Часть I. [2] См.: Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П.Чехова
ББК 88.8 Е80 Библиотека школьного психолога Главный редактор Д. И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной коллегии: Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, В. П. Борисенков, Г. Н. Волков, И. В. Дубровина, Л. П. Кезина, М. И. Кондаков, М. Ю. Кондратьев, Г. Б. Корнетов, Л. Е. Курнешова, М. Я. Лазутова, В. И. Лубовский, В. Я. Ляудис, Н. Н. Малафьев, 3. А. Малъкова, В. А. Михайлов, А. И. Подольский, В. В. Рубцов, В. А. Сластенин, В. С. Собкин, Л. С. Цветкова, Б. Ю. Шапиро А.П. Ершова, В.М. Букатов Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. — 232 с. ISBN 5-89502-008-9 (Московский психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-058-4 (Флинта) Наиболее интересные работы по теории актерского мастерства всегда привлекали внимание не только актеров и режиссеров, но и педагогов, юристов, социологов, врачей, политиков — всех тех, кому профессиально необходимы знания тонкостей межличностных отношений. Эта книга является своеобразным переложением театральной теории на язык, близкий и понятный учителям. Применение режиссерских идей в педагогической практике помогает в решении разнообразных проблем, возникающих и повседневной работе со школьниками, избавляет учителей от штампов И шаблонов, вызывающих недоверие учеников. Первое издание книги было удостоено Диплома II Стечении Министерства образования РФ по итогам конкурса Среди книг по педагогике за 1995 год Предисловие ISBN 5-89502-008-9 (Московский психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-058-4 (Флинта) Издательство «Флинта», 1998 , Основой данного пособия для учителя является ряд положений режиссерской «теории действий», разработанной выдающимся теоретиком театрального искусства П.М. Ершовым (1910-1994) и изложенной им в книгах «Технология актерского искусства» (1-е издание: М., 1959; 2-е, исправленное и дополненное: М., 1992), «Режиссура как практическая психология» (М., 1972) и «Искусство толкования» (М., 1997). Эти книги, представляя собой новую ступень в развитии идей теории актерского искусства выдающегося деятеля русского театра К.С. Станиславского, адресованы были прежде всего актерам и режиссерам. Но в своей практической и исследовательской деятельности мы неоднократно убеждались, что положения «теории действий» ценны и полезны не только узкому кругу театральных специалистов. Первая из названных книг Ершова посвящена рассмотрению конкретности человеческих действий, их составляющих «ступеней», естественных в жизни (и обязательных для воспроизведения на сцене), каждая из которых отражает единство физического и психического, материального и духовного начал в поведении человека. Вторая книга была издана с подзаголовком «Взаимодействие людей в жизни и на сцене». В ней, решая проблемы режиссерского искусства, Ершов изложил оригинальную систему параметров, позволяющую «измерять» (фиксировать) разнообразные случаи взаимодействия людей или моделировать их реальное протекание. Читатели второй книги, встретившись с подробной картиной всевозможных вариантов взаимоотношений между людьми, неизменно начинают в соответствии со своим жизненным опытом, установками и увлечениями делать интересные открытия, приходить к неожиданным для себя выводам, находить полезные советы, рекомендации, наблюдения. «Технология актерского искусства», «Режиссура как практическая психология» и «Искусство толкования» быстро завоевали признание не только у режиссеров, но и среди педагогов, юристов, социологов, врачей, политиков — всех тех, кому знания в области закономерностей межличностных отношений жизненно необходимы. Такие учителя, как Л.К. Филякина, С.Л. Рябцева, Предисловие известные в педагогической среде по неоднократным публикациям, например, в «Учительской газете», постоянно подчеркивают, что книги Ершова для них являются настольными. Но, к сожалению, число учителей, читавших труды П.М. Ершова, пока еще невелико. Чтобы поддержать и укрепить интерес педагогов к «теории действий», мы предлагаем своеобразное переложение идей театральной теории Ершова на язык, близкий и понятный учителям, то есть связанный с примерами возможного педагогического контекста использования этих идей в повседневной работе со школьниками. Не случайно 1 часть пособия мы озаглавили: Педагогика как практическая режиссура, добиваясь ассоциативного созвучия с названием второй книги Ершова. В параграфах первой части объединены материалы и пояснительно-теоретические, и пояснительно-практические. Известно, что учителя, зачитываясь гладкописью практических примеров, в итоге начинают ощущать необходимость раскрытия соответствующей теоретической базы, «фундамента», а после чтения чистой теории вздыхают — дескать, все понятно, но как эта теория выглядит на практике, представить не можем. Мы старались избегать подобных упреков, сопрягая теоретическое изложение с практическим. Вторая часть объединяет материалы для семинарских занятий по овладению учителем тонкостями актерского и режиссерского мастерства. Изложенные в этой части учебные упражнения, задания и игровые приемы работы могут помочь читателям-учителям в решении (да и в самом обнаружении) проблем, возникающих в процессе практического использования «теории действий», что, несомненно, скажется на повышении эффективности педагогической деятельности, избавлении учителей от штампов и шаблонов, вызывающих недоверие учеников.
Часть I
|