Источники по истории казанского ханства
Важным и оригинальным татарским источником периода Казанского ханства является тарханный ярлык хана Сахиб-Гирея, занимавшего казанский престол в 1521-1524 гг. Ярлык также относится к разряду подтвердительных тарханных. Он был обнаружен татарским археографом и этнографом Саидом Вахиди в 1912 г. в деревне Мамалай Мамадышского уезда Казанской губернии. Впервые при написании научной работы текст ярлыка используется Хади Атласи в 1914 г. в монографии «Казан ханлыгы» («Казанское ханство»). Публикация текста на русском и татарском языках с подробным комментарием впервые была осуществлена С.Г. Вахиди на страницах казанских научных изданий в 1925 г. К настоящему времени наиболее грамотный археографический анализ ярлыка дан в работах Ш.Ф. Мухамедьярова9. Важными источниками по истории Казанского ханства являются переводы писем хана Сафа-Гирея, правившего в Казани в 1524-1531, 1533— 1546 и 1546-1549 гг., польскому королю и великому князю литовскому Сигизмунду I. Местом их составления была канцелярия Великого княжества Литовского. Публикация текста писем, с переводом его на современный русский язык и примечаниями, была осуществлена Д.А. Мустафиной в 1997 г.10. Содержание писем представляет изложение казанским ханом политических событий 30-40-х гг. XVI в. и показывает нам международное положение Казанского ханства, его внутреннее состояние, в частности этнодемографическое развитие, и т.д. Ценный материал по истории Казанского ханства сохранился в русских летописях. Наиболее полное отражение история Казанского «царства» получила в московских летописных сводах, в частности в так называемой Никоновской / Патриаршей летописи. Иные летописцы, работающие в крупных центрах северо-восточной Руси, не ставили своей задачей освещение взаимоотношений Руси с восточными соседями. Интерес же московских летописцев к Казанскому ханству объясняется тем, что активная борьба с татарами была одной из важнейших задач восточной политики Московского государства. Особо необходимо выделить казанскую летопись («История о Казанском царстве», «Казанский летописец», «Казанская история»). Как историческая повесть с ярко выраженной публицистической направленностью, она была составлена в 1564-1565 гг. анонимным русским автором, жившем при дворе казанского хана Сафа-Гирея и являвшемся непосредственным очевидцем последних 20 лет самостоятельного существования Казанского ханства. Интерес исследователей к этому памятнику возник еще в конце XVII в. и обусловливался, прежде всего, тем, что в нем излагалась 300-летняя предыстория и история Казанского государства и его взаимоотношения с Московским государством, вплоть до завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 г. Отдельно хотелось бы отметить, что «Казанская история» — источник оригинальный (хотя бы в том, что в нем содержатся сведения информаторов-татар), содержащий множество сведений по истории Казанского ханства, но требующий очень внимательного и критичного отношения к себе. Из русских источников XVI в. литературно-политического характера для изучения истории Казанского ханства особую важность имеет и «История о великом князе Московском» князя A.M. Курбского, принимавшего активное участие в завоевании Казани. Здесь по крупицам мы находим сведения и о политической истории Казанского ханства, и о социально-экономическом его развитии. Довольно интересны описания этнического состава населения Казанского государства, причем князь четко разделяет государствообразующее население страны («казанских татар») и подвластное казанским ханам иное местное население, в частности чувашей. Ценнейшим источником по истории Казанского ханства являются писцовые, переписные книги второй половины XVI-XVII вв. Их материалы могут быть привлечены для ретроспективного освещения истории государства, его этнического и социального развития, административно-территориального деления. Эти документы составлялись в целях государственного налогообложения податного населения, фиксации права владения землей, крестьянами. В основе писцовых, переписных книг лежит описание в каждом владении крестьянских дворов. и земельных угодий. Подобные книги составлялись в результате деятельности особых комиссий, которые правительство посылало из Москвы на места. В книгах довольно четко зафиксированы социальное положение и этническая принадлежность людей, причем нередко приводятся факты, напрямую отражающие этносоциальную историю Казанского ханства.
|