Студопедия — Св. Арсений 1-й, Епископ Тверский.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Св. Арсений 1-й, Епископ Тверский.






Этот святитель-знаменитейший из Тверских архипастырей, за святую жизнь прославленный Богом да, ром чудес и нетлением мощей по смерти. Он занимал епископскую кафедру в Твери с 15 августа 1390 года по 2 марта 1409 г. К сожалению, жизнь сего святителя до возведения во епископа мало известна. Позднейшие составители жития его считают родиною святителя Арсения г. Тверь '), — но это неверно. Нужно предполагать, что св. Арсений происходил из южной России, но где именно он родился и кто были его родители-неизвестно. Вероятно, он с юных лет стремился к уединенной монастырской жизни и был пострижен в монашество в знаменитой, небеси подобной. Киевопечерской Лавре, в которой, проходя разные послушания, был среди братии иноком, выдающимся по своему благочестию, по образованию и знанию церковного Устава, по своей энергичной деятельности, и обратить на себя особенное внимание проживавшего в Киеве митрополита Киприана (серба), который приблизив его к себе, возвел в сан архидиакона, как ближайшего сотрудника в управлении епархиальными делами.

В Твери были сильные разногласия между Тверским князем Михаилом Александровичем и епископом Евфимием I. Тверские князь умолил митрополита Киприана прибыть в Тверь для суда над Владыкою. В 1890 г. Киприан прибыл в Тверь с большою свитою, в которой находился и св. Арсений. Митрополит и бывшие с ним святители (два греческих митрополита Матвей и Никанор, Михаил, епископ Смоленский, Даниил Звенигородский, Иеремия Рязанский и св. Стефан Пермский) долго убеждали князя Михаила Александровича примириться, но тот не пожелал иметь в своем княжестве епископа Евфимия. И Владыка Тверские, по определению собора святителей, сведен был с Твери в Москву, где в Пудовом монастыре скончался 1392 г.).

На место Евфимия Тверской князь и граждане Твери пожелали иметь своим архипастырем архидиакона (в Лицевом житии "протодиакона") Арсения, но он "боялся владычество прияти в Твери, виде бо тамо вражду и брань многу и смутися и ужасеся", (вероятно, Арсения более всего устрашало сильное влияние Тверского князя на епархиальные дела и несправедливое лишение епископской кафедры Евфимия) и "едва умолиша протодиакона Арсения быти епископом во Тверь"... Хиротония его была совершена в Спасо-Преображенском кафедральном соборе (15 авг. 1891 г.). "Святитель Арсений скоро показал себя достойным святительского сана. Он люби л мир и тишину и при нем все было умиротворено в Твери. Князь Михаил Александрович глубоко уважал святителя Арсения, и, по благословенно его, много добра делал для своих подчиненных. Тверские князь особенно любил строить храмы, которые освящал св. Арсений. Так: — в 1898 г. святитель Арсений освятил величественный храм в честь св. Архистратига Михаила (и доселе существующий) в бывшем городе Микулине (резиденция Микулинских князей); — в 1399 г. в честь того же св. Архистратига освятил храм в г. Старице; оба эти храмы были построены князем Михаилом Александровичем. В том же году (1399) скончался этот князь, пред смертью постриженный святителем Арсением в монашество с именем Матфия и похороненный им же в Тверском княжеском (Афанасиевском) монастыре.

Святитель Арсений принимал близкое участие во всех и радостных и печальных событиях в княжеской семье. Так, он совершил в кафедральном соборе брак правнука Михаила Александровича Юрия Всеволодовича князя Холмского (в 1391 г.). он же венчал в том же соборе сына Михаила Александровича Феодора с Анною, дочерью Московского боярина Андрея Собакина и др.-Святитель Арсений совершил в соборе отпевание тела князя Бориса Михайловича (в 1395 г.), в нем же отпевал тело супруги Кашинского князя Василия Михайловича (в 1396 г.); в 1402 г. он отпевал Марию Кейстутовну. супругу Тверского князя Ивана Михайловича, в 1405 г. Евдокию, супругу великого князя Михаила Александровича; все они были отпеты и погребены в Тверском кафедральном соборе.

Святитель Арсений был "любитель монахов” и с особенною ревностью он заботился об открытии монастырей, об их улучшении, особенно в религиозно-нравственном отношении; при нем в Тверской епархии пропитало монашество: благочестивые старцы, основатели и настоятели обителей (как то: Савватий и Евфросин Савватьевские, Савва и Варсонофий Саввинские и др.) были ближайшими его сотрудниками и советниками. Под конец своей жизни Св. Арсений на свои средства, недалеко от Твери, устроил Желтиков монастырь. В устроении этой обители видно было, что святитель своею душою постоянно стремился к Киевопечерской Лавре, так им любимой. Главный собор в обители, по примеру Лавры, посвятил он в честь Успения Пресв. Богородицы; теплую церковь посвятил незабвенным для него Киевопечерским преподобным Антонию и Феодосию. С Киевом св. Арсений имел постоянное общение. По его просьбе иноки Киевопечерской Лавры списали Киевопечерский Патерик, который святитель передал братии своего любимого Желтикова монастыря для назидательного чтения. Предчувствуя приближение смерти, св. Арсений приготовил себе гроб (из самородного белого камня).

Скончался святитель Арсений 2 марта 1409 года. Составители жития его (особенно А. Н. Муравьев) подробно описывают кончину святителя и его предсмертный беседы и наставления Тверскому князю, его свите, духовенству, братии обители и др. Между тем, в Царственном Летописце в конце жития помещена Повесть о представлении блаженного Арсения епископа Тверского, из которой видно, что св. Арсений, совершив богослужение "в неделю сборную святого поста, такожде и в понедельник, и во вторник, и в среду, и в четверток тоя жде сборные недели, поболе главою и в полунощи словесному органу умолкшу и затворися и слово изгасе. И наставшу месяцу марту по книжному день первый, а по лунному февраль в 15 день, по заутрении прииде к нему великий князь Иван Михайлович Тверской, и со своею братиею и с детьми и с бояры, и повело архимандритом, и игуменом, и священником, свящати его святым маслом; и сему бывщу и мнозем приходящим к нему благословения ради и прощения, и не бе гласа от него... Той же нощи-за полтретья часа, месяца марта во 2-й день, светающей субботе, от жития изыде и дух предаде Господеви, и бысть плач и вопль мног”... Отпевание тела св. Арсения было совершено в кафедральном соборе и "проводи ша его (тело) честно в созданный его монастырь, к Церкви Пречистые Богородицы, на Желтиков, на репе Тмаце". (Святый Арсений, епископ Тверские. Выпись из Лицевого Царственного Летописца. Град св. Петра. 1903 г. 54-56 г.).

В Иконописном Подлиннике (под 2 ч. Марта) так описывается св. Арсений: "Подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут чрез плечи, кольцами наперед, правая рука благословенна, в левой Евангелие" (Филимонов, стр. 282J, — На иконе Тверских Святых-святитель Арсений изображен в митре, в облачении (саккос, белый омофор с крестами, панагия), правою рукою благословляет, а в левой держит пятикупольный храм..., брада у святителя длинная, широкая, седая.

Житие св. Арсения составлено иноком Желтикова монастыря Феодосием в 1483 г. По благословению патриарха Никона в 1665 г. установлено (кроме 2 марта) праздновать обретение (перенесете) его мощей; тогда же была составлена и служба (Феодосием 2). Мощи св. Арсения открыто почивают в Успенском соборе Желтиковой обители. Празднование св. Арсению 2 марта установлено в 1542 г.; но в Твери праздновали еще с 1483 г. по благословению Тверского епископа Вассиана. Служба св. Арсению печатается в служебной Минее под 2 марта. Есть сему святителю акафист. Празднование св. Арсению отправляется 2 марта и в первый воскресный день после 29 июня, когда бывает из Твери крестный ход в Желтиков монастырь.-Тропарь св. Арсению глас 8-й: "Благочестно пожив во святительстве, люди просветил еси учением твоим, о храме Пречистые вельми подвизался и любитель монахов быв, сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси. Темже, яко апостольского престола наместника и святителя великого чтуще тя, молим чада твоя, блаженне: от всех бед избави нас, яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов, Арсение, отче наш”.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 331. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия