Методы и основные принципы
По существу, методы и основные принципы социологии являются теми же, что и в науке в целом. Но каждая фундаментальная наука модифицирует эти принципы, методы и технические процедуры в соот ветствии с природой изучаемых явлений. Например, принципы и методы химии отличаются от принципов и методов физики и биологии. Равным образом и социология разработала свою собственную модификацию принципов и методик, которые следует использовать с учетом особого характера социокультурных процессов, в особенности таких их компонентов, как значение-ценность-норма. Она оперирует такими категориями, как причинность, время, пространство, но способом, существенно отличающимся от естественных наук. В исследованиях социологи используют логико-математический и силлогистический дедуктивный методы; умеренно применяют интуитивное прозрение (правда, всегда верифицируя его другими методами); широко употребляют эмпирическое наблюдение во всех его формах, начиная от индукции, статистического анализа и кончая клиническим наблюдением и даже экспериментом. В то же время они постоянно модифицируют все эти методы и технику так, чтобы можно было приспособить их к специфическому характеру надорганической вселенной2. : о 1 9 социологии как науке см.: Sorokin P. A. Sociology as a Science. Rice S. What ecology // Social Forces. 1931. V. 10; см. также: Ogburn W., Goldenweiser A. The 1941 Clences and Tbe»1" Interrelations. Boston, 1927; Wiese L. von. Sociology. N. Y., £11 2 0 методе см.: Durkheim E. The Rules of Sociological Method. Chicago, 1938; Sorini C Methods in Sociology. Durham, 1933; Znaniecki F. The Method of p «°iogy. N. Y., 1934; Methods in Social Sciences / Rice S. (Ed.) N. Y, 1931; Sorokin Caul** OGlocultural Causality, Space, Time. Durham, 1943; Maclver R. M. Social Mind ■ Boston> 1942; Fields and Methods of Sociology. N. Y, 1933; Pareto V. Geist* ai?d Society. N. Y., 1935. V. 1. Ch. 1; Dilthey W. Einleitung in die Wissln Lssenschaften- Leipzig, 1883; Weber M. Gesammelte Aufsatze zur V iq^aftslehre. Tubingen, 1922; Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. N. V.'j. f^ 1. Vols. 1—4; Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant. N. Y., 1927. Sociolo°^ n A' A Study of History- Oxford, 1936. V. 1; Greenwood E. Experimental РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ S 1. На Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме, в средневековой Европе и в мусульманском мире Хотя слово "социология", введенное Огюстом Контом, имеет спя внительно недавнее происхождение, несистематизированные наблюде ния и обобщения социологического характера являются столь же древ[ ними, сколь и другие общественные науки. Они содержатся в зНа~ чительном числе древних манускриптов. Человеческое знание в далеком прошлом было еще не разделено по отраслям и отдельным научным дисциплинам, которые для нас сейчас привычны. Большинство шедевров прошлого содержали в синкретической форме элементы того, что было позднее названо религией, поэзией, философией, естествознанием и социальными науками. Частью эти труды являются совершенно социологическими по своему характеру. Многие фрагменты конфуцианских текстов — теории пяти социальных отношений (почтительность к старшим, благотворительность и взаимность как квинтэссенция социальности, ритуал, церемонии, поэзия и музыка как средства социального контроля) — являются не политическими, не философскими по своему характеру, но определенно социологическими. То же самое верно и в отношении ряда текстов даоизма, трудов других китайских социальных философов. Таким же образом многие трактаты древнеиндийских мыслителей, в особенности "Законы Ману", "Бригаспати", "Нарада" и "Установления Вишну", являются крупными социологическими исследованиями, выделяющими повторяющиеся характеристики и отношения, общие для всех или для специфических классов социокультурных явлений[99]. С еще большей уверенностью можно говорить о социологическом крене в трудах греческих, римских и средневековых ученых. Даже мыслители досократовского времени в Древней Греции, такие, как Солон, Парменид, Гераклит, Пиндар и Протагор, предложили много социологических обобщений. "История Пелопоннесской войны" Фукидида содержит разделы, представляющие специальную социологию революции, войны и политических режимов, не говоря уже о его дедукциях по поводу отношений между различными классами социокультурных явлений. "Государство" Платона, его "Законы" и некоторые диалоги, такие, например, как "Политик", так же как "Политика" Аристотеля и в меньшей степени "Никомахова Этика", являются крупными произведениями по общей и специальной социологии, что подтверждается их анализом дружбы как особого типа социальности, дифференциации и стратифика ции. Дальнейшее доказательство социологического содержания этих произведений можно найти в их общих теориях революции, исследова нии циклов в эволюции политических режимов, корреляций между типа ми личности, культуры и политическими укладами и т. д. В "Истории Полибия содержится социологический анализ. Работы Страбона, Вар- рона, Цицерона, Лукреция, Колумеллы, Птолемея, многих менее извест ных авторов, таких, как историки Дикеарх, Флор и Диодор Сицилийский, риториков Цензорина, Цельза, Секста Эмпирика, поэта от наук** Марка Манилия и других авторов, столь же плодотворны в социологи ческом отношении. Особенно велик был вклад выдающихся римских
|