КОМБИНИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ РАБОТЫ
До сих пор мы обсуждали различные способы работы по отдельности. Однако наиболее важный аспект мультимедийного подхода, вероятно, заключается в том, что он предоставляет возможность комбинировать и совмещать различные способы работы. Исследование в одной модальности естественным образом приводит к исследованию в другой и т. д. Каждое такое исследование дает новое видение, открывает новую перспективу. Способность вызывать зрительные образы может перейти в занятие творчеством, которое, в свою очередь, может привести к проигрыванию неких сцен в пространстве терапевтического кабинета. А как только сцена оказывается размеченной, клиент может воспользоваться техникой фокусирования, чтобы исследовать каждую часть возникшего образа. Одна моя клиентка в первой части сессии нарисовала радугу, составленную из концентрических разноцветных арок. Сделав рисунок, она посмотрела на свою работу, а затем четко описала ее как карту своей жизни от рождения и до настоящего времени. Она увидела ее как тоннель, уводящий к моменту ее рождения. Тогда я предложила ей вместе со мной разметить этот тоннель в пространстве кабинета, и мы обозначили линию от одного его конца до другого и наметили разные цветовые зоны так, как они были расположены на радуге; при этом и части комнаты на некоторое время окрасились в нашем воображении в соответствующие цвета. И в клиентке незамедлительно произошла перемена — благоговейный трепет возник в ней от понимания того, что теперь она находится внутри радуги, а не рассматривает ее со стороны. Достигнув этого ощущения целостности, мы смогли затем исследовать отдельные части тоннеля, двигаясь по ним в пространстве кабинета. В каждом из сегментов тоннеля клиентка вновь могла испытать переживания данного периода ее жизни посредством телесно сфокусированной регрессии. Некоторые сцены были чрезвычайно яркими, и женщина становилась необыкновенно эмоциональной, но, как мне кажется, она всегда сохраняла ощущение целого и понимание возможности перейти в другую зону. Одна — фиолетовая — зона оставалась незадействованной. Несмотря на свое желание войти в нее, клиентка боялась, что эта зона совершенно ее подавит. Мы попытались воспользоваться рисованием для исследования того, что могло быть внутри нее, но клиентка чувствовала актуальную потребность постоять внутри этой зоны, чтобы освободиться от ее власти над собой. Для этого ей нужно было, чтобы другие спектры радуги стали для нее более осязаемыми. Ей было нужно буквально опираться на другие части своего прошлого, чтобы убедить себя в том, что эта фиолетовая область не поглотит все остальное, что за ее пределами существует жизнь. Мы смогли войти в эту зону, создав линию жизни; ею стала нить другого цвета, которую клиентка взяла с собой, входя в эту фиолетовую тьму. Это помогло ей справиться с ощущениями, которые подавляли ее. Хотя здесь продолжали оставаться страхи и боль, она понимала теперь, что эта зона имеет свои пределы. Клиентка смогла удержать в себе ощущение других периодов своей жизни вместе с повторным проживанием ужаса того времени. Мой опыт показывает, что переход от одного способа работы к другому зачастую порождает у клиента новое понимание своей проблемы, новый инсайт. Вербальное общение дает возможность клиенту посмотреть на процесс через одно «окно»; другие способы работы позволяют посмотреть через иные «окна». Таким образом, изменяя перспективу, мы можем получить новое видение и понимание проблемы. Но, очевидно, результат применения различных способов работы не ограничивается простой сменой перспективы. Зачастую представляется, что перемены такого рода сами по себе вызывают изменение или инсайт. В примере, который я только что привела, можно различить несколько фаз. Первоначальная когнитивная разметка исходной целостности включает в себя вкрапления эмоциональных воспоминаний, представленных различными цветами радуги, выбор которых, возможно, зависит от взаимодействия сознательных и бессознательных факторов. Переход в пространственное измерение повлек за собой непосредственное ощущение протяженности, что не было представлено в рисунке. Это целая жизнь. Она наполняет терапевтический кабинет. Она больше того, что может быть схвачено несколькими мазками кисти. Последующее перемещение фокуса рассмотрения в пространство внутреннего мира клиентки дает еще более интенсивные переживания. Почти волшебный эффект цветной нити в заключительной части сессии — пример тех свойств магического талисмана, которыми зачастую наделяются объекты в сценах такого рода. Сдвиг в понимании может произойти также в рамках особого способа работы посредством смены местоположения. Это ясно можно увидеть на примере психодрамы, где техника обмена ролями может позволить главному герою мгновенно понять точку зрения другого человека, заняв его место. Эту технику не следует ограничивать работой с группами. Ее можно использовать благодаря пространственным перемещениям в терапевтическом кабинете, например, используя стулья, однако она может быть использована также и в работе с направленным воображением. Из приведенного примера видно, что переход от одного способа работы к другому может дать клиенту средства контроля над подавляющими его чувствами, возникающими при обсуждении тех или иных вопросов в ходе беседы. Если такой способ удержания ощущений и переживаний, как рисование, использовать в самом начале работы, то клиент может почувствовать больше доверия к другим способам исследования своих переживаний, поскольку он уже имеет некоторое ощущение степени их выраженности. Аналогично, если клиент ощущает себя растерянным и запутавшимся, продуцирование визуального образа может сфокусировать его мысли и чувства и сформировать план или ощущение целенаправленности дальнейших действий. Мультимедийный подход предполагает использование не одного, а нескольких способов работы. Комбинирование различных способов порождает такой стиль терапии, который дает клиенту нечто большее, нежели его отдельные компоненты. По-видимому, терапевтический процесс, в котором комбинируются различные способы работы, предлагает нечто более продуктивное, чем любой из способов, применяющихся по отдельности. Это такой процесс, о котором писала Натали Роджерс, отмечавшая значимость интеграции разных экспрессивных техник. С ее точки зрения, кумулятивный эффект некоторых психотерапевтических техник существует отдельно и в дополнение к их непосредственным эффектам: «...Я испытываю восхищение от интегрирования всех перечисленных выше <способов работы> и нахожу, что такое интегрирование есть нечто большее, чем любой из этих способов в отдельности» (Rogers N., 1990). Главное В этом — высвобождение творческих возможностей, возникающих при использовании различных способов работы. Это творческое проявление, как мне представляется, связано С новыми инсайтами. Оно распространяется также за пределы инсайта и становится той искрой, которая способствует возникновению у клиента новых возможностей.
|