Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Свят. Арсений 3-й, Архиепископ Тверский





(прежде бывший Архангельский - у гробниц царей и великих князей в Архангельском соборе в Кремле, затем - после Твери - Суздальский).

В истории Российской Иерархии (ч. 1. 137 стр.) при перечислении Тверских Архипастырей — Арсений III-й назван сомнительным, вследствие чего последующие историки и особенно составители Истории иерархов Тверской епархии (протоиерей К. Чередеев, Диомид Карманов и др.) считают сего святителя также за "сомнительнаго" и исключают его из ряда Тверских архипастырей (см. Н. Д. Иерархия всероссийские церкви, М, 1892. Журнал Мин. Нар. Просвещ. 1852, ч. LXXV, УИ, 22 стр. и др.). И напрасно, так-как на Тверской кафедре, без сомнения, после убитого Тушинцами Феоктиста 1609), был Арсений, что подтверждается следующим: 1) В 1845 г. в Терском Оршине монастыре найден был антиминс, на котором надпись гласит, что этот антиминс освящен 15 марта 1613 г. Арсением, архиепископом Тверским и Кашинским) В библиотеке Тверского Спасо-Преображенского кафедрального собора хранится Евангелие, по листам которого написано: "Смиренный Арсений, архиепископ Тверский и Кашинский, а прежде Архангельский, гречин, дал сие Евангелие в дом св. архистратига Михаила в том-же соборе хранится древний

Синодик, в котором записан род "Арсения, архиепископа Тверского". Этот род (арх. Арсения) в Синодике записав прежде рода Тверского архиепископа Пафнутия, который с 1620 г. был преемником Арсения по Тверской кафедре. Род архиепископа Арсения, записанный в Тверском Синодике, почти дословно согласен с родом его, внесенным в Синодик Московская Архангельского собора (см. А. А. Дмитриевский, Труды Киевской Академии, январь, 1898 г. стр. 9). — 4) В Нисцовых книгах Нарбекова (1628 г.) сказано, что (Тверскому) архиепископу Арсению дана была от царя (Михаила Феодоровича) грамота: 131/» мест под торговыми лавками в Твери (Чередеев, Твер. иерархи стр. 42). 5) В житии архиепископа Арсения, находящемся в рукописи (в Сумелийском монастыре в Трапезунде; см. А. Аф. Дмитриевского "Арсений Архиепископ” Труды Киев. Академии, январь, 1898 г.) о деятельности его, как Тверского архипастыря, сказано: "И в Тверской архиепископии соборную церковь во имя Преображения великого Бога и Спасителя нашего I. Христа древнюю, пришедшую в упадок, разрушенную и опустошенную (вероятно, во время взятия и разорения Твери поляками.-см. в статье об архиепископе Феоктисте), остававшуюся к тому же 25 лет без пения и богослужения, он устроил и возобновил, и покрыл ее и четыре придела-во имя Введения во храм Пресвятые Богородицы и Приснодевы Марии (этот придел всегда существовал в Тверском соборе, — см. статью епископ Симеон) и святых славных апостолов Петра и Павла и прочих апостолов, и св. славного великомученика Димитрия мироточивого и св. князя Михаила Ярославича чудотворца; паперти её кругом с приделами покрыл и украсил, и увеличил значительно с прежним; отстроил и возобновил великую церковь Спасителя нашего I. Христа и приделы её, и назначил к ним протопопа, священников, протодиакона, диаконов, певцов, клириков и чтецов, чтобы они пели и священнодействовали в ней и в этих приделах каждый день немолчно и непрерывно". (Архиеп. Димитрий, Месяцеслов русских святых, апрель 185-186 стр.) ') Тверские историки, как напр. архим. Макарий, возобновление Твер. Кафедр. Собора несправедливо приписывание еп. Евфимию (см. А. А. Дмитриевский Архиеп. Еласонский Арсений, стр. 89).

Арсений, в св. крещении Апостол (или Апостолий) родился в половине 16 века в деревне Калорьян, близ г. Трикки в Фессалии, родители его священник Феодор и Хрисанфия (в иночестве Христодула) имели пять сыновей, которые все поступили в монашество (Иоасаф, епископ Стагонский, Марк, епископ Димитриадский, Арсений, епископ Эласонский, Аоанасий, архимандрит, и Пахомий, иеромонах). Из сего видно, в каком благочестии воспитывалось семейство иерея Феодора. Арсений в детстве лишился отца и взят был на воспитание старшим братом Иоасафом. Образование получил у искусного монаха Марка и. благодаря своим отличным способностям, превосходил всех своих сверстников в успехах и благонравии, чем обратил на себя внимание Арсения митрополита Патрского, который приблизил его к себе и постриг в монашество.-По смерти митрополита Арсения; он в сане иеродиакона возвратился к брату, епископу Иоасафу, у которого и жил до его смерти (1575 г.). В этом году Арсений удалился в монастырь Христа Спасителя, основанный родителями его матери; здесь Арсений был рукоположен в иеромонаха Фанарским епископом Митрофаном Константинопольский патриарх Иеремия (Транос) вызвал к себе Арсения; за усердие в служении и примерную жизнь он был избран и рукоположен в сан епископа Эласонского. - Преемник Иеремии патриарх Феолипт 2-и вызвал к себе Арсения в Константинополь, где в то время был посол Московского царя Феодора Иоанновача Борис Благово, привезший богатую милостыню на поминовение царя Иоанна Грозного (t 18 марта 1584 г.). Вселенский патриарх в благодарность за щедрую жертву отправил в Москву посольство к царю Феодору Иоанновичу, в лице епископов Арсения Эласонского и Паисия Диррахийского с свитою. Они с Борисом Благово прибыли в Москву в 1586 г. На обратном пути из Москвы жители г. Львова упросили Арсения остаться учителем в их братской школе, где он и пробыл два года; плодом педагогической деятельности Арсения в Львове было его сочинение: Грамматика доброглаголивого Еллино-словенскего языка*'Вторично вступивший на Константинопольскую кафедру (в 1586 г.) патриарх Иеремия решился для покрытия долгов патриархии отправиться к Московскому царю за милостынною дачею и о своем путешествии в Россию уведомил Арсения, который немедленно выбыл из Львова на встречу своему патриарху и в г. Замостье присоединился к свите патриарха. Иеремия с Арсением и своею свитою прибыл в Москву (21 июля 1588 г.).

Прибытием вселенского патриарха и сопровождавших его греческих иерархов благочестивый царь Феодор Иоаннович и Борис Годунов воспользовались чтобы привести в исполнение заветное свое намерение — учредить ь России патриаршество, в каковом деле принимал живое участие Эласонский епископ Арсений. По возведении Ростовского митрополита Иова в сан всероссийского патриарха (23 янв. 1589 г.) Арсений, вместе с патриархом Иеремиею, посетил Троице-Сергиеву Лавру где ему между другими подарками была поднесена икона "Сергиево видение". При последней аудиенции патриарха Иеремии у царя Арсений заявил желание навсегда остаться в России, на что Феодор Иоаннович изъявил свое согласие и Арсений оставлен был в МосквеВ это время он, составил свой труд, в котором в поэтической форме на греческом языке изложил все им виденное в Москве во время торжества избрания и посвящения первого в России патриарха. Эта поэма, (подкрепленная посольствами из Москвы царских дьяков: Нащокина (1592), Ив. Кошуринова (1593) и Трифона Коробейникова) со множеством даров от царя для восточных патриархов и православных церквей, успокоила неудовольствие восточных иерархов на патриарха Иеремию за поставление им в России патриарха и вскоре (в 1593 г.) в Константинополе состоялся "великий и целосовершенный собор, признавший законность учреждения в Москве патриаршества и определивший новому патриарху пятое место в ряду других патриархов”.

Царь Феодор Иоаннович для пропитания дал Арсению достаточный средства, на которые он в Кремле близ царского дворца построил для себя дом с церковью во имя св. великомученика Димитрия, а в 1597 г. он, по повелению царя и определения патриарха и всего освященного собора, был назначен к Московскому Архангельскому собору с титулом "архиепископа Архангельского и с оставлением прежнего титула Эла­сонского: "Да в Москве же безотступно живет и у царских гробов, у Архангела, архиепископ Эласунский, из грек, и служит завсегда по родителех государских” (Акты историч. т. II, № 855). Во время проживания в Москве Арсений и прежде 1597 г. принимал участие во всех важнейших гражданских и церковных событиях того времени. Так в 1590 г. он участвовал в торжественном приеме у патриарха Иова посланником от вселенского патриарха — в лице Тырновского митрополита Дионисия, и архимандрита Афанасия, родного брата архиепископа Арсения, привезших в Москву грамоту от восточных иерархов об утверждении всероссийского патриаршества. — В 1592 г. он присутствовал (б марта) в соборе русских иерархов об избрании в Новгороде архимандрита Варлаама в сан митрополита.-Под гранатой об избрании Бориса Годунова на царский престол находится подпись "Арсения архиепископа Архангельского и архиепископа Геласонского" (Акты Археогр. Эксп. т. II, № 7). — В 1604 г. февраля 4-го "архиепископ Архангельский" Арсений был у патриарха Иова при приеме восточных иерархов (Симеона Христонопольского, Каллиста Можлинского (?) архимандрита Феофана, впоследствии Иерусалимского патриарха).

Арсений принимал участие в торжественной встрече первого самозванца (Лже Димитрия), а 21 июля 1605 г. он, по обязанности Архангельского архиепископа, в Московском Архангельском соборе, у гробниц царей Иоанна Грозного и Феодора Иоанновича, возлагал на него корону Мономаха. — В 1607 г. 3 февраля с патриархом Гермогеном и Сарсским митрополитом Пафнутием "Арсений, архиепископ Архангельский" по воле нового царя (Василия Шуйского) решал вопрос о посылке в Старицу за патриархом Иовом для соборного разрешения российского народа в клятвопреступлении царю Борису Феодоровичу и его семейству, (Акты Археогр. Экс. т. II, № 67).

Смутная эпоха в Русском государстве, начавшаяся со смертию Годунова, причинила архиепископу Арсению много горя, физических страданий и душевных скорбей. По долгу своего официального положения — "безотступно жить у гробов царских и завсегда служить по родителех государских” Арсений, в числе немногих, постоянно проживал в Москве и был очевидцем народных волнений, постоянных почти пожаров, испепеливших Москву, пережил все невзгоды военного осадного положения, среди поляков ярых латинистов и ожесточенных врагов православия. В один из пожаров (1611 г.) в Кремле пострадал дом архиепископа Арсения, а в 1612 г. (в августе) поляки отняли у него этот дом; вследствие сильных огорчений, Арсений тяжко заболел, но был чудесно исцелен пр. Сергием Радонежским, который предсказал ему скорое освобождение Москвы от врагов (Собрание Государ, гранат, т. II, № 272, 273), что вскоре и сбылось; в ночь. на 22 октября 1612 г. русские войска, под предводительством Димитрия Мих. Пожарского и Димитрия Тим. Трубецкого. овладели Кремлем и выгнали из него поляков. "Из града же Кремля изыде в сретение им архиепископ Галасунский Арсений, с сущим с ним освященным чином, иже бяху с ним прежде удержани во граде, носище с собою икону Пречистые Богородицы Владимирские и честные кресты и прочие св. иконы. (Пролог М. Палицын, Сказание об осаде, 247 стр.). В 1613 г. мая 2-го архиепископ Арсений с духовенством встречал нового царя Михаила Феодоровича с его матерью (инокинею Марфою Иоанновною) и сопровождал их к царским гробницам в Архангельский собор, где, по их желанно, совершил молебен. Его же надпись находится в гранате об избрании Михаила, при венчании которого Арсений подавал царские бармы и царский венец.

Арсений, проживая в Москве, после страдальческой кончины архиепископа Феоктиста, временно управлял Тверскою епархиею, но затем назначен был на Тверскую кафедру, как самостоятельный её архипастырь. В какое время было его перемещение от Архангельского собора в Тверь, трудно определить, но оно было не позже 1613 г. В 1615 г. архиепископ Арсений был перемещен в Суздаль.

Но вероятно, он, как весьма видный деятель не только по церковным, но и по гражданским делам, большею частью проживал в Москве, где царь Михаил Феодорович, по просьбе своей матери, указал жить ему близ царского дворца, на Троицком подворье, которое, по мнению И. М. Снегирева, находилось, где ныне оружейная палата в Кремле (Памятники Москвы, 1864, 28-29). Проживая здесь, Арсений принимал участие в важных событиях того времени. Так, он присутствовал на соборе 18 июля 1618 г., по поводу исправления Требника архимандритом Дионисием; в 1619 г. 10 июля участвовал в избрании и хиротонии в Рязанского епископа Иосифа архимандрита Свияжского Богород. монастыря. С прибытием в Москву Иерусалимского патриарха Феофана, Арсений, как природный грек, служил посредником между им и высшими представителями русской иерархии и был незаменимым руководителем для патриарха при отправлении богослужения, при исправлении богослужебных книг в деле архимандрита Дионисия (оправданного патриархом, не без влияния Арсения), и др.- Он участвовал (14 июня г.) в возведении Ростовского митрополита Филарета (отца царя Михаила Феодоровича) в патриарха; принимал участие на Московском соборе 16 октября г. по вопросу о принятии латинян в православную церковь (через крещение).

В 1621 г. архиепископ Арсений, уже глубокий старец, выбыл из Москвы в Суздаль, где 20 августа он отпевал несчастную дочь Бориса Годунова Ксению (в иночестве Ольгу), скончавшуюся в Покровском Суздальском монастыре. её тело, согласно завещанию её, по указу царя Михаила Феодоровича, было препровождено в Троице-Сергиеву Лавру для погребения с её родителями (Акты Археогр. экспедиц. т. III, № 125). В Суздале архиепископом Арсением установлено празднование Суздальским святителям Феодору (8 июня) и Иоанну (15 октября). По прошению Арсения разрешено перенести тело Суздальского архиепископа Герасима (пострадавшая от Тушинцев, в 1606 г.) из Московского Чудова монастыря в Суздаль; тело его было погребено в Суздальском соборе. Много заботился архиеп. Арсений о восстановлении церквей и монастырей в Суздале, сильно разоренном поляками (см. Историч. сказание о Суздале ключаря Анания Феодорова).

Святитель Арсений скончался 76 лет в 1625 г. (По греч, Минее 13 апреля, а по другим 29 апреля). — Тело его было погребено в Суздальском Рождество-Богородичном соборе, Над гробницею прикреплена доска, на коей написано: "На сем месте погребен преосвященный Арсений, архиепископ Суздальский 1625 года апреля 29 дня. Родом грек, Голосунска града, о котором воспоминается по Прологу октября в 22 день, в чудесех Казанские Божия Матери о избавлении царствующего града Москвы от ляхов. На пастве Суздаля был двенадцать лет”.

"Как человек для своего времени образованный, педагог-лингвист, художник-каллиграф, по характеру мягкий и благодушно уступчивый, с сердцем нежным и отзывчивым на все доброе, преданный и верный до самоотвержения своему долгу архипастыря, редкий любитель благолепия храмов и щедрый благотворитель, архиепископ Арсений пользовался и при жизни всеобщим уважением... Русский народ видел в нем невинного страдальца в смутную годину и своего усердного молитвенника, удостоившегося при жизни чудесного посещения пр. Сергия Радонежского, а потому относился к нему с глубоким уважением и почтительностью. Со смертью же уважение к нему еще больше возросло, а народная молва окружила его ореолом святости". (А. А. Димитриевский, Труды Киев. Академии, 1898 г.).Благочестивая жизнь архиепископа Арсения была причиною особого благоговения и к самому месту его погребения. В 1668 г. Суздальский архиепископ Стефан доносил патриарху Иоасафу 2-му, что "8 марта на гробе архиепископа Арсения обвалился свод; и люди гроб его видят”... В ответ на это патриарх писал, что "по совещанию с царем и вселенскими патриархами (Паисием Александрийским и Макарием Антиохийским) указали об архиепископе Арсении освидетельствовать тебе, да к тебе же для того же свидетельства Чудова монастыря архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх) послан”... "По осмотре те мощи, как доносил архиепископ Стефан патриарху, в новый гроб положили и поставили на прежнем месте". (Временник Импер. Москов. общества Истории. 1855, кн. XXII). По распоряжению того же архиепископа (Стефана) в 1668 г. была устроена над местом погребения святителя Арсения "деревянная гробница" и написан "его образ”... Составитель описания града Суздаля Ананий Феодоров причисляет архиепископа Арсения "к лику местно чтимых чудотворцев”. По его словам, находятся изображения святителя Арсения на иконе "всех Суздальских святых” в Воскресенской церкви с Знаменского, в Никольской церкви с. Красного и др. (о последней иконе замечено "древнего письма"). В книге "о святых” между Суздальскими святыми упоминается Арсений, архиепископ Суздальский, преставися> в лето 7188, апреля в 29 день. (Рукопись Савваитова, л. 18 на обор.)"Не канонизован” (архиеп. Сергий, Агиология III, пр. 3, стр. 50;- архиеп. Димитрий, Месяцеслов русских святых, апрель 178). В Суздале часто служат у его гробницы панихиды и просят у святителя Арсения помощи и ходатайства пред Богом за болящих детей, а также за...чернонемощных” и страждущих тяжкими недугами (прот. Херасков). В греческой церкви архиепископ Арсений причислен к лику святых и день его памяти (смерти) считают 13-е апреля.

В "Иконописном Подлиннике" под 7 числом мая сказано: "Иже во святых отец наш Арсений, архиепископ Суздальский чудотворец, подобием сед, брада подоле Николины, в клобуке, ризы святительские, в омофоре и Евангелие" (Филимонов, 54)На иконе Тверских святых изображен святитель Арсений средних лет, волоса на голове и бороде черные; борода малая; в архиеп. облачении, в омофоре, — в руках держит Евангелие.

Архиепископ Арсений был замечательный писатель; он, кроме вышеупомянутых сочинений, составил в высшей степени интересные для истории смутного времени в России "Исторические Мемуары", найденные профессором Киевской Академии А. А. Димитриевским в Сумелийском в Трапезунде монастыре в рукописи. "Эти мемуары обнимают собою период времени от вступления на царство последнего из Рюриковичей, Феодора Иоанновича, до восшествия на русский престол первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича Божественному провидению угодно было вызвать святителя Арсения из малозначительной Элассонской епископы в Фессалии в центр русской жизни в Москву и в сан архиепископа Архангельского (собора) в Московском Кремле, сделать его непосредственным участником и очевидцем всех важнейших событий политических и церковных нашего отечества в самую любопытную "смутную" эпоху его существования, и потом даже летописцем этих событий. Живость и непосредственность этих впечатлений, в Мемуарах архиепископа Арсения, простота и картинность передачи их на бумаге, редкая в иностранце осторожность в суждениях о России составляют главные достоинства автора". (Разбор этих мемуаров с приведением передке значительных из них выдержек из подлинника на греческом языке сделаны профессором Киев. академии А. А. Димитриевским, в Трудах Академии в 1898 г., а затем изданы особого книгою под заглавием: "Архиепископ Элассонский Арсений и его Мемуары из русской истории". Киев, 1898 г.). Рукописное описание путешествия архиепископа Арсения в Россию и пребывания его в оной хранится в Туринской библиотеке, а затем было переведено на латинский язык под заглавием: Descripti itineris in Mscviam.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 410. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия