ОБСУЖДЕНИЕ. Итак, мы видим, что представленное выше противоречие между свободой взглядов и приверженностью основополагающим принципам определяет предрасположенность
Итак, мы видим, что представленное выше противоречие между свободой взглядов и приверженностью основополагающим принципам определяет предрасположенность человекоцентрированного подхода к кризису, который подогревается также рядом экономических и чисто профессиональных обстоятельств. Необходимость адаптации к требованиям психорынка с помощью нового инструментального оснащения усугубляет проблему обретения идентичности человекоцентрированными терапевтами, и решение данной проблемы видится, как правило, в терапевтическом эклектизме, обещающем защищенность, одобрение публики и ощущение профессиональной принадлежности. Оба фактора — настораживающая несбалансированность позиций антидогматизма/приверженности и адаптация к технологическим и инструменталистским подходам — создают проблемы в развитии четкой человекоцентрированной идентичности. Терапевт без достаточно сильного профессионального Я, не обученный основам человекоцентрированной теории и философии, не поддерживаемый ощущением успеха и профессионального удовлетворения в терапевтической работе с клиентами, не может защитить свою профессиональную идентичность от влияния этих сил. Эти проблемы имеют особенное значение для начинающих терапевтов. В случае терапевтической неудачи или беспомощности в терапевтической ситуации именно они становятся особенно уязвимыми для прямых или косвенных нападок на человекоцентрированный подход приверженцев других видов терапии и поддаются искушению использовать манипулятивные и директивные техники, не совместимые с человекоцентрированными ценностями. Начинающие терапевты часто страдают от отсутствия внешней эффектности и показного блеска даже в том случае, если проделанная ими терапевтическая работа хороша, поскольку человекоцентрированный подход со стороны не предлагает им ни контролирующих техник, позволяющих демонстрировать им свою психологическую силу, ни развернутых теоретических выкладок, с помощью которых они могли бы очаровать других. Давайте кратко, но более детально рассмотрим внутренние процессы, порождающие проблемы с идентичностью. И человекоцентрированный подход, и человекоцентрированные обучающие программы могут привлекать людей, не уверенных в себе и тем самым очень слабо защищенных от осуждения и неодобрения извне. Необходимость адаптации и конкуренции на психорынке не столько подвергает испытанию, сколько усиливает этот недостаток. Тот, кто осуждает (его коллега), обретает влияние и парадоксальным образом приобретает уважение и воспринимается всерьез. Беззащитный начинающий психотерапевт рассматривает такое осуждение как окончательный приговор. Интроекция этой внешней и негативной оценки быстро приводит к принятию терапевтом более эклектичной установки. Такой результат соответствует основной тенденции развития психорынка и поддерживает ее. Нарастающая беззащитность терапевта обусловлена также особым ощущением, возникающим еще в процессе обучения. Это ощущение сводится к следующему: человекоцентрированный подход не производит эффектного и броского впечатления, поскольку не использует техники, показывающими могущество терапевта, его способность оказывать сильное влияние и четко контролировать психотерапевтический процесс. Нет в этом подходе и магического набора терминов, позволяющего прикрыть неудачи. Единственное, чем человекоцентрированный терапевт в случае успешной терапии может поразить других — это его клиент. Прогресс клиента выглядит потрясающим, в то время как усилия терапевта кажутся незначительными. В хорошей терапии динамика, демонстрируемая клиентом, заслоняет собой терапевта, в особенности для посторонних наблюдателей. Этот феномен становится очевидным, когда вы читаете отзывы о терапевтических сессиях, на которых клиент становится все более и более открытым и разнообразным в своих проявлениях. Не углубляясь в суть происходящего, всегда можно сказать: «Просто с этим клиентом на самом деле легко, он ведь словно открытая книга». Вероятность того, что тот же самый клиент будет демонстрировать и развивать защитные механизмы, общаясь с директивным и менее сензитивным терапевтом, ведущим процесс в совершенно другом направлении, не берется в расчет, и таким образом явно преуменьшается компетентность человекоцентрированного терапевта. Итак, в данной главе мы рассмотрели следующие компоненты проблемы профессиональной идентичности человекоцентрированных терапевтов: 1. Несбалансированное принятие противоречия между антидогматизмом и свободой, с одной стороны, и приверженностью базисным человекоцентрированным принципам - с другой, приводит к теоретической и практической дезориентированности человекоцентрированных терапевтов. 2. Динамика психорынка и экономический контекст существования профессии психотерапевта поддерживают тенденции инструментализма и технологизма, структурированности и лидерства и вынуждают человекоцентрированных терапевтов принимать эти тенденции. 3. Неуверенность в себе терапевтов, которые только проходят обучение, и отсутствие уверенности в эффективности собственного подхода у некоторых опытных терапевтов делают их уязвимыми и открытыми ко всем тем внешним влияниям, которые явно не совместимы с ценностями, отличающими человекоцентрированный подход. 4. Наконец, из-за того, что человекоцентрированная терапия нуждается в принимающем, сензитивном и недирективном терапевте, следующим за клиентом и верящим в его ресурсы, она не предлагает впечатляющие техники, которые льстили бы терапевту и делали бы очевидным его влияние на клиента. Практикующие терапевты нередко страдают от отсутствия видимого и впечатляющего блеска в своей работе, и это обстоятельство делает их более уязвимыми. Взаимодействие всех этих компонентов способствует кризису идентичности у человекоцентрированных терапевтов, склонных к эклектичному инструментализму. Таким образом, представив свои размышления по поводу некоторых проблем развития идентичности у проходящих обучение и профессиональных человекоцентрированных терапевтов, я хотел бы закончить эту главу парадоксальным высказыванием. Полагаю, мы должны согласиться с тем, что ни одна терапевтическая школа никогда не достигнет истины, однако столь же верно и то, что еще в 1951 году сказал Роджерс: «Истина не возникнет из взаимных уступок различных научных школ» (Rogers, 1951, р. 8).
Литература Cain, D. (1986), 'What does it mean to be "person-centred"?' Person-Centered Review, 1, 3, 251-56. Farson, R. (1978), 'The technology of humanism', Journal of Humanistic Psychology, 18, 2, 5-35. Rogers, C.R. (1951), Client-Centered Therapy: its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin. Rogers, C.R. (1957), 'The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change', journal of Consulting Psychology 21,95-103. Rogers, C.R (1961), On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin. Rogers, C.R. (1980), A Way of Being. Boston: Houghton Mifflin. Rogers, C.R (1986), 'Reflecting of feelings', Person-Centered Review, 1,4,375-77. Rogers, C.R (1987), 'Comments on the issue of equality in psychotherapy', Journal of Humanistic Psychology, 27, 1, 38-40. Rowan, J. (1987), 'Nine humanistic heresies', Journal of Humanistic Psychology, 27, 2, 141-47.
|