Казанское ханство в период правления крымских ханов (1521-1551 гг.). Правление Сахиб-Гирея началось е погромов русских и касимовских татар, которые находились в Казани или по торговым делам, или в составе войск. В ответ великий князь Василий III пошел войной против казанцев. Войска сосредоточились в Нижнем Новгороде, но возглавлявший их Шах-Али не посмел двинуться на Казань. Русские заняли оборонительную позицию и заложили в устье реки Суры новую крепость Васильсурск. Она стала плацдармом для дальнейшего продвижения на восток.
В 1524 г. Сахиб-Гирей добровольно оставил казанский престол, пригласив на ханство своего 13-летнего племянника Сафа-Гирея. В, том же году московское правительство возобновило военные действия против Казани. Защитники успешно отбили все попытки захватить город штурмом. Отряды, действовавшие в тылу русской армии, прервали ее снабжение продовольствием. Сухопутные войска были разгромлены. Скоро казанцы напали и на судовую рать, которая потеряла 90 крупных судов.
Во время сражений Казанский посад был сожжен, но крепость удалось отстоять. Победа Казанцев вынудила русских воевод начать переговоры. Правительство Василия III признало Сафа-Гирея законным ханом. Однако ему не пришлось спокойно управлять государством. В 1530 г. русские опять напали на Казань и опять потерпели неудачу.
После этого московское правительство стало действовать другими методами. Поддерживая правительство Сафа-Гирея, оно подтолкнуло представителей промосковской партии к мятежу и заговору. В 1531 г. Сафа-Гирей был низложен.
В Казани было образовано временное правительство, которое пригласило на ханский трон касимовского царевича Джан-Али, брата Шах-Али. Реальная власть принадлежала воеводам и эмирам, имевшим тесные связи с Василием III. Восстановление московского протектората вызвало массовое недовольство. В 1535 г. Джан-Али был убит.
В Казань снова пригласили Сафа-Гирея. Второе правление его началось довольно успешно. Под влиянием местной знати он стремился проводить политику, независимую как от Москвы, так и от Крыма. Однако московское правительство не отказывалось от своих претензий на Казань, как, впрочем, и крымский хан, считавший Казанскую землю своим юртом.
Сафа-Гирей начал нападать на русские земли, разорял города и села. Москва, где правил уже Иван IV, готовилась к ответному походу. Она стремилась вернуть времена протектората, как это было при Мухаммад-Амине и Джан-Али. Сафа-Гирей решил занять прокрымскую позицию, казнил многих своих противников среди казанской знати, подозревая их в измене. Кроме того, он «у многих князей ясаки лоотнимал, да крымцам подавал; копит казну да в Крым посылает». Местная знать расценила это как покушение на свои права. Произошло вооруженное выступление. Крымцы были разбиты, и хан бежал к ногайскому мурзе Юсуфу, отцу его жены Сююмбеки.
За новым ханом казанцы обратились в Москву. Иван IV прислал им того же ненавистного Шах-Али с огромным количеством войск. Войско, правда, в Казань не пустили, да и сам московский ставленник правил всего один месяц.
Между тем Сафа-Гирей при помощи ногайцев собрал значительное войско. Опираясь на него и получив одобрение со стороны крымского хана, он в том же 1546 г. вернулся в Казань. Иван IV объявил ему войну, и сам возглавил войско, начавшее выступление против Казанцев. Однако этот поход завершился неудачно.
Сафа-Гирей же продолжал свою прежнюю политику: притеснял Казанцев, на важнейшие государственные посты выдвигал крымцев. Все его противники или погибли, или бежали в Москву. Свою роль здесь сыграло московское правительство, которое создавало искусственные препятствия на пути к единству Казанцев, умело вызывало среди них распри. Постоянные военные действия между двумя государствами не всегда происходили по вине Казанцев. В конечном итоге правительство Сафа-Гирея потеряло поддержку у широких слоев, прежде всего у местной знати промосковской ориентации, которая и решила избавиться от своего хана. В марте 1549 г. Сафа-Гирея не стало.
Падение Казанского ханства. Ханом был провозглашен малолетний сын Сафа-Гирея Утямыш-Гирей. Правительством руководила от его имени мать Сююмбике. Это была красивая, умная и энергичная женщина, которая пользовалась огромным авторитетом и любовью у народа. Однако реальная власть принадлежала крымцам.
Иван IV, недовольный самостоятельностью казанских правителей, встал на путь решительных военных действий. Зимой 1548-1549 гг., а затем зимой 1550 г. были предприняты два больших похода на Казань. Оба похода возглавлял сам царь, и оба они потерпели полную неудачу. Царское правительство начало более тщательно готовиться к завоеванию Казани на основе определенного плана.
24 мая 1551 г. в устье Свияги, на Горной стороне Казанской земли, была заложена русская крепость. Окрестных жителей привели к присяге на верность царю. Водные пути, ведущие в Казань, были перерезаны, и столица оказалась в блокаде.
Военные приготовления Москвы сильно тревожили Казанцев и одновременно вызвали бурю возмущений, которую они направили на правительство Утямыш-Гирея. Крымский гарнизон в таких условиях решился на бегство, оставив столицу совсем беззащитной. Казанское правительство вступило в переговоры с русскими. Было достигнуто соглашение, по которому престол занимал Шах-Али. Утямыш и его мать Сююмбике подлежали выдаче московским властям. 11 августа 1551 г. их отправили в Москву. Это было днем траура для Казанцев.
В августе того же года Шах-Али стал ханом. Состоялся курултай, участники которого скрепя сердце под давлением Москвы дали согласие на присоединение к России правого берега Волги Нагорной стороны. Казанцы, услышав это, пришли в негодование. Многим стало ясно, что Иван IV хочет покончить с их государством, мирным путем присоединив казанские земли, которыми будет управлять московский наместник.