В. Мак-Дугалла, Г. Эллиса, В. Троттера, Дж. Ватсона и других биХе ористов представляют эту ветвь социологии.
Взятые в целом, все эти направления исследований взаимоотношен между биологическими и социокультурными феноменами собрали не Я роятный объем впечатляющих данных в этой области и выявили rf6 важных закономерностей и корреляций между этими классами явлений*Они осветили многие проблемы, как общие, так и специальные, в of!' ласти того, как биологические факторы обусловливают социоку'льту ные явления, и наоборот. С другой стороны, в большинстве этих и следований было преувеличено влияние биологических факторов н* говоря уж о том, что некоторые из их открытий оказались ошибочными6 Эти ошибки позднее были обнаружены и исправлены в критических работах других социологов, в том числе и биосоциологов1. Когда мы обращаемся от изучения космических (или географических) и биологических явлений к социокультурному пространству в его структурных и динамических аспектах, классах и типах, мы обнаруживаем все разнообразие подходов, методов и концептуальных схем, используемых учеными. Это разнообразие можно легко свести к трем главным школам в социологии: 1) механистической, 2) психологической, 3) социо- логистской или социокультурной. Каждая школа, в свою очередь, делится на несколько направлений. В то время как в теории эти школы и составляющие их направления частично противоречат одна другой, они могут быть законным образом дифференцированы как в связи со специфическим набором явлений, на котором каждая сосредоточивает свое внимание, так и по специфической методологической и концептуальной схеме, которые они используют. Тот факт, что психологическая школа изучает прежде всего психические аспекты социокультурного пространства, а социологистская школа делает упор на самих социокультурных аспектах, еще не означает, что эти теории обязательно противоречат друг другу. Разница скорее заключена в специфической позиции, с которой исследуется многообразное социокультурное пространство. Результаты, полученные под одним углом зрения, в большинстве случаев дополняют, а не противоречат результатам, полученным с других исследовательских позиций. В итоге такого расхождения мы имеем более адекватное и разностороннее знание многообразного социокультурного пространства. Это следует особо подчеркнуть, чтобы избежать часто совершаемой ошибки, когда концептуальное разнообразие воспринимается как знак незрелости социологии. Поскольку пространство само является многосторонним, должны логически сосуществовать несколько углов зрения, каждый из которых специализируется на изучении одного из основных аспектов действительности. Такую специализацию можно обнаружить, между прочим, в любой фундаментальной науке от физики до химии и биологии. Давайте кратко рассмотрим три только что упомянутые школы. Механистическая школа Следуя за социальной физикой XVII века, многие социологи, вдохновленные прогрессом физических и химических наук, в последнее врем пытались развить социологию как отрасль этих наук, имитируя и* терминологию, принципы и законы. Во многих случаях механистическ школа попросту перенесла эти принципы в социокультурную облас 1 Подробнее см.: Sorokin P. A. Contemporary Sociological Theories. Ch. 4-7. ч • тично их применяла. Г. Кари и другие ученые попытались и н^Ри с0циальную физику и интерпретировать экономические и другие созДаТЬнь1е явления в терминах механики и физики. Другие ученые,cotftfaJIbKaK Воронов, Харет, Портуондо-и-Барсело, Лине и Ферейра,та*ие' сь столь же имитаторским путем создать социальную механику. пЫтаЛдНа Группа ученых (Солвэ, Оствальд, Бехтерев, Виньярски и Кар- £ще °^талаСь интерпретировать социокультурные явления в терминах вер) ^ики и механики. К. Левин, Дж. Браун и другие имитировали энеРге образом геометрию в попытках создать "топологическую" г№вВЪ ГИЮ и психологию. Наконец, в ряде совсем недавних работ была С°ЦЙпоинята попытка описать и проанализировать социальные факты, яР6^ руЯ в целом методы естественных наук, при этом не форсируя йМЙцком сильно их принципы или не ограничивая свои имитаторские сЛЙ я СТрого механикой, физикой или геометрией. Они брали в физико- омических и геометрических науках только то, что им казалось подхо- ХЙщим для имитации. Большинство этих попыток (например, Лундбер- ДЯ Додда, Чеппа, Куна и других) были эклектичными, ограниченными ^знании принципов и теорий математических и физико-химических наук и поэтому незрелыми и бесплодными. Другие, следуя главным образом за методами естественных наук в широком смысле и правильно модифи цируя те принципы, которые они позаимствовали в этих науках (равно весие, каузальность и т. д.), несколько больше преуспели в своей задаче и внесли определенный вклад в наше понимание социокультурного пространства. "Сознание и общество" В. Парето является одним из примеров плодотворных работ. Однако даже Парето и некоторые другие ученые внесли свой вклад не столько благодаря имитации понятий и методов естественных наук, сколько благодаря бесконечным нарушениям ими же провозглашенных методов и принципов, а также благодаря проведенному ими на практике исследованию социокультурных явлений методами и техникой, требуемыми природой самих явлений. В других случаях попытки последовательных поборников социальной геометрии или топологии, социальной физики, социальной механики, социальной энергетики и так далее остались в основном бесплодными1.
|