Объединенных
нный анализ и определение всех основных социальных институтов 3оЙДе ых форм социальных отношений: брака, семьи, государства, и?°Нвенности и владений и т. д.1 Социологические исследования были сзлжены Августином, Иринеем и другими отцами церкви, работы ГФОД так же> как и работы других средневековых мыслителей (напри- котор^ гена> Исанна Солсберийского, Йоахима де Флора), юристов ластиков (^пример, Данте, Пьера дю Буа, Марсильо из Падуи, А ^берта Великого,Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Николая Ку-- ского идругих), содержат ряд социологических наблюдений и обоб- За*ний в различных областях социологического знания. Большинство^ебниковигнорирует средневековье, как будто в нем не было ни политических,ни экономических, ни социологических, ни философских те-ооий. Насамом же деле оно гораздо богаче работами во всех этихобластях,чем обычно думают, инуждается в более тщательном исследовании, чем то, что предпринималось до сих пор2. Однако до XIV века социология едва ли представляла собой систе матическую дисциплину. Такой вид она приобрела с написанием в XIV веке "Исторических пролегомен" (1377) великим арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном (1332—1406). В этом об ширном труде Ибн Халдун всесторонне рассмотрел почти все основные проблемы современной общей и специальной социологии в условиях кочевых и цивилизованных обществ. Большие куски этой работы кажутся вполне современными и в настоящее время. Вместе с Платоном, Аристотелем, Вико и Контом Ибн Халдун бесспорно является одним из отцов — основателей социологии (также, как, впрочем, и научной истории). К несчастью, работа Ибн Халдуна оставалась неизвестной западным ученым вплоть до начала XIX века. S 2. От Возрождения к Новому времени С началом Возрождения и Реформации интерес к социологическим проблемам заметно вырос и привел к многочисленным исследованиям на протяжении XVI—XVII веков. Большая часть работ Эразма, Макиавелли, Ботеро, Хольтмана, Фрэнсиса Бэкона, Бодэна, Гаррингтона, Монтеня и Паскаля были социологическими. То же можно сказать и об утопистах Томасе Море, Кампанелле и других теоретиках общественного договора (Альтгусий, Хукере, Суарещ, Марианна, Пу- фендорф, Гроциум, Гоббс, Спиноза, Локк), а также и о политических камералистах", как-то: Дж. Граунт, В. Петти, Дж. Кинг, Депарсье, п- ^осмилх и др. Ва наУчных направления XVII и частично XVIII века заслуживают <*°бого упоминания. Циал е всего> именно в это время возникла так называемая "со- С*** физика", имеются в виду попытки Декарта Кемберландо, °3Ь1, Гоббса, Лейбница, Мальбранша, Беркли и, особенно, Вейгеля W. Paideia. Oxford, 1933—1944. 3 Vols.; Menzel A. Griechische 2 Wien, 1936; Ihering R. Geist des romischen Rechts. В., 1894—1907. 3 Bds. ^stobH ° Das Deutsche Genossenschaftsrecht. В., 1868—1913. 4 Bds.; Janet P. in the W science politique. P., 1887; Mellwain С. H. The Growth of Political Thougth >n the W" N- Y' 1932; Carlyle R. W. and A. A. History of Medieval Political Thought west. Edinburgh, 1903—1928. 5 Vols. Построить социальную науку наподобие механистических и количес ных методов ньютоновской физики. В "социальной физике" и " трике" они стали непревзойденными пионерами всех последующ^[100]^ зических, математических, статистических, бихевиористских и соци0 рических интерпретаций социокультурных явлений1.
Вторым важным событием эпохи была публикация двух вариан I— -------------------------------------------------------------------------------------------- j ■ г ' j ~ Quot;Новой науки" Джанбаттиста Вико (1668—1744). Едва замеченная и ан ~ ^ «^ —«ОГ]
и социальной науки в целом. Это был первый систематический труд По В течение XVIII и первой трети XIX века социологические исследова ния продолжались, делаясь все более разнообразными. Политические "камералисты" этого периода внесли огромный вклад в изучение населения. Достаточно вспомнить знаменитую работу Мальтуса — кульминационный момент исследований этого рода. Физиократы, такие, как Кинэ, Де ла Ривьер, Мирабо и другие, занимались не столько чисто экономическими или политическими вопросами, сколько, и даже в большей степени, базовыми проблемами общества, культуры, законами управляющими социокультурными явлениями, а также проблемами аграрной и городской социологии. Среди большого числа социальных мыслителей этого периода именно Монтескье написал первую систематическую социологию права и морали ("Дух законов"); Адам Фергюсон заложил основы всвоих работах по общей социологии; Ж. де Местр и Э. Берк явились творцами социологии революции; работы Адама Смита по нравственным чувствам ипо социальным аспектам богатства наций стали важной вехой в становлении социологии моральных иэкономических феноменов; Вольтер, Тюр- го, Кондорсе, Сен-Симон, Гердер иГегель заложили фундамент теории социокультурной эволюции и прогресса; Савиньи и Пухта, которыевсвоих исследованиях возникновения икристаллизации социальных институтов и права сказали большинство из того, что можно обнаружить всовременной социологии народных обычаев инравов, развитой Спенсером, Самнером идругими; Иеремия Бентам идругие утилитаристы показали роль утилитарных факторов всоциокультурных явлениях вцелом, а также ив нравственных иправовых явлениях, в частности в форме "моральной арифметики" они пытались количественно проанализировать эти явления и измерить их социометрически. Важный вклад в различные области социологии был внесен также Беккарией, Боссюэ, Руссо, Гриммом, Бризо, Кондильяком, Мабли, Ламетри, Морелли, Юмом, Кантом, Фихте, Блекстоуном, Годвином и многими другими учеными этого периода[101]. С публикацией "Курса позитивной философии" (в шести томах, 1830—1842) Огюстом Контом (1798—1857) социология обрела свое собственное имя и систему. Конт определял ее как генерализующую наукУ о социальном порядке (структура) и социальном прогрессе (динамикам Он разделил ее соответственно на социальную статику и динамику Благодаря великому вкладу в социологию Конт стал одним из основателей. Несколько позже, в Англии, существенно важный вкл игие социологии внес Герберт Спенсер (1820—1903). Работы Кон- 0 Р а3Гпенсера, в дополнение к идеям Гегеля (1770—1831), действительно таЙи краеугольными камнями всей последующей социологии.
|