Студопедия — Св. Варсонофий 2-й, епископ Тверский, Чудотворец Казанский.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Св. Варсонофий 2-й, епископ Тверский, Чудотворец Казанский.






Св. Варсонофий, в мире Иоанн, сын священника Василия, родился в г. Серпухове Московской губернии, в 1495 г. Отданный "в науку" отрок Иоанн, имея "глубок ум”, скоро изучил Псалтирь и церковное пение. В 1512 г. татары, под предводительством сыновей Менглигирея, напали на Серпухов и Варсонофий семнадцатилетним юношей взят был в плен, где в течение трех лет основательно изучил татарский язык и ознакомился с мусульманскою религиею. Выкупленный отцом из неволи, он, согласно данному обету, постригся в монашество в Московской Андрониковской обители. Отсюда в 1544 г. за строгую и богоугодную жизнь Варсонофий, по благословению Московская Митрополита Макария, поставлен был во игумена Никольского Песношского монастыря. А затем, по желанию царя Иоанна Грозного, как опытный руководитель в иноческой жизни и знакомый с татарским языком, Варсонофий, в сане Архимандрита, вместе с св. Гурием, первым архиепископом Казанским, был отправлен в Казань для основания там обители и, при пособии царя, устроил там Спасо-Преображенский монастырь. В Казани св. Варсонофий ревностно занимался обращением татар в христианскую веру, а искусство исцелять телесные недуги сделало его имя известным по всему Казанскому краю. В 1567 г. св. Филипп 2-й, Московский митрополит, вызвал Варсонофия в Москву и рукоположили его в сан Тверского епископа, по смерти святителя Акакие, и в том же году Варсонофий освятил Вознесенский храм в Оршиве монастыре (в 18 верстах от Твери). При его святительстве в Твери был лишен жизни Малютою Скуратовым святитель Филипп, томившийся възаключении в Отроче монастыре. Святителю Варсонофию не дали знать о кончине и тело св. Филиппа погребено в присутствии Малюты. Удрученный старостью и телесными недугами св. Варсонофий не ранее 1570 (или 1571 г.), согласно прошению. уволен был от управления епархиею и отошел на покой в основанный им в Казани Спасский монастырь, где и скончался 11 апреля 1576 г. Памятником его пребывания на святительской кафедре в Твери остались в кафедральном соборе посох его из красного дерева, оправленный впоследствии в серебро, и панагия, возложенная на мощи св. Арсения, епископа Тверского (в Желтиковом монастыре).

Святитель Варсонофий был погребен в Спасо-Преображенском монастыре. В 1595 г. благочестивый царь Феодор Иоаннович повелел в Казани в Спасском монастыре построить новую церковь в честь Преображения Господня. Восточная стена церкви, более обширной, чем прежняя, деревянная, должна была пройти тем самым местом, на котором за алтарем прежней церкви погребены были святитель Гурий и Варсонофий, а потому предположено было перенести с этого места останки святителей. Казанский митрополит Гермоген (впоследствии патриарх) приказал Спасо-Преображенскому архимандриту Антонию устроить приличные ковчеги, чтобы в них с подобающею честью перенести останки святителей. Оба гроба (св. Гурия и Варсонофия) были открыты октября 4-го и оказались нимало не подвергшимися тлению. Архимандрит Антоний немедленно о сем донес Митрополиту Гермогену. который совершив со всем градским духовенством литургию и панихиду по святителям Гурию и Варсонофию, отправился к месту погребения их гробов и, пришедши, поклонился им со всем духовенством. Необычайность нетления святительских гробов вложила в блаженного Гермогена дерзновение всенародно открыть гроб св. Гурия. Открыли гроб и "видехом”, писал митрополит, "диво, его же не надеяхомся. Рака бо святого бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святого Гурия вверху мира, яко губа, ношахуся... Потом же открыхом раку преподобного Варсовофия и видехом многим нетлением почетены от Бога мощи св. Варсонофия"... Святитель Гермоген сам и весь освященный собор и все с великим благоговением помазывались тем миром, многие больные, помазанные миром от святительские мощей, получали исцеление. Митрополит Гермоген без замедления об открытии нетленных мощей св. Гурия и Варсонофия и чудесах при этом совершившихся донес царю Феодору Иоанновичу и патриарху Тову. По распоряжению их мощи святителей были перенесены в Спасо-Преображенскую монастырскую церковь, где они и почивали до 20 июня 1630 г., когда, по распоряжению Казанского митрополита Матфея, мощи святителя Гурия были перенесены в созданный им Благовещенский кафедральный собор, а мощи св. Варсонофия остались в Спасском монастыре, где и доныне покоятся в серебряной позолоченной раке.

В "Иконописном Подлиннике" Святитель Варсонофий описан так: "Подобием надсед, брада аки Гуриева (а борода св. Гурия, аки Василия Кесарийского), наконец раздвоилась, риза святительская, омофор и Евангелие". (Филимонов, 166 стр.). На Иконе Тверских Святых Варсонофий изображен в Святительском облачении, на главе митра, в правой руке, поднятой вверх, крест (четырехконечный), а в левой свиток, на котором написано: "Какая нам нужда приобретать то, чего мы не можем взять с собою". В Спасском монастыре находится древняя икона святителей Гурия и Варсонофия. Святитель Гурий выше св. Варсонофия. Лице св. Гурия отличается кротостью, карие глаза его смотрят открыто и приветливо. У святителя Варсонофия лице худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длинная, но редкая, и оканчивается остро около половины груди; брови св. Варсонофия шире, усы тоньше, глаза смотрят строже, чем у св. Гурия (Казан. Епарх. Известия 1877, № 15).

Жизнеописание св. Гурия и Варсонофия составлено патриархом Гермогеном.празднование св. Варсонофию совершается 11 апреля, в день его кончины, и 4 октября, вместе с св. Гурием, в память обретения их мощей.

В Тверской епархии несколько престолов (храмов) посвящено св. Варсонофию: а) в Никольское церкви, что на Зверинце, в г. Твери, где имеется икона его с частицею мощей его, б) — в церкви Пресв. Троицы, называемой Ведою Троицею, в Твери, в) в Вознесенском Оршине монастыре, где свято чтится Икона св. Варсонофия с частицею от его мощей присланная в обитель Казанским Архиепископом Григорием, г) в Троицком Селижаровском монастыре теплая церковь посвящена святителя Гурию, Варсонофию и Герману.

Тропарь 1-й, глас 4-й: "Тихостью нрава направляем, святителю Варсонифие, в тихое пристанище достигл еси, смиренномудрия ради удобно избежав сопротивных сетей, святая душа твоя на небеса возлете, идеже, Христу предстоя, моли спастися нам, почитающим память твою".-Тропарь 2-й, глас 3-й: "Возвестителю пути спасительного, истинный хранителю Апостольских преданий, столпе непоколебимый, благочестия учителю и православия наставниче, святителю Варсонофие, Владыку всех моли, мир вселенной даровали и душам нашим велию милость".-Кондак св. Варсонофию, глас 6-й: "Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворил еси: сего ради святительства саном печется, чисто чистейшему предстоиши; моли Христа Бога, святителю, спасти Императора нашего Вседержавного, благочестия Содержителя, и люди Твоя, свято, да вси вопием ти: радуйся отче преподобие Варсонофие, граду нашему Казани похвала и утверждение". Служба св. Варсонофию 11 апреля, печатается отдельного книжкою; есть ему и акафист; а служба на обретение мощей св. Гурия и Варсонофия печатается в Служебной Минее 4 октября

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия