11) Образование казанского ханства: территория и население
Образование Казанского ханства было результатом тех процессов ослабления Золотой Орды, которые последовали в конце XIV в. после сильного военного и внешнеполитического давления на Орду вначале ее западного соседа - Московского государства (Куликовская битва, 1380), а затем в 1389-1395 гг. и восточного - державы Тамерлана, совершенно разгромившего Золотую Орду и разорившего ее столицу Сарай-Берке.
Военный разгром был усугублен развитием на рубеже XIV-XV веков глубоких противоречий в Орде, выразившихся в ожесточенной борьбе за власть между Тохтамышем - с одной стороны, и ханом Заволжской Орды Тимур-Кутлу, поддержанным сибирским ханом Шадибеком, - с другой. После смерти Тохтамыша (1406х) борьба между наследниками этих двух династических ветвей резко обострилась.
Вначале на престол Золотой Орды вступили сыновья Тохтамыша, но все они правили очень недолго. Наиболее заметным из них был Джелял-эддин, который 2-й раз правил с 1411 года (1-й раз в 1407 г.), когда он совершил переворот, свергнув при помощи литовского князя Витовта своего соперника, сына хана Тимура-Кутлу.
Джелял-эддину удалось восстановить господство татар над Россией и заставить Василия I Дмитриевича c 1412 г. вновь платить дань Золотой Орде. Сын Джелял-эддина, Улу-Мухаммед, вступивший (в 5-й раз) на престол в 1428 г. также поддерживал суверенитет Орды на Россией, однако в 1437 году в ханы был возведен Кичи-Мухаммед, внук соперника Тохтамыша - хана Тимур-Кутлу. Тем самым престол Золотой Орды был с тех пор окончательно закрыт для потомков Тохтамыша.
Однако Улу-Мухаммеду удалось договориться с новым ханом Золотой Орды о выделении ему периферийного западного улуса - Крымских земель, куда он и удалился, став тем самым основателем нового Крымского ханства. Правда, пребывание его в этом новом качестве в Крыму было крайне недолгим, поскольку он сразу же не поладил с местной феодальной верхушкой - крымскими мурзами протурецкой ориентации, а потому был изгнан ими из Крыма в 1437 году.
Уйдя оттуда, однако, не с пустыми руками, а во главе 3-тысячного войска, Улу-Мухаммед вторгся в пределы Русского государства, заняв г.Белев в Заокской Московии, пытаясь обосноваться со своими людьми на слабозаселенных землях между собственно Московскими и Крымскими владениями. Посланное великим князем Московским войско, которому было поручено изгнать Улу-Мухаммеда из пределов Московского государства, хан 5 декабря 1437 г. разбил наголову в т.н. Белевской битве и тем самым продемонстрировал и свою военную силу, и незаурядное полководческое искусство.
Двигаясь далее на восток по заокским окраинам московских земель, Улу-Мухаммед, пройдя верховьями рек Дона, Воронежа, Цны, Хопра, вышел к Суре и затем к Волге в районе южнее Казани, решив отторгнуть расположенные по Средней Волге, в Засурье те владения Золотой Орды, которые граничили с Московским Великим княжеством.
Своей столицей Улу-Мухаммед сделал Казань, возникшую еще в середине XIII в. (ок. 1261 г., по другим сведениям почти на 100 лет раньше), и ставшую к тому времени значительным торговым центром Поволжья, несмотря на то, что город подвергался частым раззорениям, в том числе и русскими отрядами (1399). В.В.Похлебкин указывает, что Улу-Мухаммед перенес Казань на новое место на р.Казанке, в 5 км от ее устья, однако другие исследователи считают, что на новом месте уже существовал город, центр небольшого удела (подробнее см. ниже раздел "Казань").
Таким образом, в 1437-1438 гг. возникло отпочковавшееся от Золотой Орды новое татарское ханство, получившее название Казанского.
Говоря об основном, татарском населении Казанского ханства, которое занимало описанные выше центральные земли этого государства, следует обратить особое внимание на следующее. В первый период существования ханства, т.е. во второй половине XV века, в качестве названия его народа наряду с этнонимом «татары» («этноним» – слово греческое и означает самоназвание того или иного народа), параллельно применялись слова «булгары» и «бесермены». Бесспорно, волжские булгары оставили большой след в этнокультурном формировании казанских татар, хотя данное слово применялось уже в это время чисто традиционно. В русских летописях даже к концу XIV века бывшие булгарские земли названы уже татарскими. В Казанском ханстве, главным образом в его столице Казани, проживали представители и некоторых других народов, например, армяне и иные кавказцы в так называемой Армянской слободе, в районе известной Суконной слободы. Особенно много было русских: купцы, различные служащие при дворах московских послов и наместников, вооруженные отряды для их охраны. Их стало больше во времена русского протектората в различные годы первой половиныXVI столетия.
12) Общественно – политический строй Казанского ханства
Казанское ханство было феодальным государством. Управляли им ханы из династии джучидов. Вот почему по-своему государственному устройству это ханство напоминало прежнюю Золотую Орду.
Высшим должностным лицом и верховным собственником земли являлся хан. Но его власть не была абсолютной. Она контролировалась государственным советом диваном, состоявшим из четырех Карачи, т.е. эмиров самых знатных родов ханства. Они следили за поступлением налогов в казну и их расходованием, управляли местной администрацией, командовали войском, ведали внешнеполитическими делами. Таким образом, ханы правили в согласии с волей группы высшей знати, пригласившей его на трон. «Казань есть царство вольное, и держит царя по воле своей, берегущего людей своих, а злого отсылают или убивают», писал современник. Важнейшие вопросы государственной жизни решались также на курултаях (народных собраниях). В них участвовала «вся земля казанская».
К высшему сословию принадлежали эмиры и беки, среди которых были и местные (булгарские) князья. Это были в основном крупные землевладельцы, одновременно они являлись военачальниками ополчения своей округи. Другие феодалы мурзы и уланы имели небольшие земельные владения и обязаны были служить за выделенные им земли в войсках эмиров. Они собирали с подвластного им населения («кара халык») различные налоги. В Казанском ханстве установилась так называемая суйургальная система землевладения. Суйургал — это земельное пожалование, держатель которого обязан, был нести со своим войском службу в пользу хана. Если условия службы не выполнялись, хан имел право лишить феодала земельного пожалования.
Почетное место в государстве занимало мусульманское духовенство. На должность главы духовенства выбирались лица, принадлежавшие к числу сеидов, т.е. потомков пророка Мухаммеда. Он считался первым после хана лицом в государстве и даже выполнял обязанности главы правительства в периоды междуцарствия.