Акакий был родной младший брат Иосифа Волоцкого и был постриженником Иосифова Волоколамского (Волоцкого) монастыря (Чтения Общ. Истории и Древ. Рос. 1847, № 7. Опись Волокол. книг. стр. 5). Хиротонисан в сан Тверского Епископа Митрополитом Даниилом 80 марта 1522 г. (Никое, летоп. ч. УИ, 218). Святитель Акакий был пастырь добрый и благочестивый и имел дар прозорливости. Во время своих передних путешествий в Москву по церковным делам, он неоднократно предрекал св. Варсонофию, тогда бывшему еще иеродиаконом, что он будет в Твери Епископом и после него будет управлять людьми Божиими (Житие св. Варсонофия, Спб. 1858), что впоследствии и сбылось. Святитель Акакий управлял Тверской епархиею 45 лет и оставил по себе незабвенную память, как архипастырь святой жизни. По смерти его часто изображали на иконах вместе с святителем Арсением. Так он был изображен на воротах Успенского Строча монастыря. Святитель Акакий в списках русских святых помещался, как местно чтимый, хотя и не канонизованный. В "Книге о святых” сказано: "Святый Акакий, Епископ Тверские, преставился в лето 7075 (1567), генваря в 14 день". (Рукопись Савваитова, л. 17).
В "Иконописном Подлиннике" св. Акакий описывается так: "подобием сед, борода аки Богословля, ризы святительские и в омофоре" (Филимонов, 43 стр.). На иконе "Тверских Святых” святитель Акакий изображен согласно подлиннику: в левой руке держит на персях Евангелие, а правою рукою благословляет. Изображения св. Акакие находятся в Апостольской церкви в городском архиерейском доме, в церкви св. Николая, что в Капустниках, в церкви на колокольне кафедрального собора... Не смотря на продолжительное святительство Акакие, немногое сохранилось в Тверской епархии об его деятельности, и то благодаря сочинениям Максима Грека, который из Волоколамского монастыря, и вероятно, по ходатайству его (Акакие), был перемещен в Тверские Отрочь монастырь (в коем пробыл 20 лет). Не смотря на преследование Максима сильными мира сего (великим князем Василием) владыка Акакий передке приглашал его к себе для бесед и на трапезу, утешал невинного страдальца.-Из сочинений его видно, что епископ Акакий много заботился о благоукрашении Тверского кафедрального собора. Так, им обложены были местные иконы серебром и золотом и украшены драгоценными камнями. Акакий устроил в соборе величественный амвон, для которого Максим Грек составил похвальный надписи. К сожалению, страшный пожар (22 июля 1587 г.), истребил почти весь город, и кафедральный собор сделался жертвою огня; не могли спасти церковной утвари; иконы, сосуды, книги, облачения-все сгорело, и самого епископа едва спасли, умчали из пылавшего города, "промеж двух коней". (Карамзину т. УИП, прим. 66). Впоследствии святитель Акакий возобновил кафедральный собор. — Видно святитель в беседе с Максимом передке высказывал свою печаль об истреблении огнем великолепных дорогих украшений в соборе; а это подало повод Максиму написать сочинение: "Какие речи реки бы к Содетелю всех епископ тверские Акакий", наполненное укоризнами не только к жителям Твери за их наружное благочестие, но и в отношении к самому святителю, что охладило доброе расположение его к узнику. — Епископ Акакий принимал участие в церковном управлении того времени, потому часто проживал в Москве; так он был при избрании и поставлении Московского митрополита Иоасафа (Скрыпицына) в 1539 г. и Макария в 1542 г.; участвовал на Московских соборах 1542 и 1547 г., (когда были сделаны постановления о канонизации русских святых). В это время, по представлению еп. Акакие, были причислены к святым-Арсений 1-й, Епископ Тверские, и Макарий Колязинский. Святитель Акакий присутствовал на тоглавом соборе 1551 г., на Соборе 1553-4 г., осудившем Матфея Бакшина и др., и на Соборе 1555 г., рассуждавшем о многоразличных церковных чинах. В 1564 г. престарелый Тверской святитель уже не мог принимать лично участия на Московских соборах и только присылал на оные свои цокольные грамоты: так на избрание и поставление Митрополита Филиппа в 1564 г. в 1566 г. он (Акакий) отправлял от себя в Москву грамоты (Карамзин, т. IX).-Святитель Акакий по своей душевной доброте и детской простоте передке печаловался пред великими князьями за опальных: в 1525 г. он поручался в верности царю за князя Ивана Михайловича Воротынского и за Максима Грека, (как это видно из продолжения Несторовой летописи, 381 стр.); в 1522 г. за князя Василия Васильевича Шуйского, в 1531 г. за князя Феодора Михайловича Воротынского, в 1547 г. за князя Ивана Пронского, в 1562 г. за князя Ивана Дм. Бельского и др. В 1564 г. в Твери епископ Акакий освящал церковь Пресвятой Троицы, что за р. Тьмакою (Ведая Троица), а также церковь св. Николая Чудотворца, что в Капустниках. По его ходатайству царь Иоанн Грозный повелел быть Архимандрии в Отроче монастыре, а также и в Желтикове (вследствие чуда при мощах святителя Арсения-воскрешения усопшего рыбака Терентия). -Святитель Акакий скончался 14 января 1567 г. и, согласно завещанию, погребен в Успенском Желтикове монастыре, в самом соборе. По мнению Востокова., к епископу Акакию было написано преп. Максимом Греком "Описание устройства Римско-католических орденов-Доминикан и Францискан. (Опис. Рук. Рум. Музея, № СС XIX. — Архиепископ Димитрий. Месяцеслов русских святых, Январь, 180-132).