ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ» Тема 1: Выразительность речи учителя Игровые упражнения для расширения диапазона словесных воздействий Чуткое восприятие особенностей поведения как своего, так и собеседника, а также свобода и вариативность в общении могут и должны стать для учителя объектами совершенствования и развития. Этому может быть посвящен очередной педсовет или их цикл, если доклады учителей заменить на выполнение всеми присутствующими не очень сложных упражнений из театральной педагогики. Как показывает практика, проведение этих упражнений не вызывает особых трудностей и эффективно сказывается на заострении педагогического интереса к «языку действий». Так, например, всем участникам педсовета можно предложить упражнение СКУЛЬПТУРЫ. Учителя, разбившись на четыре группы, в каждой из них договариваются, кто будет «актером», «режиссером», «скульптором» — все остальные в группе становятся «глиной» для скульптур. Ведущий (в нашем примере им был завуч средней школы) разложил на столе карточки, на которых написано: • «Я приказываю!» • «Я предупреждаю!» • «Сейчас я вас удивлю!» • «Как вам не стыдно!» и т.д. Карточки раскладываются надписями вниз, после чего один Из учителей, выбрав наугад, переворачивает карточку и зачитывает вслух, что на ней написано — прочитанное становится для Всех групп общей темой. После этого школьные столы в классе были сдвинуты к стенам, и в освободившемся пространстве каждая группа приступила к работе. Тема 1: Выразительнос тьречи учителя Сначала «актер» с помощниками в своем «кружке» сыграл заданную тему. «Режиссер» помогал советами, подсказывал слова и окружающие (предлагаемые) обстоятельства этюда-сценки. После этого «скульптор» начинал лепить из своих педагогов фотографию сыгранного. Подчеркнем, что все четыре группы работали в одном классе, и это с режиссерской точки зрения очень правильно — если какая-то из групп уйдет из класса «порепетировать» в другое помещение, то единая рабочая атмосфера нарушится, что неизбежно отразится и в появлении у «выступающих» скованности, и в потере интереса у «зрителей». Во время работы учитель, ведущий педсовет, курсировал между работающими кружками и подбадривал отстающих или поторапливал увлекшихся, координируя таким образом общий ритм работы. Когда все группы были готовы, ведущий объявил «вернисаж», и каждая из групп выставила свой вариант скульптуры (две команды выставили скульптуры не одиночные, а многофигурные). Не занятые в «скульптурах» учителя стали, разумеется, сравнивать, обсуждать варианты, отмечать схожесть и различие, степень достоверности, выразительности и точности. Особо ценно было то, что некоторые педагоги обращали особое внимание на направление и «содержание» взгляда, положение корпура, головы, рук, ног, то есть на те компоненты, из которых и слагается «язык» бессловесных действий. После такой своеобразной разминки все учителя уселись на стульях в круг (столы остались, сдвинутыми к стене), который ведущий «разбил» на два полукруга и, дав каждому полукругу одну и ту же фразу: «Я жду тебя уже битый час», — объяснил, что после небольшой тренировки каждый в полукруге произнесет один и тот же текст, не повторяя предыдущих вариантов подтекста. Потом учителя каждой группы демонстрировали, как они произносят заданную фразу по-разному, не повторяясь, в то время как противоположная команда увлеченно и придирчиво принимала их работу. Подобный стиль обучения (в данном случае — обучения педагогов замечать «мелочи» поведения и по-режиссерски усматривать в них те или иные цели) называется социоигровым. Стиль этот, как, видимо, помнят внимательные читатели, является результатом синтеза дидактики (науки об обучении) с театральной педагогикой. При проведении педсоветов социоигровой стиль может использоваться не один раз. Для продолжения добровольного самостоятельного развития чуткости к бессловесным и словесным действиям, составляющим наше поведение, учителям можно предложить и более сложные, но не менее увлекательные задания, связанные со словесными воздействиями. Повторим, что 125 Часть II: СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ... воспитание и обучение неразрывно связано с умением воздействовать на учеников в ходе общения, с влиянием на их поступки, с0 стимуляцией их позитивной активности и сдерживанием тенденций негативных. Эти умения выходят за рамки любой прикладной предметной методики и составляют персональную педагогическую технику, которая явно перекликается с отдельными моментами актерского мастерства и может на него опираться. И взрослые, и дети склонны не осознавать свои более или менее виртуозные навыки воздействия на партнера. Поэтому на педсоветах-практикумах по педагогической технике учителям через актерские этюды (часто этюды-шаржи) приходится переоткрывать то, чем они постоянно пользуются дома и на работе, не отдавая себе отчета, как они это делают. Упражнение ЗАРИСОВКИ заключается в том, что учителя, объединившись в тройки (двое — «исполнители», третий — «режиссер»), показывают небольшие импровизации, в которых наугад выбранное ведущим среди лежащих на столе карточек одно и то же действие (приказывать, просить, упрекать, ободрять, удивлять, предупреждать, отделываться, объяснять, узнавать, утверждать и звать) выполняется разными людьми, а кем именно — указано на другой карточке, также выбранной наугад, но уже «посыльным» от каждой тройки. Когда свою импровизацию показывает одна тройка, все остальные учителя пытаются отгадать, что было написано на доставшейся им карточке. Подчеркнем — чтобы «зрителям» было, что отгадывать, «исполнителям» приходится в своих «зарисовках» избегать слов-подсказок. Так, если тройкам досталось ПРОСИТЬ, то произнесение в этюде слов типа «я тебя очень прошу» или «умоляю» будет откровенной подсказкой, так же как при задании УПРЕКАТЬ — использование слов: «как же тебе не стыдно». Когда учитель начинает понимать, что, Например, фразами, банально подсказывающими действие ОБЪЯСНЯТЬ («слушайте меня внимательно», «я сейчас все расска-*У»), можно и упрекать, и просить, и приказывать, то его природная чуткость к «языку действий» явно обостряется и, тренируясь, укрепляется, повышая педагогический профессионализм. Так, на одном педсовете учителям удалось увидеть и почти правильно угадать (что свидетельствует о хорошем уровне точности и работы учителей-исполнителей и восприятия учителей-3РИтелей) такие варианты: 1- «Ободряет» барыня 4. «Объясняет» 2. 3. барыня старушка девочка 5. 6. 7. учитель ребенок глупый человек умный человек Тема 1: Выразительность речи учителя
К этому же типу заданий относится упражнение РЕЧЬ ЭКСКУРСОВОДОВ. Учителя тянут билетики, в которых указаны характеры экскурсоводов. Например: • восторженный энтузиаст • новичок • ученый-исследователь • формалист • глупый ментор • недоверчивый перестраховщик. Педагогам, выполняя этюд, приходится искать тот способ словесного воздействия (или сочетание способов), который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь каждого экскурсовода особенная, сложная по составу действия, но имеющая один определенный стержень, который и важно поймать учителям для повышения своей квалификации. Задание «речь экскурсовода» требует выдумать ситуацию, может быть, использовать какие-то элементы костюмов, вспомнить какую-то, пусть даже примитивную, драматургию. На это нужна смелость, которая обязательно присутствует, если подобные педсоветы проходят не реже раза в полугодие. Тогда социо-игровой стиль их проведения будет, «конденсируясь», все быстрее и легче обеспечивать учителям комфортное самочувствие на подобном педсовете-практикуме. Сконструировано много социо-игровых упражнений по отработке навыка свободного употребления словесных воздействий. Вот основные из них. ХОЗЯИН ГОРЫ. Все учителя сидят в полукруге. Один стул в центре полукруга для хозяина горы. Учитель, вызвавшийся быть хозяином, тянет билет с подтекстом (опорным словесным действием). Он усаживается на стул и будет хозяином до тех пор, пока на любые вопросы, просьбы, приказы будет отвечать заданным подтекстом. Сидящие в полукруге пытаются «спихнуть его с горы», то есть задать такой вопрос, на который «хозяин» заданным подтекстом ответить не сможет. Тот, кому удается поставить «хозяина» в тупик, тянет новый билет и занимает стул «хозяина». Теперь уже его пытаются «сбросить» с горы. Упражнение очень нравится учителям, в ходе его выполнения возникает много смешных моментов. В нем, помимо пластичности и чистоты в использовании опорных действий, хорошо тренируется фантазия и находчивость, также весьма важные в педагогической работе. Часть II: СЕМИНАР-ПРА КТИКУМ... 12__________________________ ЗАМОК И КЛЮЧИКИ. На стул в центре садится один из Присутствующих — он «замок», который «откроется», то есть выполнит просьбу, команду своих коллег, если эта просьба или команда будет произнесена тем способом, который указан в билетике. Если же подтекст просьбы не совпадает, то «замок» отказывает автору просьбы, используя при этом тот самый подтекст, которым только что безуспешно пытался «открыть замок» автор просьбы. Когда же подтекст угадан, тот, чья просьба была выполнена, вытягивает новое словесное воздействие — «ключик», которым он будет открыт, и занимает место в центре. Если усилия присутствующих слишком не равны — одни активны, все время пробуют и часто «открывают замок», а другие пассивны, медлительны и поэтому не попадают на стул ведущего («замка»), — то упражнение быстро теряет привлекательность для участников. В этом случае можно посоветовать следующие «усовершенствования*: все «ключики» разбиваются на три группы. • I группа — подсказчики. Из их числа будет назначен открывающий «ключик». Остальные будут ему напоминать (пользуясь при необходимости тетрадями) те воздействия, которые он еще не использовал, то есть помогать «подбирать ключи». • II группа — протоколисты. Они будут фиксировать на листочках последовательность применения словесных воздействий (фиксировать не то, что наметила I группа, а то что реально получилось у их «открывающего»). • III группа — судьи. Узнав из билета подтекст, «замок» отдает билет судьям. Если они видят, что замок не открывается, хотя «ключик» был подобран правильно, то сообщают присутствующим, что «замок заржавел» или «сломался». После каждого кона все группы меняются местами против или По часовой стрелке: подсказчики становятся судьями, судьи — Протоколистами, протоколисты — подсказчиками, которые выбирают в своей группе нового «ключника». При таком варианте упражнения активность участников выравнивается и упражнение получается живым. В упражнении «замок и ключики» ведущему целесообразно °собо отмечать стремление «ключика» или «замка» к правдивости, Естественности поведения. Например, одно дело, когда «замок» открывается молниеносно (то есть выбивается из игры — начина-ет улыбаться, сообщать словами, что «ключик» угадан), и дру-г°е — когда «замок» открывается не сразу, но не потому, что он не Увидел «ключика», а потому, что сидящий в центре стремился оправдать свое согласие, сделать его естественным и потому согла-Сился не вдруг, а поколебавшись. Хорошо, когда «ключики» это ^ чувствуют и подыгрывают в естественности, максимально Тема 1: Выразительность речи учителя скрывая заданность общения. Все это открывает учителям в упражнении особый интерес, давая навыки, которые будут им очень полезны в педагогической работе. Добавим, что, меняя способы воздействия на партнера, педагоги начинают чувствовать выразительность этой смены и сталкиваются с секретами появления настойчивости в поведении. ЦЕПОЧКА ПОДТЕКСТОВ (словесных действий). Все получают от преподавателя цепочку-партитуру из 3—4 опорных словесных действий. Например: упрекать, просить, намекать, объяснять. Участники придумывают (выбирают) задачу и, добиваясь ее решения в этюде, применяют именно эту последовательность воздействий. То есть находят такое поведение, которое бы соответствовало заданной «цепочке» и зависело от поведения партнера, его сопротивления выбранной исполнителем цели (которую ни в коем случае не следует объявлять заранее). Исполнителю приходится находить уязвимые места в обороне противника именно в тех разделах сознания партнера, которые заданы в цепочке-партитуре. Способ оправдания перехода от одного словесного воздействия к другому в этюде — принципиааьно импровизационный, но законы его протекания универсальны: оценка («стоп-кадр», неподвижность), перестройка, воздействие новым способом на партнера. Пропуск любой ступени выявляет ложь. Длительность же ступеней может быть разной (от секундной до затяжной). УГОЛ ЗРЕНИЯ. На «площадку» выходят 3—4 человека. Перед выходом каждый из них вытянул билет, на котором указано одно из одиннадцати опорных словесных воздействий. Обговорив место действия, исполнители начинают этюд-импровизацию. При этом каждый пользуется только одним способом словесного воздействия (всегда только упрекает партнеров, или ободряет, или удивляет и т.д. — правда, эти воздействия можно использовать и с небольшими оттенками). От исполнителей требуется держаться единственного заданного действия, что бы с ними не случилось и что бы ни происходило вокруг. Для того, чтобы в ходе подобной импровизации у исполнителей возникали соответствующие «аргументы», им нужно воспринимать окружающую ситуацию всегда под одним углом зрения. Тогда в любом поведении партнеров они увидят предлог для упреков, для ободрений, для удивлений и т.д. Заданный «угол зрения» определяет как бы особую логику их поведения. ТАТЬЯНА (всегда узнающая — Светлане): Ты сегодня позвонишь Ивановой? АНДРЕЙ (всегда упрекающий — Татьяне): Что ты пристала к ней. Она уже устала. Часть II: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ... СВЕТЛАНА (всегда приказывающая — Андрею): Отойди от нас АНДРЕИ (всегда упрекающий — Татьяне): Ты говоришь это мне? СВЕТЛАНА (всегда приказывающая — Татьяне): Повтори. ТАТЬЯНА (всегда узнающая — Андрею): Ты не уйдешь, как просит Светлана? И т.д. В заключение повторим, что мы уверены — и наша работа с учительскими коллективами подтверждает эту уверенность, — что восприятие особенностей поведения (и своего, и собеседника), как и свободная вариативность в общении могут и должны стать для учителя объектами совершенствования и развития. Т е м а 2. Опыт перевоплощения через изменение логики взаимодействия с партнером Инициативность (поступательность) — оборонительность По ходу семинарского занятия его участники играют этюды. Перед теми исполнителями, кто должен держать инициативу в этюде (вести наступление), часто возникают проблемы поиска аргументов, изобретательности в ходах, поступках, без которых поведение не может быть настойчивым. Причина затруднений часто кроется в недостаточной мобилизованности, точнее — в ее формальности, оторванности мускульной готовности от готовности психической. Мобилизация оказывается простой, прямолинейной. Чтобы помочь играющим почувствовать на площадке мобилизацию, можно предложить им следующее задание. Каждый у себя в тетрадке записывает колонку интересных ему тем. Например, спорт, книги, техника, домашние животные. Затем — колонку с темами, которые, по их мнению, могут быть интересны партнерам. Например, музыка, фантастика, кинофильмы, вязание и т.д. Затем все участники делятся по парам, чтобы играть этюд, в котором один партнер (подробности о нем придумывают сами исполнители) пытается сделать все возможное, чтобы другой партнер (который будет вахтером, билетером, гардеробщиком, контролером) разрешил ему пройти через свой пост. Первый исполнитель в этюде должен нести наступление для осуществления своей цели, а второй — Держать оборону. Паре исполнителей назначается пара суфлеров 9-527
Тема 2: Опыт перевоплощения... (целесообразно суфлерами делать ту пару, которая после этого этюда пойдет на площадку сама). Обороняющийся выбирает из любой колонки тем в тетради суфлеров одну и держит ее в тайне от партнера. Если наступающий в своих попытках нащупать общий интерес (то есть предмет, волнующий партнера(натолкнется на задуманную тему, то партнер перестает обороняться и поддерживает тему разговора. Задание, которое мы сейчас излагаем, в театральной педагогике называется «поиск платформы». Участникам семинара объясняется, что если нам что-то очень нужно от партнера, то обычно в жизни мы его сначала подготавливаем к согласию. Если без подготовки, сразу изложить просьбу, то партнер часто, механически отделываясь, говорит «нет», после чего добиться от него «да» бывает очень трудно. Отсюда правило: избегать первого «нет». То есть сначала лучше поговорить на посторонние темы: о погоде или спорте, магазинах или вязании, и если разговор будет получаться, то далее, как бы между прочим, можно изложить и свою проблему. Тогда шансов получить в ответ бездумное, механическое, трудно поправимое «нет» будет гораздо меньше. Найденная тема — это платформа, способная «выдержать» проблему. Если не найти, не нащупать этой платформы, то проблема «утонет в болоте». Начинается этюд. Студентка потеряла номерок. Она подбегает к полусонной гардеробщице. — Тетя Катя, — сообщает студентка, — в буфете сосиски продают, все преподаватели уже туда пошли. — Да надоели эти сосиски, так, одно название только, — вяло отвечает гардеробщица. Видно, что студентка не собирается продолжать тему. Зрителям видно и то, что ей что-то нужно (видно ее сложную мобилизованность), и что она пытается найти общую платформу. — А вы кофточку на прошлой недели вязали... — начинает студентка. — От этих спиц в глазах только рябит и пальцы ломит, — вздыхает тетя Катя. Студентка растеряна. Выразительная оценка — поиск тем, подходов. Суфлеры, пользуясь своей тетрадкой, подсказывают темы. Девушка умело скрывает подсказку, отыгрывая, что ей самой пришла в голову эта мысль. Этюд продолжается. Вот и еще две темы испробованы. Мобилизация не падает, но «нужной» темы так и не найдено. — А у меня вчера попугайчик заболел, — с грустью сообщает вдруг студентка. Часть II: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ... — Попугайчик? — оживляется гардеробщица. А у тебя попугайчики дома живут? Говорила я своим — купите вы внучке попугайчика, а они щенка купили. А он месяц назад под машину попал — уж как внучка плакала! И давно он у тебя, попугайчик? — Два года. А теперь вот заболел. Сидит нахохлившись и не ест. Он у нас ручной — Кеша. — А он у вас разговаривает? Диалог завязался. После небольшого обсуждения самочувствия попугайчика (угаданная тема — «домашние животные»), который действительно жил дома у исполнительницы и немного прихворнул, она вспоминает о потерянном номерке. Гардеробщица по-доброму начинает ее журить, но ей самой ясно, что отдаст она студентке пальто без скандала и даже с некоторым удовольствием. Студентка заверяет, что как только она найдет номерок, обязательно принесет его гардеробщице — а то ведь сколько номерков уже потеряно, а бедной тете Кате отвечать, — и, получив пальто, счастливая, убегает с площадки. Этюд закончен. На площадку выходят и готовятся те, кто был суфлерами, а их суфлерские места занимает следующая пара. Во время подобных этюдов на наступательность (инициативность) со сложной мобилизованностью участникам семинара дается возможность интуитивно познакомиться с разными параметрами общения (дружественностью—враждебностью, силой—слабостью, деловитостью—претенциозностью), что позволяет позже на этой основе строить изучение каждого параметра в отдельности. Во время занятий не у всех и не сразу получаются этюды «на платформы». Случается, что тот или иной исполнитель, перебирая темы в поиске единственно нужной, теряет свою основную задачу, и тогда его поведение на площадке становится бесцельным. Бесцельным становится и разговор, возникающий на площадке. Это хорошо видно из зрительного зала остальным участникам семинара. Они сами ставят диагноз — «болото». В этом случае этюд прекращается, и проводится небольшое обсуждение. «Семинаристы» отмечают, в какой момент исполнитель, ведший наступление, потерял мобилизацию, потерял свою задачу, цель наступления. Деловитость — претенциозность (позиционность) Взаимоотношения между людьми всегда в чем-то проявляются- Любое произнесенное слово, любое действие и любой поступок сами по себе могут иметь тот или иной предметный смысл,Независимо от того, что в них проявляется и отношение к партне-рУ- Последнее обнаруживается не столько в этих действиях самих У Тема 2: Опыт перевоплощения... по себе, сколько в том, как они в каждом конкретном случае выполняются, то есть иногда — в тончайших оттенках, в мельчайших подробностях выполнения даже самого простого действия. Можно точнейшим образом выполнить конкретные просьбы человека и в то же время проявить пренебрежительное или, наоборот, слишком уважительное к нему отношение, вызывая у него ту или иную ответную реакцию, связанную с выяснением, пересмотром или утверждением заявленных поведением партнера взаимоотношений. Наступление (общение) из-за взаимоотношений между партнерами в теории театрально-исполнительского искусства называется позиционным (претенциозным),в отличие от другого варианта, который условно называется деловым. Повторим, что позиционное наступление может быть направлено как на сближение (улучшение) отношений, так и наоборот, на их ухудшение. В первом случае наступающий стремится сократить дистанцию между собой и партнером, сблизить отношения. Это разного рода лесть и заискивание, более или менее прикрытые. С целью сближения наступающий стремится доставить партнеру удовольствие то своим пониманием его исключительных достоинств, то предвосхищением любых его суждений, вера в справедливость которых тут же демонстративно декларируется. Во втором случае наступающий стремится увеличить дистанцию между собой и партнером, исходя из представления о том, что партнер ведет себя не так, как следовало бы, ибо претендует на то, на что не может, не должен, не имеет права претендовать. Следовательно, его нужно поставить на место, унизить в более или менее открытой форме. Со стороны это всегда выглядит как предъявление наступающим претензий своему партнеру. Этюды на позиционные наступления, как правило, вызывают интерес как у исполнителей, так и у зрителей — участников семинара. Во время позиционного наступления ярко проявляется поверхностная «дешевая» эмоциональность исполнителей, которой далеко до подлинно художественной. Большинству играющих легче даются наступления типа «ставить на место». Предупредительность в этюде, наступление за осуществление цели «унижением себя» технически дается гораздо труднее, хотя именно эта трудность развивает артистические качества личности, оказывает психотерапевтическое воздействие на характер любого человека. Отметим, что для некоторых учителей позиционное наступление за сближение дистанции довольно долго остается недосягаемым. Но их зрительские впечатления об удачных работах других участников семинара не пропадают даром, и результаты их воздействия начинают сказываться рано Часть II: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ... или поздно. Руководителю семинара следует предоставлять таким учителям возможность дольше других осваивать столь трудное для них позиционное наступление за сближение. Напомним, что в повседневном обиходе часто возникают кратковременные позиционные стычки (типа «ставить на место»), во время которых речь идет не столько о деле, сколько о характере его выполнения. Это выражается в претензиях примерно такого порядка: «Сколько раз я тебя просила...», «И вообще, когда тебе говорят...», «Ты никогда не выслушаешь...», «Я-то давно все понимаю, а вот ты...» и т.д. и т.п. Такого рода перебранки — позиционные стычки (претензии на какую-то другую дистанцию во взаимоотношениях) наглядно иллюстрируют противоположность направленности позиционной борьбы всякому деловому взаимодействию. Они всегда мешают делу, отвлекают от него, а иногда и ведут к обострению даже тех недоговоренностей, которые неизбежны и вполне совместимы с продуктивным деловым сотрудничеством. А если эти, иной раз пустяковые, расхождения возводятся в принцип, то происходит позиционная ссора. Некоторые люди (и это важно помнить учителям) склонны почти любое дело переводить на выяснение отношений, на предъявление претензий партнеру. Дружественность — враждебность В жизни у любого человека есть цели, отличающие его от Других людей, и есть такие, которые объединяют его с другими. Человек бывает занят и теми, и другими. Но при взгляде со стороны на его поведение достаточно легко обнаруживается, какие именно цели, интересы и идеалы для него более значимы — те ли, которые объединяют (делая его поведение дружественным),или те, которые разъединяют его и окружающих (делая его поведение враждебным). Дружественность раскрывает человека, враждебность закрывает его и психически, и физически — телесно. Враждебность Мобилизует человека с некоторым скрытым излишком — запасом на случай нужды в дополнительных усилиях. Дружественность обнажает действительную степень заинтересованности — освобождает и облегчает тело. Поэтому дружественность, при Меньшей мобилизованности, проявляется в большей свободе и Легкости движений, а враждебность, при большей мобилизованности — в скупости, точности, лаконичности движений. В деловой борьбе дружественность располагает к пользованию инициативой — к наступлению. Враждебность — к тому, распоряжаться инициативой или к обороне. Вообще пере-Тема 2: Опыт перевоплощения... ход в деловой борьбе к обороне при малейшей к тому возможности, ее упорство и скупое использование инициативы являются верными признаками враждебности партнера. Позиционное наступление любой направленности (увеличивать дистанцию между партнерами или уменьшать ее) можно вести и дружественно, и враждебно. Задача «ставить партнера на место» обычно сочетается с враждебностью. А «возвеличивание себя» тяготеет к дружественности. Чем больше искусственности и меньше искренности в борьбе за сближение, тем яснее в «восхвалении партнера» проявляется лесть, а в «унижении себя» — угодничество. И то, и другое требует обдуманности словесных аргументов, точности формулировок, тщательности проговаривания, а все это вместе свидетельствует о разности интересов в той или иной степени. Подлинно дружественные комплименты непроизвольны. Яркий признак дружественности — право на непринужденную улыбку, даже в относительно остром столкновении. Враждебность исключает возможность такой улыбки даже в столкновении мимолетном, малозначительном. На семинаре исполнителям этюдов почти всегда легче дается враждебность, чем дружественность. Поэтому с первых же этюдов на изучение и освоение дружественности и враждебности нужно оберегать исполнителей от враждебности (особенно выраженной не очень ярко) как от линии наименьшего сопротивления. Даже там, где она будет необходима, ее следует сдерживать. В этюдах дружественность практически легко заменить на враждебность, так же, как деловую борьбу — на позиционную. Обратные замены, напротив, трудны — они требуют полной перестройки всего поведения. Позиционная борьба уместна, когда невозможна дружественность. Некоторая степень дружественности почти всегда возможна, если возможен диалог. В способности и умении проявлять дружественность в общении в значительной степени кроется секрет человеческого обаяния. И учителя, глядя на учебные этюды участников семинара, начинают наглядно убеждаться в этом. Овладеть секретами дружественности учителям вначале может помочь такое задание. На площадку вызывается желающий. Его задача — держать враждебную оборону. Все остальные участники семинара по желанию выходят на площадку и, добиваясь своей цели, выполнение которой зависит от враждебно настроенного партнера, пытаются «пробить» оборону. Задача исполнителей — как можно дольше продержаться в дружественном наступлении, не скатываясь до враждебного. Возникает творческое соревнование — кто дольше продержится — в ходе которого и происходит интуитивное постижение участниками 135 Часть II: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ... упражнения секретов дружественности, которое руководитель семинара при общем обсуждении поможет сформулировать словами, оформить в знания. Сила — слабость В комнату вошел человек и обратился к одному или нескольким из присутствующих. Если мы обратим внимание, то увидим — вошел ли человек, считающий себя равным, считающий себя сильнее или слабее того, к кому он обратился. Например, вошел ли товарищ по работе, начальник или проситель. Разумеется, мы можем ошибиться — бывают начальники скромные, просители самоуверенные и товарищи по работе самые разные. Это-то и любопытно — мы увидим не должностное или служебное положение человека, а его субъективную психологическую позицию. Во взаимодействии людей сила каждого измеряется силами других. Накапливая силы, человек стремится не просто «знать», а знать лучше или не хуже, чем знают другие, не просто «уметь», а уметь лучше других, не просто «разбогатеть», а быть богаче или не беднее других — любые возможности привлекательны только в сравнении с возможностями других людей, причем практически не всех других, а каких-то определенных. По справедливому замечанию П.М. Ершова в книге «Режиссура как практическая психология» представление о своих силах зависит от представлений человека о себе самом, что является следствием того, как и сколь успешно человеку приходилось бороться. Свое возможности (силы) люди нередко видят в глубине и точности понимания факторов, в находчивости, в ценности своих знаний, в правильности своих прогнозов. Тут каждый мерит на глаз и более или менее на «свой аршин». Глупый человек может быть Уверен в силе своей мысли, поэтому может вести себя самоуверенно. На этом построены многие забавные эпизоды в комедиях. В трагедиях же мы часто видим, что убежденность персонажа в правоте идеи, увлеченность даже недостижимой целью, уверенность в ее конечном торжестве оказывается реальной силой, иногда превозмогающей все другие значительные силы. В жизни поведение слабого человека от поведения сильного Мы отличаем безошибочно. То, что для слабого важно, значительно, сильный может не заметить вовсе. Это обнаруживается в оценках. °се, что входит в состав оценки (неподвижность, полегчение или по-тяжеление тела, изменение степени мобилизованности), ярче, опре-1еленнее видно в оценках слабого, чем в оценках сильного. Тема 2: Опыт перевоплощения. Слабый надеется на успех, но не может быть уверен в нем. Поэтому успехи, достижения, победы являются для него большей неожиданностью, чем для сильного. Сильный воспринимает исполнение своих требований, как должное, а противодействие и неповиновение — как нечто неожиданное, ненормальное. Сильный удивляется противодействию партнера, слабый — его уступкам и своим успехам. К началу борьбы слабейший всегда более мобилизован, чем сильный. Но в мобилизованности слабого всегда видна суетливость. Для сильного характерны пристройки сверху, для слабого — снизу. Самоуверенность, независимость освобождают тело. Все действия сильного спокойны, четки, ясны, завершены. Действия же слабого осторожны, мелки, суетливы, неотчетливы. Если сильный, например, «просит», то он именно просит, а не клянчит, не выпрашивает, как слабый. Слабый добивается только крайне необходимого, а так как он при этом не вполне уверен в успехе, то отсюда и торопливость, которая влечет за собой ошибки, оплошности, исправлять которые слабый начинает с еще большей торопливостью. Так возникает суетливость в речи, движениях, в поведении в целом. Участники семинаров с удовольствием играют в этюдах сильных людей и гораздо менее охотно — слабых. При подготовке этюдов им очень часто начинают мешать штампы. Например, две исполнительницы задумали этюд, где действующими лицами являются мать и дочь. Невольно они начинают играть мать сильной, а дочь — слабой. Но такой этюд может оказаться скучным, а следовательно и эффективность его для учителей-семинаристов будет минимальной. Тогда руководителю семинара стоит посоветовать исполнителям сыграть наоборот: мать — слабая, а дочь — сильная. Начинается этюд. Мать суетится, мечется, а дочь лениво обороняется. И хотя исполнительница роли дочери пошла по наилегчайшему пути (оборона сильного), этюд оказался все же интересен участникам семинара. Они вдруг увидели сатиру на равнодушие и иждивенчество дочери. Более того, они увидели, как эту сатиру можно создать, а это очень ценный опыт для учителей, осваивающих социо-игровой стиль работы. Руководителю семинара приходится учитывать, что в обыденной жизни люди часто путают проявление силы с позиционной борьбой типа «ставить на место». Они иногда даже не представляют себе, что сильный может быть настойчив в чем-то другом, кроме «ставить на место». В этом случае словесные объяснения не помогут. Лучше подумать о том, как занимающихся увлечь перебором и исполнением разных вариантов, в ходе которых У Часть II: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ... них постепенно возникнут верные представления. Если же это Произошло, тогда для их закрепления можно обращаться к словесным объяснениям, формулировкам. Тема 3. Игры-задания для социоигрового стиля обучения Видимо-невидимо Задание является социо-игровым вариантом, например, словарной работы на уроке. Ученики делятся на несколько команд по 5—6 человек. Учитель же вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать-двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова. Затем компании учеников обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным уже для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись. Проверенные листочки возвращаются прежней компании для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось Меньше всего ошибок и пропущенных слов. Плакаты для задания «видимо-невидимо» могут изготавливаться и самими учениками во время урока. Для этого каждая команда посылает человека тянуть жребий — билетик с указанием той или иной темы. На уроках русского языка такими темами могут быть, например, следующие: непроизносимые согласные, безударные гласные в личных глагольных окончаниях, сложные прилагательные с дефисом, безударные гласные в окончаниях наречий и т.д. Затем каждая команда в течение установленных 5—8 минут готовит свой плакат, отыскивая нужные слова в учебниках и словарях. Когда все готово, команды покидают свои места, ос-1 тавляя там изготовленный плакат, и на одну-две минуты окружают плакат чужой, запо
|