Студопедия — Религиозность как внутреннее состояние человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиозность как внутреннее состояние человека






Слово «религия» происиходит от латинского religio или от латинского глагола relegere (благоговеть, собираться), что, как утверждал римский философ Цицерон в 1в.н.э., буквально означает «собрание».

Другое значение этого слова дал известный западный оратор Лактанций (f330 г.). Он считал, что термин «религия» происходит от другого латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять». Поэтому религию он определяет как союз благочестия человека с Богом.

Таким образом, происхождение слова «религия» указывает на два основных его значения - собрание и соединение, которые свидетельствуют о таинственном духовном союзе с Высшей реальностью.

В своем потенциале религия имеет несколько таких принципов, без которых она теряет себя, упраздняется, вырождаясь в оккультизм и магию, т.е. остается на позициях псевдорелигиозности. А может уклониться в сторону философии или этики.

Первый принцип религии состоит в исповедании личного, духовного, совершенного Начала, являющегося личностью, первопричиной всего существующего, в том числе и человека.

Этим положением религия принципиально отличается от других мировоззрений, для которых искомый идеал объективно не существует, но является не более как теоретической моделью или фантазией ума.

Вторым важнейшим элементом, присущим религии является убеждение в том, что человек способен к общению с Богом и вечным с Ним союзом. Именно категория вечности сопряжена с продолжением жизни после биологической смерти тела, переход в иную форму бытия, о которой Библия свидетельствует, что «... ваше ухо не слышало, глаз не видел и на сердце то не приходило человеку...» (1 Кор. 2:9)

В решении вопроса о душе и вечности с наибольшей очевидностью обнаруживается в каждом человеке его духовная ориентация: или избрать веру и вечную жизнь, с вытекающей отсюда нравственной ответственностью за свои поступки, или остановиться на вере в абсолютный закон смерти, перед которым одинаково ничтожны и бессмысленны не только все идеалы жизни, но и всякое противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием (безоб-раз(а)ие, т.е. отсутствие образа Божьего в душе человека; то же образование, т.е. опять же диплом, ученая степень, даже не столько знания, но именно ношение образа Божьего в душе человека. Именно такой человек образован).

Говорят — надо, конечно, во «что-то» верить. Однако, абстрактная вера во «что-то» не делает предмет этой веры истиной, потому что истина - в Боге. Коммунизм верил в свои идеалы, но к чему это приводило народы — знают все.

Можно верить не в абстрактные идеалы, а, скажем, с таким же успехом — в... стеклянный графин на столе, вознося ему молитвы...

Медсестра в глазки ребенку закапала вместо серебристого натрия карболовой кислоты. Она искренне верила судя по надписи на упаковке, что во флаконе лекарство. Однако ее вера не спасла ребенка от слепоты.

Однако, скажут вам, большое число людей инде-ферентны вере или вовсе атеисты. Но вера, как известно, и не определялась никогда, как и истина, количественным числом сторонников своих или противников. Можно наглухо заблокировать ширмой окна и, оставшись в полной тьме, убеждать друг друга, что света не может быть в принципе. Солнце от этого за окнами светить не перестанет. Для глухого нет музыки, для слепого — нет красок, для атеиста нет Бога, потому что у атеиста никогда и не было встречи с Ним.

Свой призыв к нам Бог пишет на скрижалях сердец наших. Он зовет всех к Себе через совесть (со-совместно, весть — Благая, евангельская. Отсюда — совесть), через наши внутренние сердечные искания.

Вот как говорит об этом Свящ. Писание: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем». (Деян. 17:26). И это закономерно вытекает из положения о том, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 3:8), а любовь, в свою очередь, это совокупность всех совершенств. И если человек в движении сердца своего слы-шит этот призыв, но сознательно его раз за разом отторгает, то он снова и снова насилует свою волю, совесть и разум, продолжая жить «как все».

Когда-то оптинский старец отец Нектарий рассказал такую притчу.

Жил на свете один вельможа. Богат был он и знатен, и было у него много всяких друзей, ловивших каждое его слово и всячески ему угождавших. А вельможа тот был характера крутенького и любил, чтобы ему все подчинялись.

Вот как-то раз на охоте с друзьями отошел к сторонке вельможа, да на виду у всех взял и лег на землю, приник к ней одним ухом, послушал, повернулся на другой бок, другим ухом послушал, повернулся на другой бок, другим ухом послушал, да и кричит своим приспешником:

— Идите-ка все сюда! Те побежали. Легли, слушают.

— Слышите? Земля трещит: грибы лезут. И все закричали в один голос:

— Слышим! Слышим!

Только один из друзей встал с земли молча.

— Чего ты молчишь? — спрашивает вельможа, — или не слышишь?

— Нет, — отвечает, — не слышу. И сказал вельможа:

— Э, братец, ты видно тово — глуховат на ухо! И все засмеялись над ним и с хохотом подхватили слова вельможи:

— Да он не только туговат, он напрочь глухой!

Атеизм. Массовый атеизм — всем знакомый и широко распространенный факт.

Для атеистического мировоззрения многих людей были разные причины. Так, Коперник и Кеплер открыли гелиоцентрическую теорию. Дарвин — развивал учение об эволюции, Фрейд занимался глубинами человеческого подсознания и фактически поставил под сомнение вопрос о свободе и ответственности человека. Человеку стало казаться, что он теперь в состоянии не только познать мир, но и переделать его под свой вкус. А религия стала казаться преодоленной ступенью наивного сознания. И вот все взялись «объяснить» веру в Бога.

Одни утверждали, что вера — иллюзорное исполнение человеческих желаний и стремлений (Фрейд, Фейербах); другие настаивали на том, что вера — это протест против зла и насилия,— «опиум для народа» (Маркс, Ленин); третьи усмотрели в вере проявление жизневраждебных сил. (Ницше).

Действительно, современный атеизм многолик. Буквально несколько десятков лет назад еще атеизм в стране у нас был воинствующий, хотя государство и декларировало право на свободу совести. Дискриминация верующих была повсеместной, атеизм ставил своей целью уничтожение религии не только идеологическими методами и формами, но и физическими средствами — разрушались храмы, репрессировали священнослужителей, преследовали верующих.

Есть так называемый «атеизм безразличия», который не ведет открытой борьбы с религией, полагая, что в принципе она уже преодолена, а оставшиеся пережитки в сознании людей отомрут сами собой со временем.

Третий вид атеистического мировоззрения — это так называемый «плоский атеизм», принимающий лишь то, что может быть воспринято лишь рассудком. Если в логической цепи рассуждений таких людей не достает аргументированных и рационально объяснимых звеньев, то сама система ценностей отвергается ими принципиально.

Есть вид атеизма освобождения человека от всякой зависимости, в том числе и от всемогущего Бога, будто бы ограничивающего нашу свободу и жизненное начало. Но свобода как раз и сокрыта в Боге и Его заповедях. Это субъективный фактор, который через совесть и разум определяет нашу свободу, ибо «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19).

Если человек побежден грехом — он раб греха и вольно или невольно служит падшим духам и у них находится в плену. Если же человек побежден учением Христа и Бога, то он становится «рабом праведности», и Спаситель мира говорит, что «уже не называю вас рабами, но друзьями» (Ин. 15:15), и именно только такое состояние духа и может быть совечно с Богом, ибо словами Писания: «Ничто нечистое Царства Божия не наследует». (Откр. 21:27).

Люди, прошедшие за свои религиозные убеждения сталинские лагеря, утверждали, что со Христом и в темнице была свобода, а без Него на свобода была тюрьма.

Пятый вид атеизма опирается на опыт зла в этом мире. Это своего рода протест против Бога, который будучи всемогущим и всеведущим, допускает зло и страдание в мире. Именно вопрос «почему я страдаю

или он?» питает их атеизм.

Почему же Бог допускает зло и несправедливость? Почему на планете такое обилие международных конфликтов и войн?

Происходит это от того, что человек, получив от Бога свободную волю и право выбора, избрал путь сотрудничества с сатаной и вражды с Богом. «С ближним своим говорят о мире, а в сердце у них зло» (Пс. 27-й), а поэтому: «Будут искать мира и не найдут» (Иез. 7:25). Что характерно сейчас для нашей эпохи.

Разве кто-то хочет опять воевать? Наоборот; каждый готов вести переговоры о мире и подписать «нерушимый мир», но только на тех условиях, которые он лично предлагает.

Волчья делегация как-то явилась к овечьему стаду и предложила: «А давайте дружить. Мы, волки, давно уже пытаемся наладить с вами дружбу, да виновниками всему — ваши овчарки. Как толь·ко мы приближаемся к вам со своим миром, они поднимают такой лай, что нам только и приходится, что спасаться бегством. Уберите ваших стороживых псов, и мы готовы будем подписать с вами любой договор о нерушимом мире».

Часто люди ищут даже примирения с Богом, но только на их условиях.

Свобода человека как образа Божьего всегда связана с риском неверного выбора. Иначе мы и не были бы свободными существами, с правом выбора — пусть и неверного. Вражда вошла в мир как следствие грехопадения прародителей.

В преддверии греха Бог всегда дает заповедь: «Се,грех лежит у порога дома твоего; он влечет тебя к себе, но ты властвуй над ним» (Быт 4:7).

Грех начался с непослушания. Дальше все развивалось в геометрической прогрессии — от брошенного в неприятеля камня, до сверхсовременного нейтронного оружия, так как «цивилизация и наука» лишь совершенствуют, оснащают и модернизируют грех, но сердце всякого человека остается «ложь во всякое время.» (Пс. 115:2). Это — звенья одной цепочки: от непослушания и, как следствие — убитого Авеля, до современных ядерных боеголовок, нацеленных на подобных нам же людей.

Взгляд на творение мира. Одним из важнейших догматических положений религии является учение о сотворении мира Богом. Вот как говорит об этом Библия: «Вначале сотворил Бог небо и землю... И сказал Бог: да будет так... И стало так...»(Быт. 1:1).

Оставляя в стороне духовный, нематериальный, сверхчувственный мир, попробуем рассмотреть сущность тварного мира в религиозном освещении. Здесь существует три точки религиозно-философского взгляда на эту проблему: дуалистическая, пантеистическая, меонистическая.

Дуализм рассматривает материю как субстанцию вечную, самобытную, то есть являющуюся тем исходным материалом, из которого Бог образовал мир, подобно архитектору и строителю. В этом случае, даже если мир и будет разрушен, его основа — материя — неуничтожима. Таким образом, материя, по мнению дуалистической концепции, сосуществовала совместно с Творцом и никак от Него не зависела.

Для такого взгляда нет никаких библейских подтверждений, и обесценивается сама идея Бога как Начала всех начал.

Пантеизм отождествляет Бога с окружающим миром, где последний становится единосущным Божеству. Бог как личность уже не существует, сливаясь с тварным началом. Разновидностей пантеизма достаточно много — это сабеизм (поклонение и обожествление небесных светил, звезд, комет), антропотеизм (обожествление живых людей; императоров, полководцев, политических и религиозных деятелей), зоотеизм (обожествление животных), анимизм (обожествление духов умерших предков), фетишизм (обожествление материальных предметов и вещей). Все это породило т.н. «племенные религии» или в библейском осмыслении — языческие культы.

Меонистическое воззрение на мир лишает этот мир реального бытия, как это имеет место в индуизме, где окружающая нас материя — это лишь сон Брахмы, совокупность субъективных ощущений. То же мы находим и у Платона, где вещи видимого материального мира — не более чем тени мира идей.

Вера

«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1)

«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1).

Много столетий тому назад, когда крылья гордого римского орла бросали тень на весь мир, храбрые воины Цезаря отправлялись покорять Британию. Когда на горизонте появились корабли врагов, тысячи англосак-сонцев собрались на холмах для защиты родины. Но к их чрезвычайному ужасу, первое, что римляне сделали, высадившись на берег — это сожгли свои корабли, т.е. отрезали себе всякий путь к отступлению. И с такой верой в победу они просто не могли не победить.

Евр. 11:1 один западный богослов (Веймут) перевел так: «Вера — это доверчивая уверенность в том, на что мы надеемся, убеждение в реальности вещей, которых мы еще не видим.» Вера буквально означает:

«сдаться, передать себя, подчиниться». Вера — это высший знак доверия.

Я никогда не был на Сев. Полюсе, и все-таки я верю, что он существует. Откуда? Из слов учебника, атласа, книг. Библия говорит: «Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим. 10:17).

Вера заключает в себе три основных понятия.

Во-первых, должно быть познание того, что сказал Бог. Вот почему так важно читать Библию. Достаточно даже знать самую важную библейскую истину:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Многие обращались к Богу и с меньшими знаниями. И даже через атеистическую литературу. (Мы часто бросаемся в атаку на атеизм, забывая, что лучше одна зажженная свеча, чем проклятье тьме. Когда-то умирал один известный преподаватель «научного» атеизма. У смертного одра собрались его вчерашние ученики и морально поддерживали своего учителя словами: «Ну, учитель, держитесь. Держитесь же, учитель!» Он открыл глаза, виновато посмотрел на них и ответил: «Рад бы... Да не за что...»).

Многие люди скажут: «Я не могу читать Библию, так как в ней ничего не понимаю, а поэтому лучше ее и вовсе не читать». Это неразумно. Да в Библии много непонятных мест. Мой ограниченный ум не вместит учение о бесконечности, времени, пространстве... Я могу также не разбираться в схеме телевизора, но из-за этого не отказываюсь его включать. Я не разбираюсь в калориях потребляемой пищи, составе ее белка и аминокислот — но я кушаю, чтобы жить. Другой может прекрасно разбираться в химическом строении пищи, но если не будет ее потреблять, то погибнет от голода.

Библия утоляет наш духовный голод, даже если мы в ней что-то не понимаем.

Во-вторых, в веру входят также чувства. Библия говорит: «Начало мудрости — страх Господень» (Прит. 11:7). Желание, страх, любовь — это чувства. Описано, как один христианский миссионер обратил к Богу на большом светском балу в Англии женщину, которая прекрасно музицировала, пела, читала стихи. Он обратился к ней наедине со словами: «Сударыня, как было бы прекрасно, если все Ваши способности направить на дело Божие. Ведь Вы такая же блудни-ца, как Мария Магдалина или пьяница, лежащий в грязной луже. Но я благодарю Иисуса Христа, что кровь Его очищает Вас от всякого греха». Женщина вспылила и покинула бал. От обиды и досады она проплакала всю ночь, А наутро написала такие дивные строки:

Таков как есть, во имя Крови За нас пролитой на кресте, Во имя Божьих призываний, Христос, я прихожу к Тебе. Таков как есть, слепой и бедный Добра не находя в себе. За верой, зреньем и прощеньем, Христос, я прихожу к Тебе!

Имя этой женщины знает теперь весь мир. Это известная христианская поэтесса Шарлотта Эллиот.

При религиозном переживании чувства могут быть разными. Одни люди склонны к душевному равновесию, другие же более воспламеняются (Давид), но чувство присуще и тем и другим.

Когда арабские войска в середине 60-х годов во много раз превосходившие численно и вооружением стояли в Гелате на подступах молодого государства Израиль — руководитель этого государства Бен-Гурион обратился к своему народу с отчаянным воодушевлением словами библейского пророка: «Слушай, Израиль!» Его речь была крылата и восхищала людей. Хотя численный перевес был очень значителен, арабы были опрокинуты и изгнаны из пределов страны. Бен-Гурин аппелировал прежде всего к чувствам людей.

Если мы любим Бога, то и наши чувства будут затронуты.

В-третьих, вере подчиняется воля. Это точно три человека, из которых один называется «разум», другой — «чувство», третий — «воля».

Разум говорит: Евангелие логично. Чувство действует на волю и говорит: Я люблю Бога. Я боюсь суда. И тогда посредник, именуемой волей, становится судьей. Нужно волевое решение, нужен шаг, действие. Иначе «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Это то, что именуют подвиг веры. Можно страдать за Христа — это подвиг веры. Скорбями Бог утончает, совершенствует. Можно терпеть страдания стиснув зубы, а можно страдания претворять в крылья, которыми воспарить к небу. И в этом смысл патософии (учения о страдании) — когда одно и то же солнце делает глину твердой как камень, а масло превращает в жижу. Не само страдание, а наше отношение к нему определяет — будет ли оно для нас благословением или проклятием. Главное помнить, что Бог, в Которого мы верим, даже в самый последний момент будет с нами. Руки Его всегда над нами: «Любящим Бога и призванным по Его изволению все содействует ко благу» (Рим. 28).

Когда горная орлица учит летать птенца, то она выталкивает его крылом из гнезда, и он быстро устремляется со скалы на дно ущелья, стремясь расправить крылья. Вот еще мгновение, и он разобьется о камни.

Но мать, летящая рядом, в последний момент берет его на свои мощные крылья. И снова относит в гнездо. Так орлица учит летать своих детей. Так Бог и нас учит летать. Кажется мы бываем в таком отчаянном положении, что не на что опереться — мы падаем в бездну обстоятельств и скорбей. Но в последний момент оказывается, что мы не в бездне, а на могучих распростертых крыльях! Так Бог учил летать Израиля. Так учит летать нас. Вот где тайна неиссякающей силы и воли к добру·у всех героев веры, начиная от Моисея и ап. Павла и заканчивая Серафимом Саровским или Матерью Терезой, которая в Калькутте, рискуя здоровьем и жизнью, открывала лепрозории для обреченных.

Все великое в мир входит вратами страданий. Ори-ген говорил, что жемчуг рождается от сорастворения молнии с водой. Нивелируя эту фразу, можно добавить, что Христос низвел на землю молнию, огонь которой сорастворяясь со скорбью человека, претворяет слезы печали в перлы дивной красоты.

Именно волевым решением многие христиане предпочли избрать ради горнего школу страданий, покину-

тости, одиночества. Таким образом, вера проявляется тремя способами:

она проявляется в учении, в том как Вы верите (на объект чего ваша вера направлена); она проявляется в преклонении — в общении с Богом и Церковью; она проявляется в морали — том образе жизни, которым

Вы живете.

Вера растет. Первоначально она слаба, но когда Вы начнете свой духовный рост с чтения Библии, воз-никнет желание общения с Богом (молитва) и далее -в Причастии, исповеди, участии в других церковных Таинствах — вы ощутите реальное присутствие Бога в вашей жизни.

Соотношение веры и знания (науки)

Наука и мировоззрение (в том числе религиозное) — два несводимых друг к другу понятия. Наука, хотя и есть система прогрессирующих знаний, однако всегда фрагментарных и непрерывно изменяющихся и потому не могущих дать полного и законченного представления о всем мире в целом.

По самой своей природе естественные науки не могут включать в себя постановку именно тех вопросов, которые являются прерогативой веры, то есть специфически мировоззренческими, а именно: бытие или небытие Бога, смысл и цель жизни, оправдание добра, наличие в мире зла и т.п. Как известно, естественные науки изучают лишь отдельные, фрагментарные стороны материального мира, а поэтому не могут служить базой для построения религиозного или атеистического мировоззрения. Попутно следует заметить и тот факт, что многие священнослужители были одновременно и крупными выдающимися учеными: каноник Коперник (+1543), аббат Мендель (+1884), священник Павел Флоренский (+1937), митрополит Иннокентий Вениаминов (+1879), архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (+1961), патер Шмидт (+1954), аббат Леметр и другие. Об этом более подробно поговорим в следующей главе.

Значение веры в религиозном мировоззрении столь велико, что и саму религию нередко именуют верой. По библейской текстологии вера формулируется как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.» (Евр. 11:1).

Начинается вера обычно с доверия к тем, кто уже имеет соответствующий опыт и знания. Но постепенно с приобретением собственного духовного опыта у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной жизни по мере очищения сердца от страстей.

Серьезно теологией как наукой можно заниматься только при условии постоянного нравственного очищения своего сердца и совести. Об этом же феномене свидетельствует и все святоотеческое предание, выраженное одной фразой: «Душа видит истину Божию по силе жития»*

(Правда Божия познается силою жития).

Поэтому принципиальное отличие знания (наук естественных) и веры (религиозной) состоит в следующем:

Знание имеет своим предметом видимое и постигаемое, а вера — невидимое и непостижимое.

Знание основывается на опыте, а вера основывается на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, а вера — преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

Вопросы к теме;

1. Что означает слово «религия»?

2. Принципы религиозного мировоззрения. Раскрыть содержание.

3. Какие виды атеизма Вы знаете?

4. Три точки религиозно-философского взгляда на творение мира.

5. Какие Вы знаете разновидности пантеизма?

6. Что Вы можете сказать о соотношении религиозной веры к знанию?







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 647. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия