушая мамины колыбельные песенки. Здравствуй, яблонька, вот я и вернулся. А где же наш любимчик, куда он подевался?Когда-то Сашка по секрету рассказал Ерему историю про эту яблоньку,а может быть, все это лишь приснилось ему однажды.
«Ветерок просыпался раньше всех. Еще дремали люди и звери, а он прилетал к маленькой яблоньке. Ветерок сдувал пылинки с ее листочков,заплетал косичками ее ветки, а яблонька радостно шептала: «Еще! Еще! Нам так хорошо с тобой, ветерок! Где ты пропадал в этот жаркий день, подуй скорее на меня, так нежно и ласково дуть умеешь только ты один. Не улетай, ветерок, мне было так скучно без тебя, скучно и одиноко в этом голом и неуютном дворике, продуваемом со всех сторон противными холодными ветрами. Не улетай!» Но и у ветерка были свои неотложные дела. И даже зимой, иногда, прилетал теплый ветерок проведать свою подружку. Он хорошо знал, что пройдут стужа и холода и на смену злой зиме придет матушка-весна.И снова радостно зашелестят листочки яблоньки при его появлении.»
Вот такую историю рассказывал этот малыш. И на его глазах появлялись слезы и он отворачивался, чтобы никто не увидал их. Где же ты теперь,где тебя искать?До свидания и тебе, Ветерок,тебе легко жить: захотел –прилетел.и никуда твоя яблоня от тебя не денется! А ведь ты такой же одинокий, Юрсем, как и эта яблонька. Унеси его печаль, ветер! Унеси его к Сашке! Ты же все можешь. Пусть Юрсем только одним глазочком в щелочку взглянет на своего друга, а Сашка почувствует, как же он нужен ему. Ничего-то ты не можешь, ветерок, улетай, обойдемся без тебя…
На празднике Первого звонка Сашки не было. Никто не знал, куда же он делся, даже его лучшие друзья сочувственно пожимали плечами и разводили руками. Директор заявил Ерему, что Иван Федорович забрал документы сына и перевел его в другую школу, но в какую именно,он не знает.На душе было противно. Отметившись на первой паре, Юрсем сделал ноги, которые сами понесли его в Башню Смерти. Забравшись на самую верхотуру, Юрсем стал изводить и мучить себя воспоминаниями. Тем более, что их с Сашкой щит с гербом все еще висел в Гербовом зале. Кому он теперь был нужен,этот щит. Вместе с тайной, которую они так и не разгадали. Сколько всего было пережито тут. И всегда рядом был маленький друг. Юрсем вспомнил, что зачем-то запихнул Сашкин пиджачок в свой дипломат и таскает его с собой полдня. Пусть хоть частичка Жука будет рядом.Юрсем достал пиджачок.Вдруг из его кармана на пыльный пол выпал листочек бумаги.Корявым и таким знакомым почерком было написано:» У нас новая мама. Мы переехали к ней. Адрес …»Ура!Юрсем чуть было не свалился в зияющую пропасть посреди Гербового зала. Какой же ты молодец, мой догадливый умненький мальчик, что бы я без тебя делал! Ведь даже в суматохе переезда ты не забыл про меня! Только тебе в голову могла прийти идея оставить весточку на самом видном месте - в старом и ненужном уже никому пиджачке, на который никто не позарится. До обеда Юрсем пробродил в Крепости. Теперь он понял, что значит любить больше жизни. Ну кто для него Сашка? Кто для Сашки Юрсем? Жизнь, зачем ты нам дана? Чтобы изводить несбывшимися мечтами, чтобы портить настроение ссорами и разборками? Чтобы дарить слезы разлуки? Но ведь ты, Жизнь, даришь нам и новые встречи, знакомства с теми, без кого просто не можешь представить свое существование. Спасибо тебе за это, Жизнь! Спасибо за то, что ты свела вместе наших героев. Ведь жили же они, даже не подозревая о существовании друг друга. Жили каждый без своего друга, которому так плохо, без улыбки другого, без его взгляда и прикосновения. Юрсем и Сашка в этот момент были так близко и так далеко друг от друга. Неуловимый дух Сашкиного присутствия витал и в Крепости. Все вокруг напоминало Ерему о его потере.И вдруг в его чуть-чуть поехавшей набекрень из-за всех этих волнений голове отчетливо зазвучали стихи: