Эбрахим Салей и Лэн Холдсток
« Прощайте, маленький крестьянский дом и моя родная земля. Я покидаю вас, как молодой человек оставляет свою мать: он знает, что пришло время покинуть ее, и он знает также, что никогда не сможет оставить ее совсем, даже если:захочет». Герман Гессе. «Крестьянский дом» « Нетбольшей печали, чем утрата своей отчизны». Эврипид Гражданские войны и преследования диссидентов имеют столь же давнюю историю, как и само человечество. Исторические хроники уже с первых страниц полны трагическими повествованиями об угнетениях и бегствах от преследований. Это наследство сохранилось в веках, и сегодня мы продолжаем сталкиваться с проблемой беженцев, которые поставлены перед трагическим выбором — либо подвергаться насилию на родине, либо потерять свою идентичность в чужой и далекой стране» (Stein, 1986). Беженцы — это те, кого, пользуясь выражением Кунца (Kunz, 1973), «вытолкнули» или заставили покинуть родину, потому что бегство — единственная альтернатива насилию и преследованиям в их родных странах. Бегство — это вынужденный отъезд, вызванный идеологическими или политическими убеждениями людей и их чувством самосохранения. Таким образом, отъезд беженца из страны связан не с ожиданием лучшей жизни где-то еще, а вызван личными убеждениями и страхом преследования. Возможность возвращения для этих людей исключена до тех пор, пока существуют причины, заставившие их покинуть свой дом. В этом заключается существенная разница между беженцами и мигрантами: для беженца отъезд вынужден, а возвращение невозможно. Положение беженца в стране-прибежище сопряжено с разнообразными трудностями. Он попадает в тяжелую ситуацию, которая связана с потерей семьи, культуры, идентичности и статуса. Беженцы начинают ощущать себя настоящими «островками в чужом и зачастую враждебном море» (Mutiso, 1979). Если в своих сообществах они имели социальный и политический статус лидеров, интеллектуалов и активистов, то теперь они вдруг становятся никем среди людей, весьма отличающихся от них самих. Чувство отчуждения часто приводит к тому, что беженец чувствует подавленность, фрустрацию, испытывает горечь и обиду по отношению к приютившей его стране и ее жителям. В попытке совладать с этим разрушающим чувством изоляции он порой приходит к отрицанию настоящего, «цепляясь за знакомое и не меняя в своей жизни ничего, кроме необходимого» (Scudder, Colson, 1982). Беженец, таким образом, становится узником как своего прошлого, идеализируемого им самим, так и своего будущего, в котором господствует надежда на окончательное возвращение домой. Об этом красноречиво пишет южноафриканский беженец и журналист Малан: «Я страстно хотел снова оказаться вместе со страдающими социалистами, сидеть с ними за чашкой чая в холодных убогих кухнях и разговаривать о политике. Даже тогда, при всей ее низости и призрачности, наша жизнь была просторной сценой, и ты находился на этой сцене, играя отведенную тебе роль. Я часто думал о том, что мог бы остаться дома или вернуться в свою страну, но это было невозможно: я сразу же был бы схвачен и посажен за решетку как уклоняющийся от службы в армии» (Malan, 1990, р. 76). Парадоксально, но во многих случаях невозможность вернуться на родину лишь обостряет иллюзорную мечту о возвращении домой. Такая фиксация на прошлой идентичности и отвержение настоящего подобны обоюдоострому мечу. Если не осознавать и не контролировать эти явления, они могут стать деструктивными и патологическими. Однако если относиться к ним правильно, то они становятся жизненным стимулом для самоисследования и личностного роста. Именно на этом следует сосредоточить свое внимание работникам, занимающимся психологическими проблемами беженцев. В общине беженцев из ЮАР, живущих в Амстердаме, было много неурядиц, разногласий и конфликтов между черными и белыми ее членами. Хотя ранее человекоцентрированная терапия в работе с беженцами не применялась, зарекомендовавшая себя эффективность человекоцентрированных групп встреч, способствующих личностному росту (Rogers, 1970; Sanford, 1980), позволила предложить эту форму работы как метод, облегчающий психологическую адаптацию южноафриканских беженцев в Нидерландах.
|