Святый Герман, архиепископ Казанский.
Св. Герман, в мире Григорий (в честь Св. Григория Декаполита 20 декабря), родом из г. Старицы Тверской губернии ("Старицкая заря" в надгробном слове); отец его Феодор Афанасиевич Полев-Садырев происходить из рода Смоленских князей. С ранней юности Герман был пострижен в монашество в обители пр. Иосифа Волоцкого (в г. Волоколамск), где в то время подвизался родной его дед, строгий аскет Нил (в мире Никифор Лолев) и другие его родственники (Серапион и Симеон Полевы). В той-же обители проживал невинный страдалец за книжное исправление Максим Грек, который, вероятно, имел благотворное влияние на Германа в развитии в нем особенной любви к просвещению и списыванию богослужебных книг и святоотеческих творений (так известны списанные им в Волоцкой обители "Богородичник”, Евангелие и др.). Но самое благотворное влияние на духовное развитие оказывал настоятель монастыря (с 1543 по 1552 г.), св. Гурий (Руготин), впоследствии первый Казанский архиепископ и просветитель Казанской области. Впоследствии и отец св. Германа Феодор в этой же обители поступил в монашество, с именем Филофея, и был известен по благочестию и твердости в православии; его Грозный царь Иоанн вызывал в Москву для увещания еретика Матфея. — Слава о подвижнической жизни и духовной мудрости Германа дошла и до родного города, — и братия Успенского в Старице монастыря в 1550 г. избрали его себе в настоятеля. Кроткий и смиренный Герман со слезами отказывался от предложенной чести, но братия победили смирение его и Тверский архиепископ Акакий в 1551 г. рукоположил Германа в священный сан и возвел его в архимандриты. Недолго св. Герман управлял Старицкой обителью; он, тяготясь почестями, стремился в дорогой ему Иосифов монастырь, к любимым своим книжным занятиям, в звании простого инока возвратился в Волоколамской монастырь и здесь снова встретился с своим духовным руководителем, св. Гурием, который, отказавшись от игуменства, проживал на покое (до 1554 г.) Царь Иоанн IV Грозный с особенным уважением относился к подвижникам Иосифова Волоколамского монастыря, передко вызывал их к себе для духовных бесед и из среды иноков этой обители в то время избирались на святительские кафедры. Св. Герман с своим отцем Филофеем, Герасимом Леньковым и др. был вызываем в Москву, по случаю появления вольномыслия среди белозерских иноков и ереси (Матф. Бакшина, Феодосия Косого и др.). — В 1555 г. на Московском соборе возник вопрос об открытии в Казана святительской кафедры, на которую был избран Св. Гурий (Руготин) и к нему (не без его, конечно, влияния) в сотрудники дан был архимандрит Герман, а также архимандрит Варсонофий. По прибытии в Казань первого архипастыря Гурия с свитой, указано св. Герману местожительство в г. Свияжске и для просветительной деятельности ему назначена была нагорная (правая) сторона Казанского края, а св. Варсонофию левая (г. Казань). Первым делом св. Германа было устройство на иждивение царской казны монастыря (Успенского) в г. Свияжске (в июле 1555 г.). При св. Германе построены были и до ныне существующие в Овияжском монасгыре Соборный храм в честь Успения Пресв. Богородицы и церковь Св. Николая, также каменная с колокольнею и трапезою (Никольская церковь была освящена б янв. 1556 г., а Успенский собор 12 сент. 1558 г.); устроены были деревянные келии для братии и разные службы. Новая обитель была обеспечена, от царских щедрот, крестьянскою землею, рыбными ловлями и др. угодиями. Св. Герман строил величественные храмы в обители, а сам жил в малой келии (доныне сохранившейся под колокольнею церкви св. Николая). Св. Герман, сам строгий аскет, и в своем монасгыре, по образцу Волоцкой обители, ввел строгое общежитие, причем настоятель во всем был примером для братии. Вся жизнь его проходила в трудах по внешнему благоустройству и Свияжский монастырь доселе служит памятником его неусыпной деятельности и заботливости; лучшие и образцово устроенные здания в Свияжской обители называются именем св. Германа, как их строителя. Много заботился св. Герман и о духовном просвещении не только братии обители, но и в пределах своего миссионерского округа: он собрал в обитель много книг преимущественно в целях просвещения магометан и язычников; сам писал книги, а богослулсебные книги были пожертвованы в Свияжский монастырь царем; при св. Германе в обители была заведена школа для обучения инородческих детей. Свияжская обитель сделалась средоточием, откуда евангельская проповедь распространялась по всему правому берегу Волги (в пределах Казанского края) и преимущественно совершалось крещение инородцев. В 1563 г. 5 декабря скончался св. Гурий, первый Казанский архиепископ. Собор святителей в Москве 1564 г. вместе с царем избрали на его место ближайшего его сотрудника, Свияжского архимандрита Германа, и 12 марта он был хиротонисан в сан Казанского архиепископа. На святительской кафедре св. Герман проявил необычайную ревность в устройстве монастырей, как просветительных центров для обращения в христианство инородцев, в постройке храмов, в благоустройстве архиерейского дома и пр., но, к сожалению, слишком кратковременно было его служение на Казанской кафедре; через два года (в 1566 г.) Грозный приказал престарелому Московскому Митрополиту Афанасию удалиться на покой и на его место, как достойнейший и по святой жизни, и по образованию, и по пастырской ревностной службе, собором святителей указан был св. Герман. Выбор Грозного паря (в 1566 г.) пал на негоже. Не смотря на все отказы, Герман "принужден” был согласиться и уже наречен был в Московского митрополита. Дня через два царь посетил Св. Германа в его покоях, и святитель поспешил воспользоваться этим случаем для откровенной беседы с царем. Грозный рассказал о речах святителя своим недостойным любимцам. Те испугались, как бы св. Герман не убедил царя удалить от себя опричников, — и со слезами пали к ногам Грозного, умоляя не возводить Германа в митрополичье достоинство. Наветами и клеветами на св. Германа им удалось до того раздражить царя на святителя, что он послал немедленно изгнать Германа из митрополичьих палат и объявить ему: "Ты еще и на митрополию не возведен, а уже неволею меня связуешь". Курбский писал, что будто бы уже чрез два дня по изгнании из митрополичьего дома св. Герман был найден на своем дворе мертвым ("не то от задушения, не то от отравы"). Но это известие оказывается неверным, так как святитель прожил в Москве более года в скорби и оскорблениях от опричников; он участвовал в торжестве посвящения в митрополита св. Филиппа, 25 июля; от 1567 г. сохранилась запись св. Германа в писцовой книге г. Казани (стр. 65-70). Святитель Герман скончался, говорят, от моровой язвы, в Москве 6 ноября 1567 г., во время самого разгара неистовств, которые производила (в Москве) опричники, от имени царя (удалившегося в Александровскую слободу) убивая без разбора всех, кто им не нравился. Митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген в составленном им житии св. Германа, дает такое показание: "преставися сей преподобный архиепископ Герман в царствующем граде Москве, в лето 7076, ноября в 6 день; пас церковь Божию три лета и месяц 8; бе же тогда мор силен; повеле же себе положити в чину святительском, якоже поведают ученицы его, обаче тогда не сподобися святительски погребен быти, не сущу бо тогда митрополиту, ни иному кому обрестися от святитель во граде Москве, грех ради наших, но тако просто погребен бысть архимандритами паствы своея Свияжским иродионом и Казанским Иеремиею, в чину святительском, якоже повеле, у церкви св. Николая, иже зовется Мокрый". Но мор послужил только удобным средством для благовидного объяснения загадочной кончины глубоко уважаемого народом святителя. Глава Св. Германа оказалась отрублена не обычным, при обыкновенной казни, способом, а двумя ударами; одним спереди, отсекшим нижнюю челюсть, другим сзади по шее, из чего видно, что святитель сделался жертвою не казни, а какого-то свирепого побоища (видимо от опричников). Мощи его были перенесены из Москвы, по ходатайству митрополита Гермогена, с разрешения царя Феодора Ивановича и благословения патриарха Иова, в 1591 г. в Свияжский монастырь, где 25 сентября были, по торжественной встрече, отпеты самим Гермогеном по архиерейскому чину. Мощи его были положены в алтаре Успенского монастырского храма с правой стороны. С этого времени стали в Казанском крае торжественно чтить память св. Германа и призывать его в молитвах, как святого. Казанский митрополит Лаврентий составил службу ему, в коей уверяет о чудесном исцелении от одержавшей его болезни (5 песнь канона). В 1695 г., по распоряжению патриарха Адриана, Казанский митрополит Маркелл свидетельствовал мощи св. Германа и переложил их в новую (посеребренную) деревянную раку. В 1714 г. митрополит Тихон вынес мощи св. Германа из алтаря и положил на средину храма (на левой стороне), где и ныне покоятся. В память этого события установлено празднование св. Герману 28 июля. Тогда же составлена была особая служба святителю. В 1857 г. живший на покое архиепископ, бывший Тобольский, Евлампий составил акафист, а в 1860 г. особую службу, которые напечатаны. Службы, составленные митр. Лаврентием и Тихоном, находятся в рукописи (одна из них в Петерб. дух. Академии, а другая в Свияжском монастыре). В 1843 г. для мощей св. Германа г. Савросовою устроена новая кипарисная рака, обложенная сребро-позлащенным окладом; в этой раке и до ныне покоится святитель. Бывший в 1888 г. настоятель монастыря Вениамин исправил печатную службу св. Герману, по случаю усмотрения (по возложении новой митры на главу его) знаков насильственной его кончины, но св. Синод, определением своим от 25 окт. 1889 г. за № 6501-м, не признал возможным разрешить напечатать означенную службу и акафист (Архив Свияж. Успен. монастыря, дела за 1889 год). — А. М. Курбский, сильно недолюбливавший иноков Иосифова Волоколамского монастыря, дает такой отзыв о святителе Германе. "Герман, был человек знатного рода Полевых, и столько высок жизнию, сколько и ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Священного писания, подвижник жизни духовной; он несколько перенял и учение Максима (Грека) философа; был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедо.то и напастью и усердный попечитель о бедных” (Сказание Курбского 161-162 стр.). В "Иконописном Подлиннике" под 6-м ноября о св. Германе сказано: "подобием рус, брада, аки Никиты мученика; власы на главе с ушей свилися, ризы святительские с омофором, на главе шапка, яже есть митра архиерейская, в руках Евангелие". (Филимонов, 88 стр.). В Свияжском монастыре находится святочтимая икона св. Германа (на гробовой доске), с частицей от его моицей. Эту икону в крестном ходе, с разрешения Св. Синода, носят по домам жителей г. Свияжска и по разным уездам Казанской епархии (особенно среди инородцев). В г. Старице в Успенском монастыре в недавнее время (в 1898 г.) устроен в Троицком новом соборе придел (правый) во имя св. Германа, а в Селижаровском монастыре, Тверской епархии, построена теплая церковь в честь св. Гурия, Варсонофия и Германа. Тропарь святителю Герману (в печатной службе) глас 4-й: "От юности иго Христово усердно восприим, бденными подвигами поста и молитвы прославился еси; от ону дуже призывающи тя Богу в служение церкви в новопросвещеннем царстве Казанстем вкупе со святителем Гурием воззван был еси, идеже, яко первоначальник созданной тобою во граде Свияжске обители, и достойный первосвятителю преемник явился еси. Почивая убо нетленными мощами во обители твоей, а духом предстоя престолу владычню, молися святителю Германе со святым Гурием, обители твоей во святыни, православной-же пастве во благочестии преспевати и тме иноверия светом веры разгнатися". Этот же тропарь в переделке архимандрита Вениамина: "От юности иго Христово восприим бденными подвигами поста и молитвы прославился еси, и яко первоначальник созданной тобою во граде Свияжске обители, и достойный первосвятителю Гурию паствы Казанские преемник явился еси. Таже воззванный в царствующий град Москву на митрополию Российские церкви, жизнь твою от мечного посечения тамо скончал еси. Почивая убо нетленными мощами во обители твоей, а духом предстоя престолу Бладычню, молися святителю Германе, со святителем Гурием, обители твоей во святыни, православной же пастве во благочестии преспевати и тме иноверия светом веры разгнатися".-Другой тропарь в той-же печатной службе, глас 4-й: "Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенные единомышленника, церкви Божия служителя усердна, и строителя таин Христовых благоговейна, стекшеся благовернии людие. Свияжские обители богомудра основателя — и Казанские новопросвещенные паствы святителя Германа песньми и пении восхвалим, глаголюще: не престай присещати молитвами твоими на обитель и всю паству твою: и обитель во святыни, паству же в вере и благочестии блюсти невредимо". — В рукописной службе, находящейся в библиотеке Петербургской духовной Академии, тропарь святителю Герману, глас 3-й: "Яко архиереем сопрестольна и Христове церкве сладкоглаголива, пастыря, стекшеся православии Архиерее, со иже тамо благочестивыми народы хвалами и песньми Казанскую красоту и Свияжскую зарю присносиятельную, Архиерея Германа возъублажим, глаголюще: радуйся, Архиерею, Казани похвала и монахом чиноначальниче дивный". — В Казани в честь св. Германа устроены храмы, — на соборной колокольне (одному), а всем трем святителям (Гурию, Варсонофию и Герману) в Суконной слободке (в Казани), в татар о-крещенской школе (приписанной к Казанскому, Спасо-Преображенскому монастырю); есть храмы и в некоторых селах Казанской епархии. В Казанском кафедральном соборе находится святочтимая икона трех Казанских святителей (Гурия, Варсонофия и Германа) с частицами от их мощей. Эту икону носят в крестных ходах, совершаемых в Казани. Последнее житие св. Германа составлено и напечатано в Казани в 1903 г. — заслуженным профессором Казанской духовной Академии Петром Васильевичем Знаменским. (См. Архиепископ Димитрий, Месяцеслов русских святых м. ноябрь).
|