Студопедия — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР






В реабилитации детей с проблемами в развитии особую роль играют театрализованные занятия. Предлагаем читате­лю пример из опыта работы с очень сложной группой детей от 8 до 15 лет. Кроме серьезных проблем в психическом раз­витии, у них имелась такая патология, как детский цереб­ральный паралич, хромосомные нарушения и др. Большин­ство детей ранее нигде не обучалось.

Дети были совершенно не готовы к процессу обучения. Так, например, Саша Л. так боялся ходить в школу, что его приводили в класс силой. Вова Б. мог находиться в коллек­тиве не больше 20—30 минут. Маме Володи приходилось уводить сына в парк, чтобы снять его нервное возбуждение, а потом вновь приводить на занятия.

Время пребывания детей в школе было ограничено дву­мя—тремя часами. Все занятия носили только игровой ха­рактер.

Занятия по обучению детей математике и чтению прохо­дили только индивидуально: пока педагог-дефектолог зани­малась с одним ребенком, Воспитатель-дефектолог играла с остальными детьми.

У всех детей были выявлены:

— неразвитая, нечистая, монотонная речь. Дети отвечали на вопросы одним словом;


— несформированность навыков самообслуживания (не­которые дети не умели самостоятельно даже мыть руки);

— отсутствие трудовых навыков;

— эмоциональная нестабильность, частые неадекватные эмоциональные реакции;

— отсутствие коммуникативных навыков: дети не умели общаться с посторонними людьми — они либо замыкались в себе, либо вели себя вызывающе. Дети не могли общаться и играть вместе.

В связи с этим педагоги поставили перед собой следую­щие задачи:

— научить детей играть друг с другом. Научить их эле­ментарным навыкам взаимодействия с людьми;

— создать атмосферу групповой сплоченности;

— развивать внимание детей;

— научить детей культуре поведения в общественных местах;

— научить детей элементарным навыкам личной гигиены и самообслуживания.

Педагоги заметили, что дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актер­ской игры, и решили попробовать использовать в работе театрализованные игры.

Важно отметить, что в начале работы педагоги заручились поддержкой родителей учеников, рассказали о своих идеях, смогли их заинтересовать, наметили план совместной дея­тельности. Без помощи родителей было бы чрезвычайно труд­но адаптировать детей к незнакомому и сложному для них миру школы.

Поставив во главу угла интерес детей, ожидание ими че­го-то нового, педагоги-дефектологи наметили для себя дол­госрочную программу работы.

Первый год обучения.

Для развития коммуникативных навыков, сплочения груп­пы, а также для развития речи и общей координации движе­ний педагоги использовали игры-хороводы, сопровождаю­щиеся пением (часто повторяющимися словами). Часто слу-


 




шали грамзаписи детских песенок, музыки к детским филь­мам, любимой пластинкой у детей стали «Бременские музы­канты». Старались многие песни иллюстрировать движения­ми, мини-драматизациями.

Такие занятия очень нравились детям и подготавливали их к другим сферам деятельности.

На первом году обучения педагоги уделяли большое вни­мание развитию у детей моторных навыков и умений, так как ребята не умели держать ручку, карандаш, кисточку. Для этого использовались такие игры, как «Сорока-белобока», «Втыка-лочки», перекладывание камешков, нанизывание крупных бу­синок, перебирание пуговиц, поиск предметов на ощупь, со­бирание и перекладывание желудей. Такие игры сопровожда­лись мини-драматизациями и развевали не только мелкую и общую моторику, но и тактильную и кинестетическую чувст­вительность детей.

На занятиях по изодеятельности педагоги знакомили де­тей с кисточкой, красками, бумагой — многие из них не знали, что это такое. Обучали ребят рисованию вертикаль­ных и горизонтальных линий. Поскольку движения детей были плохо скоординированы, педагогам приходилось в на­чале обучения поддерживать руку ребенка своей рукой. Та­ким образом, дети учились координировать собственные дви­жения. Кроме того, они увидели, что у них что-то, полу­чается, стали радоваться своим успехам и общению друг с другом.

На протяжении всего первого года работы родители шли рука об руку с детьми и педагогами, четко выполняли все их рекомендации. Однако дома не все родители (по разным причинам) могли заниматься со своими детьми. Для того чтобы им помочь, педагоги давали открытые занятия и кон­сультации для родителей, на которых рассказывали и пока­зывали приемы развития элементарных навыков самообслу­живания.

Важным фактом в укреплении триады ребенок—педагог-родитель стала практика совместного празднования детских дней рождения. Эти праздники сопровождались чаепитием, концертом, в котором принимали участие и родители, и дети.


Родители принимали живое участие в школьной жизни своих детей, могли наблюдать их в непривычной обстановке, ви­дели положительную динамику в развитии ребят. Они не могли даже предположить, что их дети смогут достаточно легко себя чувствовать в присутствии большого количества новых людей. Совместные праздники стали большим психо­логическим подспорьем для родителей. Они больше уже не чувствовали себя отверженными и одинокими в решении своих проблем, могли увидеть своего ребенка среди других детей, получили возможность осознания того, что их ребенок больше не изгой. Родители получили удивительную возмож­ность общения друг с другом, взаимной поддержки и наблю­дения за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.

Таким образом, к концу первого года обучения педагоги совместно с родителями пришли к следующим результатам.

Дети полюбили школу и стали ходить на занятия с удо­вольствием.

У них появилась радость общения друг с другом.

Значительно увеличилось время пребывания детей в школе.

У детей улучшалось внимание, они привыкли к занятиям.

Теперь, когда процесс адаптации к школе был в основ­ном, завершен, педагоги смогли приступить непосредственно, к реализации программы театрализованных игр.

Второй год обучения.

На втором году обучения педагоги поставили перед собой две основные задачи:

— воспитание личности ребенка посредством театрализо­ванных игр;

— обучение элементарным трудовым навыкам и навыкам самообслуживания.

Педагоги начали работу с подбора небольших сказок и по­тешек. Первой театрализованной игрой стала потешка «За­инька». Процесс подготовки к драматизации оказался важным моментом в развитии и адаптации детей.

Педагоги вместе с детьми рассмотрели чучело зайца, ри­сунки; читали стихи, рассказы и потешки про зайцев; не-


 




однократно проводили хороводную игру «Заинька» («Заинь­ка, попляши, серенький, попляши... вот так попляши, по­клонись, топни ножкой и пр.»), давая детям возможность изучить различные виды и способы движений, невербаль­ной коммуникации, а также возможность «вжиться» в образ Зайца.

Для постановки «Заиньки» были сшиты специальные пе­редники с изображением зайца и других животных (медведя, волка, кошки, мышки), были подобраны соответствующие маски.

Потом воспитатель и педагог-дефектолог разыграли пе­ред детьми потешку «Заинька». Детям потешка очень понра­вилась. Тогда педагоги обратились к ним с предложением: «Может быть, кто-то хочет побыть Заинькой?» Это было до­вольно непростое для детей предложение, однако Вова Б. вызвался «сыграть» Заиньку. Ему одели передник и маску Заиньки, педагоги пропевали текст потешки, а Вова повто­рял те движения, которые демонстрировали и пропевали пе­дагоги. Ребенок смог удержать внимание и действовал в со­ответствии с сюжетом.

Текст потешки «Заинька»

Хор. Ты куда, серый Зайка, ты куда, побегайка, По кустам, ай-яй-яй, вечерком крадешься?

Заинька. В огород я, ребятки, в огород, голубятки.

Там растет, ай-яй-яй, вкусная капуста. Хор. Неходи, серый Зайка, не ходи, побегайка. Там барбос, ай-яй-яй, стережет капусту. Заинька. Не боюсь я, ребятки, не боюсь, голубятки. Я его, ай-яй-яй, сам перепугаю.

Во время пения дети учились невербальному выражению различных эмоций и состояний: копировали движения и ин­тонации педагогов (грозили пальцем, топали ножкой, стави­ли руки на пояс, выставляли ногу и пр.)

Инициатива Вовы Б. вызвала у детей желание попро­бовать себя в роли актера — исполнителя Заиньки. Таким образом, был преодолен страх «первого шага».


Игры-драматизации развивают:

— внимание,

— выдержку,

— творческие артистические способности,

— речь,

— способность связывать слово с соответствующим дви­жением,

— умение понимать мир других людей: важно выразить в движении характер героя, его настроение, отразить его же­лания и возможности,

— способность к коллективному взаимодействию,

— общую координацию движений.

Каждый ребенок «окрасил» своего героя по-разному, не­смотря на общий характер движений и текст. Детям очень нравится спектакль.

В процессе постановки и репетиций пришлось отказаться от масок, так как они, съезжая на глаза, доставляли детям множество неудобств. Сценическими костюмами стали кра­сочные передники с изображением Заиньки и других героев постановки. Важно отметить, что сам процесс облачения в костюм создает у детей серьезный настрой на творчество, способствует концентрации внимания и настраивает на со­переживание происходящему. Кроме того, процесс одевания. костюма развивает чувство взаимной поддержки, мелкую мо­торику рук и навыки самообслуживания.

В процессе общего творчества не было капризов, таких как: «Я хочу быть Заинькой!» и пр. Ощущение общего дела заставляло детей забывать о личных амбициях, они подчини­лись естественной дисциплине спектакля. Таким образом, по­нимание норм и правил поведения и взаимодействия пришло само собой. Дети увидели, как важно помогать друг другу.

Работа над «Заинькой» продолжалась несколько месяцев. На материале этой потешки педагоги искали и разрабатывали оптимальную методику театрализованных игр для детей с про­блемами интеллектуального и психического развития. После­дующие постановки были осуществлены значительно быстрее.

Следующим спектаклем стал «Теремок». Было принято ре­шение подготовить постановку к Новому году. Спектакль «Те-


 




ремок» педагоги решили показать в школьном зале на роди­тельском собрании. Сценарий спектакля предполагал музы­кальное сопровождение. Педагоги начали подготовительную работу с отработки движений под музыку: дети «вживались» в образы животных, имитировали их манеру двигаться, под­ражали их голосу.

При распределении ролей учитывались характер, артис­тические возможности, внешний вид и индивидуальные осо­бенности каждого ребенка. Педагоги несколько раз прочита­ли детям сказку «Теремок», рассмотрели иллюстрации к ней, показали детям спектакль на фланелеграфе и спектакль с куклами. Потом сами разыграли эту сказку по ролям. Для того чтобы все дети участвовали в спектакле, педагоги ввели в сценарий новых действующих лиц: Кисоньку-Мурысоньку и Козочку. Эти роли были задуманы специально для двух девочек — Оли К. и Ксюши Р. Первая девочка малоподвиж­на, любит сидеть на одном месте, плохо говорит — она могла только пассивно участвовать в спектакле в роли Кисоньки-Мурысоньки. Вторая девочка, несмотря на ДЦП, очень изящна, любит двигаться, но не может говорить. Ей было приятно участвовать в спектакле в роли Козочки (педагог водила ее за руку). После того как дети хорошо узнали сказку и привыкли к ней, педагоги распределили роли.

Многие родители опасались, что в большом зале, при зрителях дети испугаются, поведут себя неадекватно. Однако опасения оказались напрасными. Дети, как истинные артис­ты, которых мобилизует и питает публика, с большие удо­вольствии отыграли спектакль.

Родители были потрясены — они не ожидали от своих детей таких способностей. Важно, что и дети, и их родители получи­ли дополнительную уверенность в себе, в своих возможностях.

На третьем году обучения педагоги-дефектологи решили усложнить задачу и поставить музыкальный спек­такль «Гости в огороде». К процессу подготовки спектакля были привлечены родители, которые вместе с детьми изгото­вили костюмы, декорации, реквизит. В этой постановке каж­дый ребенок имел свой предметный атрибут, который он дер-


жал в руках и выполнял определенные действия. Это само по себе сложно для таких детей. Однако в ходе спектакля дети как будто забывали о том, что им обычно бывает сложно.

В новом спектакле дети уже сами исполняли свои партии, помощь педагогов была минимальной.

Текст спектакля «Гости в огороде»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ваня.

Коза Козловна.

Баран Бараныч.

Петух Петрович.

Хор.

(Ваня неторопливо ходит с лейкой, поливает огород.) Хор. Нынче Ваня очень занят — у него не счесть забот,

Грядки полет нынче Ваня, поливает огород. Ваня. Ох, трудна моя работа, ох, болит спина и бок (показывает),

Ох, устал я отчего-то, ох, пойду, вздремну часок (ложится).

Хор. Нынче Ваня очень занят — у него не счесть забот, На скамейке дремлет Ваня, гости входят в огород. (Входит Коза Козловна.)

Коза. Вот и я, Коза Козловна, ме-ме-ме, хозяев нет! Хорошо, когда на грядке для меня готов обед! (Собирает капусту.)

Хор. Нынче Ваня очень занят — у него не счесть забот, На скамейке дремлет Ваня, гости входят в огород. (Входит Баран Бараныч.)

Баран. Вот и я, Баран Бараныч, ме-ме-ме, хозяев нет! Хорошо, когда на грядке для меня готов обед! (Собирает лук.)

Хор. Нынче Ваня очень занят — у него не счесть забот, На скамейке дремлет Ваня, гости входят в огород. (Входит Петух Петрович.)

Петух. Вот и я, Петух Петрович, ку-ка-ре-ку, хозяев нет! Хорошо, когда на грядке для меня готов обед


 




{Собирает горох.)

Хор. Нынче Ваня очень занят — у него не счесть забот,

Только встал со скамейки Ваня —

гости мигом из ворот! {Ваня встает. Гости разбегаются.) Ваня. Где горох и где капуста, лук исчез, пропал салат! Ох, беда — на грядке пусто. Кто же в этом виноват? {Оглядывается и сокрушенно качает головой.) Хор. Ох, беда, на грядке пусто — ты один лишь виноват! {Грозят Ване пальцем.)

 

В этой постановке дети проявили многие свои способ­ности. Главное, что они играли с большим удовольствием, точно передавали характер каждого героя, осознавали сюжет, иллюстрировали свои роли соответствующими движениями.

За три года развивающей работы с помощью театрализо­ванных игр были достигнуты следующие результаты.

Преодолены барьеры в общении и взаимодействии детей друг с другом и взрослыми.

Значительно обогатилась речь.

Дети стали свободнее двигаться.

Научились в движении находить адекватное выражение различных эмоций и состояний.

Научились проявлять свои творческие возможности.

Укрепилось взаимодействие в триаде ребенок—родитель— педагог. Впроцессе обучения неоднократно устраивались выставке совместных работ родителей и детей.

Внимание детей стало значительно устойчивее.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия