ОТ ЗАКРЫТЫХ СИСТЕМ К СИСТЕМАМ ОТКРЫТЫМ
Важно отметить, что Роджерс подвергал сомнению уже установившиеся и ставшие классическими формы психотерапии, получившие широкое распространение и повсеместное признание психоаналитический и поведенческий подходы. Когда он возложил свои надежды на открытые системы и тенденцию к самоактуализации, искренне полагая, что они обнаруживают себя в каждом индивиде, то сам уже больше не мог существовать в рамках закрытой системы. Он делал то же самое, что сделали ученые «новой волны», отвергнувшие классическую науку, построенную на предсказуемых структурах. Роджерс основывал свой подход к терапии на своем собственном опыте. «Мои последние размышления,— писал он 1951 году, — все больше и больше убеждают меня в том, что каждый индивид — это организм, имеющий вполне определенную потребность в структурировании и почти неограниченный потенциал, если, конечно, окружающая среда дает ему возможность осознать свои потребности и источники позитивного самовыражения» (Rogers, 1951, р. 167). Из этого высказывания становится понятным, что Роджерс по-новому — иначе, нежели это делалось ранее, — определяет роль психотерапевта. На том этапе он определил тенденцию к самоактуализации в каком-то смысле как рабочую гипотезу. Позднее в книге «Способы бытия» Роджерс писал: «Тенденция к самоактуализации — это особенность органической жизни, примером которой является человеческий организм. Индивиды имеют огромные внутренние ресурсы для изменения своих Я-концепций, основных установок и самонаправленного поведения. Эти ресурсы могут быть высвобождены при создании определенного климата, обеспечиваемого известными фасилитирующими психологическими условиями» (Rogers, 1980, р. 115). Позже он определил эти условия так: 1) глубокое эмпатическое слушание; 2) безусловное положительное отношение к другому человеку, принятие этого человека и окружающей его реальности; 3) подлинность, или искренность, то есть умение не прятаться за профессиональной личиной, столом, белым халатом и т. п. В книге «О силе человека» Роджерс высказал еще более категоричное суждение о тенденции к самоактуализации. «Эта тенденция,— писал он,— может быть искажена, но она не может быть сломлена без уничтожения целостного организма» (Rogers, 1977, р. 8). Здесь уместно привести следующий эпизод из жизни Роджерса. Маленьким мальчиком он жил на ферме. Всю зиму его родители хранили в подвале картофель, и Карл заметил, что к весне многие картофелины, став иссохшими и сморщенными, выпустили маленькие нежные белые ростки, которые тянулись к единственному источнику света в темном подвале — к расположенному под потолком окну. Это впечатление Роджерс пронес через всю свою жизнь как яркий пример тенденции к самоактуализации. Эти хрупкие ростки не стали сильными растениями, которыми должны были стать. Они не смогли пустить корни и породить новые клубни картофеля, но реализовали максимум из того, что было возможно в имевшихся условиях — сделали слабую попытку выжить. Бельгийский ученый и философ Илья Пригожий (который получил Нобелевскую премию в области химии в тот же год, когда была издана книга «О силе человека», и на которого Роджерс часто ссылался) также писал об открытой системе. Он утверждал то же самое, что и Роджерс, но на другом языке. Профессионально занимаясь исследованиями в области статистической и химической физики, Пригожий, так же как и Роджерс, сумел подняться к более широким обобщениям. Он создал свою собственную терминологию, чтобы описать «спектр систем в самом широком диапазоне: от простых самоорганизующихся систем, вихревых образований, красного пятна Юпитера, затем более сложных диссипационных систем и, наконец, до чрезвычайно сложных, самоактуализирующихся и саморазвивающихся систем, таких, как мы сами, человеческие существа». Открытые системы — это системы, зависящие от взаимодействия с окружающей средой, внешним миром. Согласно теории открытых систем, организм, находясь в одном из двух состояний (порядка или хаоса), посредством случайного возмущения или колебания может оказаться в точке бифуркации (точке разветвления возможностей) и остановиться перед выбором двигаться от порядка к хаосу или от хаоса к порядку, либо оставаться в состоянии хаоса или порядка. Но, когда бурные волнения одолевают открытую систему самоорганизующегося организма, в нем происходят изменения. Такова концепция Пригожина. Мы видим, что Роджерс и Пригожий, используя разную терминологию, говорят об одном и том же — о том, что человеческий организм (индивид, по Роджерсу) есть открытая, самоорганизующаяся и самоактуализирующаяся система. Это означает, что жизнь индивида зависит от его взаимодействия с окружением, которое, пока организм жив, не может оставаться в равновесии, а находится в состоянии постоянного обмена энергией. Если принять понятие открытой системы, используемое и Роджерсом, и Пригожиным, то тогда организм выводится из состояния энтропии (или тенденции к смерти) посредством различных возмущений, позволяющих ему избавляться от избыточной энтропии1. Тенденция к самоактуализации производит постоянную работу внутри организма, продвигая его к другой форме или другому уровню организации.
1 Davies, Paul, in The New Physics (p. 5), Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
Роджерс называет это движением «к большей сложности» (Rogers, 1980, р. 133). Пригожий пишет об «увеличивающейся сложности» (Prigogine, 1984, р. 12). Пригожий полагает, но явно не утверждает, что эта тенденция существует в самоорганизующемся организме до тех пор, пока существует сам организм. Он только отмечает, что она существует. Роджерс же говорит об этой тенденции так: «Она устойчиво существует». Философы, теологи и логики могут рассматривать эту параллель с разных сторон, но я вижу ее следующим образом. Пригожий утверждает: если случается возмущение, то открытая система стремится понизить энтропию и двигаться в направлении большей сложности. Эта тенденция существует в организмах. И это действительно так. Роджерс полагает, что эта тенденция не только существует в человеческом организме, но и устойчиво противостоит деструктивным силам в его окружении; она может быть разрушена только с уничтожением самого организма. В последние годы своей жизни Роджерс верил в то, что эта тенденция к большей сложности не исключает перехода к другой форме существования организма.
|