Студопедия — Лампа Лилит
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лампа Лилит






 

Я стал как филин на развалинах (Пс. 101:7)

 

В английском фольклоре и поэзии для луны используется архаический термин «лампа Лилит». Но кем была Лилит? Почему она ассоциировалась с луной и как связана с Люцифером? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно вернуться на тысячелетия назад, когда ее считали демоном-вампиром, похищавшим младенцев из колыбелей, соблазнявшим мужчин эротическими снами и порождавшим демоническое потомство. В еврейской мифологии Лилит была известна под многими именами, среди них: «прекрасная дева», «призрак», «шлюха-вампир», «призрак в ночи», «суккуба», «царица демонов», «ночное чудовище», «мать ведьм» и «филин». Эти имена отражают народную веру в то, что она похищала детей или пила их жизненную энергию и кровь, вызывала выкидыши у женщин и собирала семя, извергнутое мужчинами во время эротических сновидений или мастурбации, чтобы создавать демонов и элементалей.

На первый взгляд Лилит покажется фигурой весьма неприятной, но как мы видели в этой книге, божества древних религий часто демонизируются новыми. Также верно, что исторические книги пишутся победителями, и то же касается религиозных и мифологических книг. Лилит не всегда была еврейским ночным демоном. В шумерской мифологии она изображалась около 2000 г. до н.э. как прекрасная обнаженная и крылатая женщина с птичьими ногами. На ней рогатая шапка или головное украшение, а стоит она на двух львах. С обеих сторон ее подпирают совы. В древней Шумерии Лилит, Лилиту или Лилу была предводителем Лилу, вампирической расы женского пола, которые сексуально охотились на людей. Они были духами воздуха, жившими в пустыне и проявлявшимися в штормовую погоду. Эти сущности, как считалось, охотились на беременных женщин и, как в еврейском мифе, зачинали демонов, похищая семя у онанистов и гомосексуалистов. Лилит была дочерью Нинлиль, богини винограда и ветра, родившей луну. По этой причине Лилит была сильнее всего на ущербную луну, «когда псы ночи освобождаются от цепей, чтобы бродить до утра».

Эпос о Гильгамеше рассказывает историю о богине Инанне, Царице Небесной, и о том, как она нашла священную иву на берегах Евфрата, которая была вырвана с корнем жестоким ураганом. Богиня спасла павшее дерево и посадила в своем саду. Однако дерево отказывалось расти, потому что в его корнях угнездилась змея, свирепый буревестник Азу или Зу уселся на его ветвях, а Лилит устроила в его стволе себе дом. Инанна обезумела от горя и обратилась за помощью к полубожественному герою Гильгамешу. Он убил змею и срубил древо, так что Зу и Лилит потеряли свое обиталище. Лилит отрастила совиные крылья и улетела в пустыню, проклиная богиню и ее защитника. В награду Инанна дала Гильгамешу шаманский подарок – барабан и палку, сделанные из верхних ветвей и корней древа. Этот магический инструмент позволил ему связываться с богами на Небесах (верхние ветви) и спускаться с подземный мир (корни).

Некоторые авторы рассматривали эту историю как метафору убывания сил ближневосточных богинь по мере того, как власть захватывал патриархат. Джордж пишет: «Древняя богиня птиц и змей, устроившая себе дом в кроне и у корней Древа Жизни, соединяла небеса и землю. Этот образ содержал силу и знание, свойственные крылатой, львиноликой птице и мудрость сексуального обновления, воплощенные змеей» (George 1991:177). В вышеописанном мифе буревестник Зу можно считать Прометеево/Люфицерианской фигурой. Он описан как львиноголовый орел, вызывающий ураганы в пустыне хлопаньем крыльев. Мы видели, что он как бог Зу похитил Скрижали Судьбы у Богов и попытался подчинить себе космический порядок. Скрижали дали Зу власть над вселенной, поскольку они управляли силой судьбы, которая обычно представлялась как богиня. Поскольку Зу осмелился бросить вызов космическому порядку, его убила молния, Скрижали были возвращены, а в космосе восстановился статус кво. Буревестника можно сравнить с птицей Бенну в египетском мифе, фениксом и арабской птицей Рок.

Связь Лилит, живущей в Мировом Древе или Древе Жизни со змеей и птицей имеет определенное мифическое значение. Эндрю Коллинз тесно связывает птицу Зу с библейской легендой об Азазеле и Стражами, а также со звездными циклами, связанными с космическими циклами судьбы (Collins 1996:226-28, 353-55). Мотив орла или какой-то мифической птицы, живущей в ветвях священного древа с драконом или змеей у корней можно найти повсюду от северной Европы до Ближнего Востока.

Священными животными Лилит были кошки, совы, змеи, козодои и черные псы. И Инанна, и Иштар были известны как «Божественные Совиные Госпожи», и эта птица в древних мифах является двойным символом мудрости и смерти. В единственном библейском упоминании о Лилит сказано, что она живет «Ис. 34:14». Сатиры – это, конечно, сеирим, или «волосатые», следующие за своим повелителем, козлиным богом Азазелем.

В Шумерии Лилит была связана с Эрешкигаль, старшей сестрой Инанны, а в Вавилонии с Иштар (Венерой). В Финикии она была Баалит, или «Великой Госпожой» и спутницей Баала. Говорят, что когда Инанна задумала сбросить Эрешкигаль, она облачилась в лучшие драгоценности. Затем она посетила сестру в ее лабиринте-дворце, который был построен как паучья сеть и имел семь врат. Эрешкигаль узнала о ее приходе и приказала стражам останавливать Инанну у каждых врат и снимать с нее часть одежды или драгоценностей. Достигнув центра дворца, она оказалась совершенно голой. Затем младшая сестра повесила ее.

Вероятно, евреи впервые столкнулись с Лилит, когда вторглись и захватили Ханаан, ведь тогда ее культ распространился за пределы места его зарождения, Шумерии. В каббалистической традиции Лилит стала первой женой Адама до Евы. Он, как говорят, просил Яхве о женщине-спутнице, ведь он устал от мастурбации и скотоложества – и то, и другое, было обычным делом среди ближневосточных пастухов, которые часто вели жизнь одиночек. Получив полового партнера, неблагодарный первый человек возмутился отказом Лилит от традиционной миссионерской позы и претензиями на доминирование. Когда Адам возразил, Лилит ответила: «Почему я должна быть под тобой? Я тоже была создана из праха и потому равна тебе!» В немного иных обстоятельствах Лилит отвергла требования Бога поклониться и почитать его творение, Адама. В конце концов, первый человек был хорошим еврейским мальчиком, и он не уступил Лилит. В ярости Лилит превратилась в сову и улетела в пустыню, чтобы стать изгнанницей, «странствующей по пустошам».

После того, как Яхве уступил требованиям Адама о новой женщине-спутнице, и пара была изгнана из Эдема, Лилит вернулась из пустыни. Хотя Адама в это время воздерживался, что использовала его ночные испускания, чтобы создать расу демонов и гигантов. На самом деле, говорят, что Лилит породила расу фей или эльфов, которые почитались ортодоксальными патриархальными религиями за демонов. Древние евреи, как и позднее христиане-пуритане, похоже, имели какое-то особое отвращение к мастурбации и другим формам секса, не приводящего к появлению потомства. Например, когда Яхве увидел мужчин, «изливавших семя на деревья и камни», он наказал их за греховное поведение. Хотя на самом деле это похоже на ритуалы плодородия, когда энергия подносилась природным объектам, наделенным, как считалось, божественными силами.

В патриархальной еврейской пропаганде Лилит опасались из-за ее сексуальной независимости от мужского доминирования, ее мощной сексуальности и власти над людьми. Слово «Лилит» происходит от еврейского «Лайил», означающего «ночь», и шумерского «лил», означающего «ветер» или «смерть». Она в буквальном смысле Госпожа Воздуха и «смерть, приходящая с ночным ветром», идеальная спутница Азазеля или Азраэля как Ангела Смерти. Альтернативное происхождение ее имени возводят к шумеро-аккадскому слову, обозначающему «песчаную бурю». Этот слово применялось к неупокоенным привязанным к земле духам, странствующим вместе с ветром, бывшими «пылью земной» (Baring and Cashford 1991:510). Асфодель Паулина Лонг (Asphodel Pauline Long) предполагала, что Лилит была не «демоном ночного ветра», а первым «дыханием жизни». Она указывала, что согласно мифу творения в книге Бытия Элохим или Боги вдохнули жизнь в Адама, так что он стал душою живою (1992). Кэти Спьюрин (Kathy Spurin) видела в энергии Лилит женский огонь – огонь хаоса и разрушения, который ускоряет изменения и новые начинания, необходимые для эволюции. Это люциферианская концепция, и, как и ее мужское альтер-эго, она во многом «богиня извне», восставшая, анархистка, отказавшаяся принять установленный порядок, пошедшая собственным путем как вольный дух.

Лилит часто считали самостоятельной богиней. Барбара Уолкер (Barbara Walker) видит в ней фигуру «Великой Матери» для оседлых земледельцев, противостоявших вторжениям номадических пастухов (1983:541). Возможно, древние евреи невзлюбили Великую Мать за то, что она испила крови Авеля, пастуха, убитого Каином, повелевавшим земледелием и кузнечным делом. Предположительный первый убийца был связан с Лилит через ее отождествление с Неемой, Пряхой, сестрой Тубал-Каина. Иногда она была известна как Лилит Младшая. Неема была так прекрасна, что вполне могла сбить с пути Тубала (Азазеля).

 

 

Лилит Бабеллон (Lilith Babellon) связывает происхождение ее имени с мистериями, практиковавшимися на греческом острове Самофракии, и это снова связывает ее с (Тубал) Каином. В обрядах, проводившихся на острове, темная богиня Геката рождала вампирических духов, известных как ламии или лиллим. Блаватская описывает демоническую расу кабаров или кабиров, с которыми мы уже сталкивались, как культурные образцы для подражания, научившие человечество земледелию и кузнечному делу. Она также отождествляет их с греческой расой гигантов Старших Богов, известных как титаны, и семью планетарными правителями (1983:408-9). Найт утверждает, что кабиры были «линией древних подземных богов и слугами Великой Матери – они были морскими богами и кузнецами» (Knight 1985:58). Их описание морских богов, возможно, означает, что они были Старшими, которых в древних мифологиях называли «обитателями бездн».

Хьюсон описывает кабиров как «мистическую расу… происходящую от изначального божественного сочетания, под другими именами она известна как эльфы или ведьмы…» (Huson 1972:100-101). Греки делили кабиров на две группы в соответствии с их полом. Женщины были ведьмами, творившими заклинания и заговоры, а мужчины были кузнецами и мастерами по работе с металлом. Они могли разрушать заклятья женщин своего народа и похожи на исторических «умельцев». Мужчины-кабиры также изобрели алфавит и математику.

Мужчины также специализировались на использовании бронзы вместо железа. Из этого материала они изготовили серп Хроноса-Сатурна, который тот использовал для оскопления своего отца Урана, трезубец морского бога Посейдона-Нептуна (бога-покровителя Атлантиды), молнию Зевса-Юпитера, шлем невидимости Аида-Плутона и пояс Венеры-Афродиты. Имя кабиров происходит от «laberoi» и финикийского «qabirim» и означает «могучие». Блаватская утверждает, что Каин принадлежал к кабирам и был «наставником каждого работающего с медью и железом». Она также упоминает о «загадочных кузнецах по железу с острова Родос, они первыми возводили статуи богов, предоставляя им оружие, а людям – магические искусства». Она добавляет: «И они не погибли в Потопе, устроенном Зевсом, как каиниты были уничтожены Иеговой». Кабиры, как утверждается, были детьми греческого бога огня, молнии и кузнечного дела Гефеста, а физически они были темными, уродливыми и низкорослыми. Гефест изображался в конической шляпе, которую носили и кабиры. Они носили пилеус, или фригийский остроконечный колпак, который также носили Аттис и Митра. Он также стал символом алхимика и волшебника. Вероятно, не случайно колпаки стали ассоциироваться с гномами, феями и гоблинами, которые являются духами земли.

Каин или Кайин также считается шумерским мастером по работе с металлом. Лоуренс Гарднер утверждает, что он появляется в шумерской истории как Ар-ви-ум, царь Киша и сын Масда. Имя Масда означает «как змей», и Ар-ви-ум в еврейском означает змея. Масда или Мазда, «Господь», в Персии был Ахура Маздой, или богом света. Его также называли Ормаздом, «змеем света». Гарднер утверждает, что персидскую магическую традицию можно проследить до Масды и Ар-ви-ума/Каина, а они были предшественниками Зороастра (Gardner 1999:105-106). В священной книге мандеев Лилит – это жена Мазда, царя света и гнозиса. Гарднер утверждает, что он – эквивалент еврейского ангела Самаэля, который был ангелическим мужем Лилит. Сестру-близнеца и жену Каина звали Лулува, что значит «жемчужина», и она была матерью Эноха (Быт. 4:17). Говорят, что Лулува была дочерью Лилит и Самаэля.

Так является ли демоница Лилит на самом деле богиней? Джордж утверждает, что ее отталкивающая репутация убийцы детей указывает на женский менструальный цикл и темную сторону луны. Она пишет: «В ее менструальном аспекте Лилит возненавидели за отказ служить мужчинам и зачинать их детей» (George 1992:193). Это часть патриархальной и женоненавистнической реакции на женское начало и, как указывает Блек Колтув: «Лилит – это часть Великой Богини, которую отвергали и гнали в постбиблейские времена. Она представляет качества женской самости, которые не несет в себе Шехина. Первое из этих качеств – лунное сознание, то есть связь с циклами убывающей и прибывающей луны, жизнью, смертью и перерождением; и богини как девы, матери и старухи. Лилит Младшая – это Неема, дева и соблазнительница, Лилит, Древняя, является убийцей детей, старухой и воровкой, тогда как сама Лилит – это мать смешанного многообразия и богиня Жизни и Смерти, пламя обращающегося меча» (Black Koltuv 1986:121).

В каббалистическом тексте XIII в., известном как «Зогар», или «Книга Сияний», ненависть Лилит к Яхве появляется от того, что она была создана как «меньший свет» после солнца (Люцифер), и считается ортодоксами его противником. В еврейской оккультной традиции она была создана или одновременно с Адамом, или раньше его. Вместе со своим ангелическим спутником Самаэлем она считалась аспектом «силы Божьей» и представлена на Древе Жизни как сефира Гебура. Самаэль и Лилит изначально были андрогинным существом. Они считались клиппотическими, или демоническими, противоположностями гермафродитным Адаму-Еве.

В эзотерической астрологии Лилит – это «темная луна» или астероид, о нахождении которого на орбите между Землей и Луной астролог Сефериэль заявил в начале XX в. В этом отношении она иногда называется «старой луной» и, возможно, появилась раньше нашего спутника. В карте рождения темная луна Лилит – это тень самости личности, которая толкает нас на самовозвеличивание и, в конечном счете, к самоуничтожению. Она вызывает странные влияния, неконтролируемые желания, заблуждения, сводящие с ума страсти и слепую одержимость, которые появляются в нашей жизни как гром среди ясного неба. На более позитивном уровне Лилит может быть учителем, помогающим нам справиться с неприятными эмоциональными переживаниями и противостоять нашим сильнейшим страхам. Астролог Линн Стил-Смит (Lynne Steele-Smith) утверждает, что послание Лилит таково: «Прими свои тени. Затем выбери нить в своей жизни, и я выведу тебя из лабиринта к свету самопознания, к высшей духовной цели». Весьма люциферианский совет.

Другой позитивный астрологический аспект Лилит заключается в ее роли «темной госпожи» или музы, вдохновляющей поэтов и писателей. Но и тогда ее влияние может оказаться обоюдоострым мечом. Роберт Грейвс писал о ее аспекте Белой Богини, а поэт Питер Редгроув видел в ней Черную Богиню. Она может быть и «ночным духом»,[1] устроившим себе гнездо высоко в ветвях деревьях, сплетя его из костей мертвых поэтов; пробудившись, она может принести смерть и безумие. Астрономически с Лилит ассоциировали неподвижную звезду Алгол (Бета Персея), а также ее (иногда) губительное влияние на человеческие жизни. Это имя означает «призрак» или «демон» на арабском, оно связано с жестокой смертью через повешение, обезглавливание (расчленение), утопление и отравление. Но тогда Лилит – это «смерть, приходящая с ночным ветром» и жена Самаэля-Азраэля, Ангела Смерти. Она тот аспект женского начала, который мы должны уважать и (это особенно касается мужчин) противостоять на свой страх и риск.

Однако для такой ужасающей фигуры, демона, вампира, убийцы детей и посланницы Смерти, карьера Лилит заканчивается при странных обстоятельствах на неожиданно высокой ноте. Яхве отослал Матринот-Шехину, женский аспект Космического Творца, и заменил ее «рабыней египетской», т.е. Лилит. Это произошло после разрушения храма Соломона и пленения евреев в Вавилонии в конце VI в. до н.э. Это предполагает, что Шехина сохранялась в храме или в Ковчеге Завета. Лилит как Матринот-Шехина связана с сефирой Хокма на Древе Жизни. Эта сфера – аспект «мудрости» четверичной природы YHVH или Яхве. Она также связана с Биной как Темная Мать Горького Моря, которую иногда рассматривают как Благословенную Деву Марию. Хокма, или Мудрость, как написано, была с Яхве с начала творения.

Гарднер (Gardner 1999:115) сравнивал Матронит с Анат или Анаттой, Царицей Небесной и дочерью Аштарот, супруги Баала. Согласно гностикам-мандеям: «Лилит знает тайну света и тьмы и объединяет Небеса и Ад. Ее суть в мудрости». Гностики также говорят, что как Мудрость Лилит играет важную роль в версии мифа о Великом Потопе. Она вмешалась, когда Яхве грозил уничтожить человеческую расу за то, что они прекратили поклоняться ему. Гностический текст сообщает: «Ной и его семья спаслись в ковчеге благодаря брызгам света, исходящим от нее [Мудрости], и через это весь мир был снова наполнен человечеством» (Pagels 1981:65).

Одна из самых интересных, но зачастую неправильно истолкованных частей легенды о Лилит заключается в ее сотворении расы демонов от сексуальных контактов со спящими мужчинами. Как пишет Лилит Бабеллон: «Поскольку Лилит и Самаэль не человеческого рода, в человеческой расе скрыто семя, которое принадлежит другому порядку эволюции. Оно известно под многими именами, включая демонов, эльфов, фей и фейри. Таким образом, Лилит действует как «Богиня-Мать Фей», приводящая души эльфов к развитию посредством человеческих форм на тех планах, войти в которые у олуха Адама не хватило воображения». Р. Дж. Стюарт утверждает, что когда Люцифер «пал» на Землю, существа мира фей пали вместе с ним (R. J. Stewart 1992:79). Он пишет: «Древняя Кельтская Церковь учили, что Люцифер увлек за собой много ангелов, когда пал на Землю, задолго до того, как появилось человечество. Они стали волшебными расами, ангелами Матери внизу» (1995:80). Стюарт описал так называемый Триединый Союз или Искупление Люцфиера. Это духовная операция в волшебной традиции по объединению трех планов существования – человеческого, эльфийского и ангельского – которые были разделены Падением.

В артурианском мифе, содержащем много люциферианских элементов, рождение Мерлина и его «соблазнение» Нимуэ в старости представляет эзотерические аспекты волшебных браков между людьми и эльфами. В христианской пропаганде Мирддин или Мерлин – результат союза между дьяволом и монахиней. Если отбросить христианский лоск, это оказывается сочетание между ангелическим существом/богом и человеческой жрицей. В поддержку этой идеи исторический хроникер Джеффри Монмутский описывает отца архимага как «прекраснейшего молодого человека, бывшего из рода духов, обитающих между луной и Землей, который мы называем демонами. По природе своей они сопричастны и людям, и ангелам, и сочетаются с человеческими женщинами».

Соблазнение Мерлина волшебницей Нимуэ, слугой Госпожи Озера, это еще один пример волшебного брака. Тогда как с христианской точки зрения падение Мерлина рассматривается как отрицательное деяние, Найт (Knight 1983:164-66) рассматривает его как мощную форму искупления, основанную на «древней магии». Он утверждает: «Когда Нимуэ, дева земли, постигла все звездное наследие Мерлина, а Мерлин изучил земное наследие Нимуэ, они оба в космическом браке отправились к звездам, взяв с собой детей Земли». Это отражено в контактах между Малым Народцем и людьми, задокументированных в протоколах пыток ведьм. Конечным результатом таких встреч является то, что человек получает от своих эльфийских друзей тайное знание о травах и психических силах. А что до смерти Мерлина, то его заточение в «Стеклянной Башне», которую некоторые называют обсерваторией, связывает его со звездной традицией Старших Богов и стражей, выделяя из рода людей.

Патриархальная пропаганда за столетия демонизировала, изуродовала и унизила мифы и о Лилит, и о ее супруге Люцифере. Эзотерические концепции, такие как браки между людьми и расой эльфов, были намеренно истолкованы как договоры с античеловеческими дьявольскими силами. На самом деле эти вторжения в нашу планетарную эволюцию помогли развитию людей как духовно, так и материально. Эти контакты также поддерживали чистое пламя мудрости и знания, впервые переданное человечеству Старшими эоны назад.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1679. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия