Студопедия — МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РАБОТА И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РАБОТА И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ






 

Степень влияния различных способов работы в рамках терапевтического сеттинга на отношение между терапевтом п клиентом должна быть предметом серьезного обсуждения, это обусловлено центральным положением данного отноше­ния в целостном терапевтическом процессе.

Один из факторов, который проясняет суть этой рабо­ты, — вынесение вовне изложенного клиентом материала и превращение его в реальный объект в пространстве тера­певтического кабинета. Хотя этот материальный элемент, «содержание» сессии, присутствует и в традиционной «раз­говорной» терапии, в мультимедийной работе он зачастую осязаемо присутствует в пространстве кабинета. Такое зри­мое присутствие терапевтического материала, существую­щего отдельно от клиента, позволяет терапевту и клиенту приступить к его совместному исследованию, приводящему к усилению чувства партнерства. Как уже отмечалось, физи­ческое расположение терапевта рядом с клиентом может также символически поддерживать изменение их отноше­ний в направлении уравнивания позиций.

И напротив, существует множество стилей реагирования терапевта, которые могут сформировать более директивное построение отношений терапевта с клиентом. Поэтому важность уравнивания позиций терапевта и клиента как таковое — это вопрос для дальнейшего, более серьезного обсуждения.

В мультимедийной работе терапевт может задавать мно­жество вопросов. Использование вопросов в человекоцентрированной терапии является спорным. Основная цель вопроса — побудить клиента к размышлениям. Зачастую следствием вопросов является расширение области полу­чаемой информации и уменьшение степени взаимодействия с клиентом. В мультимедийной работе бывают моменты, когда требуется именно такой эффект, — подобный тому, который происходит в психодраме, где наблюдение за офор­млением сцены перед началом действия углубляет пережи­вания главного героя (Brazier, 1991). В психодраме вопросы используются для того, чтобы усилить чувства главного ге­роя, возникающие при создании окружающей обстановки, и прорисовать особенности второстепенных действующих лиц. В мультимедийной работе вопросы терапевта могут выполнять аналогичную функцию.

Вопросы, применяемые в мультимедийной работе, — это отклик на эмпатическое понимание и приглашение расши­рить прочувствованное ощущение ситуации. Можно попро­сить клиента развить его визуальный образ, как в приведен­ном выше примере или достичь более глубокого ощущения того, что этот образ означает. Элфи Хинтеркопф пишет о ценности вопросов для того, кто использует технику фоку­сирования (Hinterkopf, 1992). «Формулирование вопро­сов» — пятый шаг при обучении фокусированию по Джендлину (Gendlin, 1981). Хинтеркопф утверждает, что, помимо ускорения терапевтического процесса, этот шаг «удерживает меня от "пробелов" или блужданий... В тех случаях, когда я использую в своей работе только инструкции для шага "Быть с", пренебрегая при этом шагом "Формулирование вопросов", я зачастую чувствую себя неуверенным и поте­рянным, как будто плаваю в тумане. Когда же вопросы зада­ются в дружелюбной и теплой манере, то они приглашают меня побыть с моим прочувствованным ощущением и по­смотреть, что будет дальше».

Мне представляется, что оба эти момента применимы в мультимедийной работе, участники которой глубоко вовле­чены в происходящее в образной сфере. Эмпатическое отра­жение переживаний может оставить человека в «тумане», тогда как вопрос терапевта помогает иногда этот «туман» рассеять.

Некоторые вопросы обладают прерывающим свойством. Это важно, когда терапевт тесно контактирует с клиентом. Например, терапевт может прямо спросить клиента, переживающего состояние регрессии: «На сколько лет вы себя чувствуете?» Такой вопрос может повлечь за собой спонтан­ный переход клиента к сцене из его детства.

Иногда терапевт может принять на себя роль того, кто учит и направляет. Порой клиент испытывает потребность в том, чтобы его направляли, без этого он не может достичь уровня расслабления, необходимого для вхождения в образ. Он может нуждаться в предложении терапевта исследовать переживания, основанные на телесных ощущениях. Он мо­жет испытывать потребность в альтернативных способах работы или же в объяснении используемых техник, таких, как обмен ролями или экспрессивная лепка.

Некоторые терапевты предпочитают, чтобы эти дополни­тельные функции были отделены от собственно терапевтической сессии. Специалисты по фокусированию, работающие как терапевты, часто направляют своих клиентов осваивать навыки фокусирования на семинары, проходящие под руководством других терапевтов. Я сама время от време­ни предлагаю своим клиентам поучаствовать в психодраме или в групповых занятиях по телесно-ориентированной терапии. Такое отделение обучения психотерапевтическим техникам от реальной терапевтической сессии может ока­заться полезным и оправданным не только при освоении клиентом нового для него опыта работы с другими людьми в группах. Однако мой опыт свидетельствует, что такое отде­ление требуется не всегда.

Для меня конгруэнтность является важным элементом того или иного навыка или техники. Я не знаю, будет ли это иметь действие в вашем случае. Однако я часто убеждалась в том, что составление схемы различных событий моей собственной жизни — это полезный способ посмотреть на эти события «сверху»; мне интересно, могло бы это по­мочь вам, если бы вы попытались сделать нечто подобное, изобразив вашу жизнь на бумаге.

Мне представляется важным, чтобы терапевт осознавал ограниченность и условность применения предлагаемых техник. Какие бы теоретические построения он ни исполь­зовал, правильность окончательного выбора оценивается только через некоторое время после применения техники. Имеющиеся в его распоряжении методики, собственные терапевтические интересы, творчество и личный опыт, фак­тор времени и другие внетерапевтические элементы могут сыграть свою роль при выборе конкретного способа работы с клиентом. Терапевту следует предлагать те или иные возможности максимально открыто, а также быть готовым к тому, чтобы эмпатически откликаться на реакции клиента.

Третий, главный сдвиг в отношениях клиента и терапев­та — это рост уровня зависимости клиента от терапевта как в контексте конкретной сессии, так и в контексте тера­пии в целом. Это происходит, как правило, из-за нарастаю­щей директивности терапевта, но может быть также связано с некоторыми формами мультимедийной работы, в которые изначально заложена регрессия клиента. Это происходит также и потому, что клиент, реально входящий в процесс работы в такие периоды или ситуации своей жизни, которые вызывают у него страх, чувствует необходимость присут­ствия терапевта, который обеспечивает его связь с повсе­дневным миром, оставленным клиентом на некоторое время.

Вопрос зависимости — сложный вопрос. В некоторых те­рапевтических моделях предполагается, что зависимость — это нормальный момент психотерапии, к которому следует стремиться как к определенной стадии развития терапев­тического процесса в целом. В человекоцентрированной работе такое намеренное стимулирование зависимых и ин­фантильных свойств клиента в целом не приветствуется. В мои намерения не входит устраивать здесь развернутую дискуссию по этому поводу. Отмечу лишь, что каждый терапевт, какой бы вид работы он ни использовал, должен пони­мать, что определенные стили взаимодействия с клиентом — более директивные или явно поддерживающие, ориентиро­ванные на регрессию или на катарсис — так или иначе будут поддерживать зависимость клиента от терапевта.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 351. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия