Преподобный Ефрем, Новоторжский Чудотворец, был родом из Венгрии (Угрин "из Угорские земли" —стихира на вел. вечерни в службе пр. Ефрема). Вероятно, пр. Ефрем оставил свое отечество и прибыл со своими братьями, Моисеем и Георгием, вследствие гонений, бывших там на православных от латинян, и поступил на службу к Ростовскому князю св. Борису, сыну великого равноапостольного князя Владимира. В 1015 г. на р. Альте (в нынешней Полтавтавской губернии) св. Борис был убит Святополком Окаянным и вместе с ним был усекнут в главу брат пр. Ефрема. Георгий, а Моисей спасся бегством (См. о нем в Киевском Патерике). Ефрем, в это время находившейся в отсутствии, когда узнал о смерти князя св. Бориса Владимировича и своего брата Теория, пришел на берег реки Альты, отыскал тело любимого своего брата Георгия и взял с собою голову его (которая, по завещанию пр. Ефрема, положена в его гроб и поныне находится при мощах его). Оставив придворную службу и княжеский двор, преп. Ефрем решился вести жизнь иноческую, уединенную, и на высоком берегу р. Тверды (где ныне Торжок) поселился. В 1088 г., когда около него поселилось несколько лиц, любителей безмолвного жития, он построил храм в честь новых страстотерпцев, первых русских мучеников, св. князей Бориса и Глеба. Недалеко от монастыря устроен был странноприимный дом, где доставлялось даровое содержание бедным и странникам (на месте этого благотворительнаго учреждения составился новый монастырь во имя пр. Симеона Столпника, ныне обращенный в приходскую церковь с. Семеновского, близ Торжка, на Дорогощи). Преп. Ефрем братиею был избран в настоятеля основанной им Новоторжской Борисоглебской обители; в некоторых списках жития пр. Ефрем называется архимандритом, но это неверно, так как в России архимандриты появились не ранее 14 века. (Вероятно, св. Ефрем назван архимандритом потому, что при открытии его мощей настоятельство при Борисоглебском монастыре было архимандритское). Преп. Ефрем скончался в глубокой старости 28 января 1058 года. Мощи преп. Ефрема были открыты 11 июня 1572 г.; ныне оне почивают открыто в серебряной позлащенной раке. Установлено празднование пр. Ефрему при Московском митрополите Дионисии и тогда же была составлена ему служба *) Житие пр. Ефрема, думают, было составлено ранее 16 века, но оно (во время погрома г. Торжка великим князем Михаилом Ярославичем) было похищено и утрачено. В Иконописном Подлиннике под 11 июня о препод. Ефреме замечено, что он "подобием сед, брада, аки Николина, на главе схима, ризы преподобнические, в руках церковь" (Филимонов, 58-256) На иконе Тверских Святых пр. Ефрем изображен в схиме, десницею благословляет, а в левой руке держит пятикупольеый храм. В Новоторжском Борисоглебском монастыре пр. Ефрему празднуется: 28 января — в день кончины его; 11 июня — в воспоминание открытия его мощей (когда бывает всеградский крестный ход из городского Спасо-Преображенского собора, пред литургиею, а после литургии -обнфсение мощей вокруг монастырского соборного (Ворисоглебского) храма;-15 сентября — в день перенесения мощей пр. Ефрема из Борисоглебского собора в теплую Введенскую церковь и 1-го мая — в день перенесения оных из Введенской церкви в холодный (Борисоглебский) собор. В 1900 г., по ходатайству Тверского архиепископа Димитрия Св. Синодом (от 26 сентября, за № 8831) разрешен ежегодный крестный ход 1 сентября, из Борисоглебскаго монастыря и ближайших к нему храмов г. Торжка, совершать с иконою пр. Ефрема, к "Св. Семену", т.е. к бывшему в нынешнем селе Семеновском монастырскому храму, на "Дорогоще". В церквах г. Торжка находятся древние местночтимые иконы Ефрема. В Введенской церкви сохраняется старинный образ преп. Моисея Угрина, брата преп. Ефрема (26 июля).
Тропарь препод. Ефрему, глас 1-й: "Божественною свыше просветився благодатию, преподобие, многим терпением во временной жизни подвиг совершил еси. Темже источавши чудес благодать всем с верою приходящим к раде мощей твоих, Ефреме преблаженне, сего ради зовем: слава давшему ти крепость: слава венчавшему, тя: слава действующему тобою исцеления".