СОЗДАНИЕ ОРИЕНТИРОВ ДЛЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РАБОТЫ
Выше были обозначены некоторые качества, которыми должно обладать терапевтическое отношение при использовании мультимедийных средств. В этом аспекте мультимедийный подход принципиально не отличается от других методов человекоцентрированной работы, однако он требует особого внимания к таким моментам, как власть и ограничения. Использование пространства терапевтического кабинета открывает множество возможностей. Терапевт может входить во внутренний мир клиента более реально, чем при обычном вербальном терапевтическом взаимодействии. Следовательно, потенциал вмешательства в данном случае значительно больше. При таком потенциале необходимо обозначить границы, в рамках которых должен работать терапевт. Ниже приведены некоторые ориентиры, которых должен придерживаться человекоцентрированный терапевт, не пользующий разные способы работы. 1. Эмпатическая связь. Самое главное, что требуется от любого терапевта, рискнувшего работать в новом направлении,— это поддержание эмпатической связи. Предварительное условие этого заключается в том, что, предлагая новый способ самовыражения, терапевт придерживается следующей позиции: его предложение должно представлять собой реакцию на процесс внутренней работы клиента и должно делаться с той же готовностью терапевта к отказу от этого предложения, как и любой другой эмпатический отклик. 2. Выраженная конгруэнтность в отношении процесса. Там, где это возможно, терапевт должен делиться с клиентом своими мыслями о процессе терапии и выборе способа работы. Мультимедийный подход наиболее эффективен, когда терапевт и клиент поддерживают дружеские отношения в терапевтическом путешествии. 3. Принятие пространственных фиксаций. В то время как клиент прикрепляет свои образы к различным точкам или предметам в пределах терапевтического кабинета, терапевту необходимо проявлять чуткость в отношении их принятия. Такие объекты будут обладать элементами подлинности даже после того, как мир образов клиента будет демонтирован. В принципе клиент может позволить себе любую форму такого физического демонтирования. 4. Сохранение нейтральной позиции. Моя практика индивидуальной терапии показывает, что терапевту не следует намеренно играть не свойственную ему роль. Риск состоит в том, что клиент может остаться один в своем воображаемом мире. Это не означает, что время от времени не будет спонтанно возникать феномен переноса, однако при его возникновение первичная роль терапевта будет состоять в том, чтобы «понимать и принимать» (Rogers, 1951, р. 203). 5. Понимание многоуровнего качества образов. Образы — это репрезентации прочувствованного ощущения. Они являются одновременно и самими собой, и воспоминаниями или картинами прошлого, и метафорическими резонансами текущих мыслей и чувств. Для того чтобы возник образ, в жизни клиента должен существовать некий живой элемент, символически представленный этим образом. Терапевт должен также понимать символические аспекты терапии и спокойно работать с материалом, который вовсе не нужно сразу же рассматривать рационально. Образ имеет свою собственную логику. 6. Приближение к заключительной стадии. Завершение любой работы с образной сферой — очень важный момент. Иногда, если путешествие складывалось из некоторого количества шагов, путь следует пройти заново. Определенные стадии работы, возможно, требуют каких-то слов или действий. Возможно, требуется время для безмолвного созерцания, переосмысления или обсуждения переживаний. Клиент, возможно, подвергает себя опасности, когда, ощутив себя вновь пятилетним ребенком, выходит от вас и идет к своей машине, чтобы ехать домой! В целом клиент сам должен чувствовать, какие завершающие этапы ему необходимы. Задача терапевта заключается в том, чтобы удостовериться, что для такого завершения клиенту было предоставлено достаточно времени, а предложение завершить работу было сделано в подходящий момент.
|