Не менее энергично осуществлялись в недавние времена исследования отношений между биологическими и социокультурными явлениями. А). Многие социологи пытались анализировать человеческо общество в терминах биологического организма, дабы понять, в чем социальный организм структурой и своими процессами похож на низм биологический и чем он отличается от него. Некоторые гипотез
ения были получены через такую биоорганицистскую интерпрета- и зна^оцИОКультурных явлений, хотя результаты ее были довольно цИ1° ными. Работы П. Лилиенфельда, Г. Спенсера, А. Шэффля, Р. скр°м и. Новикова и, ближе к нашему времени, К. Джини, JIa ВоРм 'а и Кьеллена внесли наиболее важный вклад в эту область. Б). ^P^ujoe число ученых активно отрицают роль таких биологических Б°ЛтоРОВ, как строение тела, раса и наследственность, в человеческой ФаКгеЛьности и социокультурной жизни. А. де Гобино, X. Чемберлен ДеЯ иоН популяризаторов, подобно М. Гранту, а в более поздние Й Лмена целый сонм нацистских идеологов создали особую философию Вгтории, интерпретированную через эти факторы. Почти каждое социо- льтурное явление от поведения индивида до подъема и упадка цивили- Капнй рассматривалось ими как управляемые факторами расовой принадлежности и наследственности. В). В. де Лапуж, О. Аммон и другие Iмтропометристы на базе изучения антропометрических черт рас и большого числа измерений поддержали предыдущие теории, утверждая превосходство нордической расы и ее ведущую роль в истории человечества. Они дошли до того, что сформулировали несколько своих законов социальной стратификации, социальной селекции, урбанизации, подъема и упадка наций и социальных классов, причем все это интерпретировалось ими сквозь призму расовых и наследственных биологических факторов. Ч. Ломброзо и совсем недавно Э. Гутон попытались доказать, что преступность и ее формы вызываются биологическими признаками индивидов. Другие развивали тот же подход, но в отношении умственных способностей и творческих достижений людей-гениев. Г). Еще один вариант этой биологической интерпретации социальных явлений был создан многочисленными генетиками, евгениками, биометриками и биологами, которые предписывали всепоглощающее значение факторам наследственности, отбора и другим схожим с ними условиям. Ф. Галь- тон, К. Пирсон и огромное число других ученых не раз проводили такого рода исследования. Д). Другое течение биологической интерпретации связано с дарвинистской школой, которая использует такие понятия, как борьба за существование, выживание наиболее приспособленных, биологический отбор и наследственность, для того чтобы объяснить большое число социокультурных явлений, таких, как война, социальный антагонизм, революция, подъем и упадок наций, нормы этики и права и т. д. Работы Гумпловича, Раценгофера, Вольтмана, оаккаро и Насмита являются образцами этого течения биосоциологической мысли. Е). Другая ветвь биосоциологии представлена демографической школой, предпринимающей многочисленные и часто очень трудодне исследования по влиянию плотности населения и его размеров на Р зличные социокультурные явления. Эти статистические исследования и ^ненных процессов (рождения, смерти, браки, разводы, заболевания вы ^ дают нам специальную социологию населения, поскольку они инст ЛЯЮТ биологические факторы плотности и размеров населения как ТИч РУМентальные в определении форм социальной организации, поли- j ^ckhx режимов, успеха или неудач идеологий, различных религиоз- К Bvr^083™^' ноРм пРава и т. д. работы А. Коста, М. Ковалевского, Кули Ле' К- Джини, Р. Перла, Дж. Браунли, Дж. Юла, Ф. Карли, Е. и А. гичес^16^08' Карр-Саундерса являются типичными для этой социоло- вают °и щколы. Ж). Наконец, все теории, которые особенно подчерки- и бесгВаЖН^Ю Роль инстинктов, рефлексов, биологических потребностей кУльт^ЗНа?ельнь1Х сил в человеческом поведении, менталитете и социо- гтщ. рР?°и жизни, также принадлежат к биосоциальной ветви социоло- аооты Фрейда, Юнга и других психоаналитиков, Г. Блюхера,