Самостоятельная работа № 7
Литературные направления первой трети XIX века
Форма: анализ литературно-критических первоисточников Цели: систематизация сведений о романтизме и реализме, совершенствование умения анализировать теоретиколитературный материал.
Задание 1. Изучите таблицу, вспомните ключевые черты романтизма и реализма как литературных направлений.
Задание 2. Соотнесите высказывание с направлением. Свой ответ обоснуйте. Вариант 1. (Фамилии на А-З) «Каждый человек в душе своей держит роман, эту энциклопедию всей духовной жизни некоего гениального индивидуума» (Фридрих Шлегель). «Глава о том, как Вронский принял свою роль после свидания с мужем, была у менядавно написана. Я стал поправлять ее и, совершенно для меня неожиданно, но несомненно, Вронскимй стал стреляться» (Лев Толстой). «Я как высший судья поделил весь род человеческий на две неравные части: одна состоит только из хороших людей, но плохих или вовсе немузыкантов, другая же – из истинных музыкантов» (Гофман). Вариант 2. (Фамилии на И-Н) «Мы сочли нужным высказать это для того, чтобы оправдать свой прием –толковатьоявленияхсамойжизнинаоснованиилитературногопроизведения» (Николай Добролюбов). «Поэзия по своей сути имеет много точек соприкосновения с мистическим. Это – чувство особенного, личного, неизведанного, таинственного, данного в откровении. Оно позволяет представить непредставимое, увидеть невидимое, ощутить неощутимое» (Новалис). «Поэзия Байрона –это вопль страдания, это жалоба, но жалоба гордая, которая скорее дает, чем просит, скорее снисходит, чем умоляет; это Прометей, прикованный к Кавказу; это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самое себя» (Виссарион Белинский). Вариант 3. (Фамилии на П-Т) «Роман - зеркало на большой дороге. В нем отражается то лазурное небо, то грязь, лужи, ухабы. И человека, у которого зеркало, вы обвиняете в безнравственности.. Зеркало отражает грязь, и вы обвиняете зеркало. Обвиняйте лучше дорогу с ухабами или дорожную инспекцию» (Стендаль). «Сфера его – вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею» (Виссарион Белинский). «<Моя цель> заключалась в том,чтобы показать..., что мы, по большей части, отвратительно глупые иэгоистичные люди, "отчаянно испорченные" и жадные до суетных вещей. Таковывсе, кого вы видите в этой книге...» (Уильям Теккерей). Вариант 4. (Фамилии на У-Я) «Мое произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения, оно должно воплотить все социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер<…>не оказались забытыми» (Оноре де Бальзак). «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» (Михаил Лермонтов). «Авторы, вельможи, судьи, адвокаты, писатели на содержании казны, шпионы и т. д., говорящие и действующие в этой комедии, — это такие же люди, каких мы ежедневно встречаем в салонах, ни более напыщенные, ни более натянутые, чем в жизни, а этим немало сказано» (Стендаль).
|