Студопедия — Quot;Я" В НЕЗАПАДНЫХ КУЛЬТУРАХ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Quot;Я" В НЕЗАПАДНЫХ КУЛЬТУРАХ






 

 

Основная единица незападной культуры — «биполярное отношение Я-другой, рождающееся из социальных процес­сов или процессов взаимоучастия» (см.: Gibbs, Schnell, 1985, p. 1074). Шведер и Боурн (Shweder, Bourne, 1989) описали такое биполярное Я как социоцентрически-органическое в отличие от эгоцентрически-конвенционального Я запад­ной культуры. «Будучи связанными во взаимозависимой системе органической культуры, ее члены проявляют актив­ный интерес к жизни друг друга, влияют на жизнь других и подвергаются влияниям с их стороны» (Shweder, Bourne, 1989, p. 132). «Я рассматривается при этом как исходно со­циальное и если не определяемое контекстуальными влия­ниями, то по крайней мере проницаемое для них» (Miller, 1988, p. 273).

Я в незападных культурах определялось и в терминах границы между Я и не-Я, и в терминах локализации власти и контроля (Heelas, Lock, 1981). Таким образом, для выявления незападной установки по отношению к Я использова­лись такие термины, как «контроль поля» или «децентрали­зованная неравновесная структура» (Sampson, 1985).

Существует «большое многообразие в том, как трактует­ся понятие Я» (Tedeshi,1988, р. 19) в незападных культурах. Упорядочить это многообразие помогает параметр индивидуализм-коллективизм, который выделяется многими теоре­тиками в качестве наиболее важного и значимого измерения культурных различий; в коллективистических культурах, по сравнению с индивидуалистическими, «принадлежность к группе является более важным фактором для формирова­ния Я-концепции» (Gudykunst, 1988, р. 169).

Каждая из культур, перечисленных ниже в алфавитном порядке, «представляет Я скорее как образуемое социаль­ным контекстом, а не индивидуализированным психологи­ческим ядром» (Miller,1988, р. 273): африканская (Akbar, 1984; Asante, 1983; Baldwin, 1986; Holdstock, 1987); балинезийская (Geertz, 1974); гахуку-гама, Новая Гвинея (Sweder, Bourne, 1989); запотек, Мексика (Shweder, Bourne, 1989); индийская (Bharati, 1985; Miller, 1988; Shweder, Bourne, 1989; Sinha, 1984); исламская (Harre, 1981); китайская (Но, 1985; Hsu, 1985; Tuan, 1982; Weiming, 1985;Yang, 1988); лохорунг, восточный Непал (Hardman, 1981); маори (Harre, 1981; Smith, 1981); марокканская (Geertz, 1974); оджибва, Север­ная Америка (Hallowell, 1976); чейенская (Miller, 1988); чевонская, Малайзия (Howell,1981); эскимосская (Harre, 1981); яванская (Geertz, 1974); японская (Azuma, 1984a,b; De Vos, 1985; Doi in Johnson, 1985; Kimura, 1971; Kojima, 1984).

Даже если отказаться от универсалистского подхода, следует выявить общий фактор, лежащий в основе подхода к Я в большинстве культур мира. Таким общим фактором представляется социоцентрическое, или включенное Я, а не ограниченное, или деятельное Я. Тем не менее на Западе в исследованиях Я были установлены собственные стандар­ты, которым приписывали роль универсальных критериев (подобно тому, как это произошло и во многих других сфе­рах). Более того, существует большое разнообразие мнений и в тех культурах, которые придерживаются социоцентрической концепции Я. Очевидно, что перечисленные выше культуры имеют широкую географию распространения и что даже внутри одной географической зоны могут наблюдаться культурные различия. Также следует сказать, что при опре­делении Я должны быть приняты во внимание такие пе­ременные, как модернизация (Triandis, 1988), иерархизированная групповая принадлежность (например, касты и социальные классы) (Gudykunst, 1988) и доминирование маскулинного аспекта в культуре (Hofstede, 1980).

Во многих культурах, таких, как африканские и культура маори, подвижность границы между Я и «другим» характери­зует не только индивида, семью или общество, но также физи­ческую и метафизическую реальности. В других культурах, например в Индии, эта подвижность имеет отношение к миру людей, но изначально она относилась к взаимоотношениям индивида с метафизической реальностью. В то время как индуизм трактует устойчивость Я как иллюзию, китайское конфуцианство помещает человека и, следовательно, его Я в центр сообщества других. Инуитская культура обнаружи­вает сходство с индуистской в том, что значимость индивида как такового нивелируется, но в то же время, как и в конфу­цианстве, подчеркивается роль индивида как части сообще­ства (De Vos, Marsella, Hsu, 1985; Shweder, Bourne, 1989).

Понятие Я со времен Джеймса прошло длинный путь развития. Однако, если мы собираемся строить понятие Я на основе предвосхищений Джеймса, мы должны принять во внимание и незападные подходы к Я, хотя они и не пропи­саны в принятых на Западе формализованных контекстах. Пуанкаре (см.: Jahoda, 1988) указывает на важность астроно­мии и геологии в углублении нашего понимания физическо­го мира. Он пишет:

«Совершая длительные и далекие путешествия во вре­мени и пространстве, мы переворачиваем наши привыч­ные представления о мире, и эта ломка представлений очищает наш взгляд на мир, позволяя нам лучше понять малейшие изменения вокруг нас, в том маленьком уголке мироздания, где мы живем. Мы лучше узнаем этот уголок благодаря путешествиям в далекие страны, с которыми мы никак и ничем не связаны» (р. 95).

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия