Понятие о категории наклонения.
Категория наклонения - это словоизменительная глагольная категория, которая через систему противопоставленных друг другу рядов морфологических форм выражает отношение действия к действительности (к признакам реальности - ирреальности), устанавливаемое говорящим лицом. Категория наклонения охватывает только личные формы глагола. Инфинитив находится вне наклонений, но в условиях контекста может выражать значения различных наклонений. Термин «наклонение» абсолютно неприменим к причастиям и деепричастиям. Значение реальности свойственно формам изъявительного наклонения: пишу, писал, буду писать. Значение ирреальности может быть представлено как побуждение к осуществлению действия (повелитeльное наклонение): пиши! пишите!, как действие возможное или желательное при определённыx условиях: писал бы (сослагательное наклонение). В рамках категории наклонения рассматривают две основных оппозиции: это, во-первых, противопоставление изъявительного наклонения повелительному и сослагательному по признаку реальности / ирреальности и, во-вторых, противопоставление повелительного наклонения изъявительному и сослагательному по признаку выражения / невыражения побуждения. § 2. Изъявительное наклонение (индикатив): его общее и частные значения, средства выражения, парадигма. Каждое из морфологических наклонений обладает общим и частными значениями. Общее значение изъявительного наклонения (индикатива) - представление действия как реального, которое происходило, происходит или будет происходить: Постепенно одна мысль завладела Марией Трофимовной - мысль о том, как велик мир, как он разнообразен, как удивителен человек и как чудесно, что она существует именно сейчас и делает всё, что в её силах, для украшения и о6огащения земли, для того, чтобы людское существование становилось легче, разумнее, справедливее и прекраснее (Пауст.). Общее значение изъявительного наклонения в условиях контекста пpиобретает те или иные частные значения: 1) значение утвердительной или отрицательной реальной модальности: Срезанных и собранных цветов в доме почти не держали. Вместо них всюду лежали куски коры, похожие на корытца (Пауст.); 2) значение субъективно-оценочной модальности, которое выражается при наличии в предложении модальных слов, частиц, некоторых союзов и наречий: Окрестный лес как бы в тумaнe синел в дыму пороховом (Лерм.) - частица со значением ирреальности, вызывает сомнение в реальности самого действия; - А, что, как я в самом деле возьму да женюсь на ней? (Н. Ч.) - значение предположения о возможности осуществления реального действия; Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом (П.) - значение уверенности в реальности названного действия. Особенность изъявительного наклонения - его обязательная связь с временами, что совершенно не свойственно повелительному и сослагательному наклонениям. Говоря о средствах выражения значения индикатива, отметим, что оно не имеет специфических суффиксов или других показателей. Формы изъявительного наклонения совпадают с временными формами и образуют парадигму, состоящую из 26 членов: форм 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени, форм прошедшего времени ед. числа (мужского, женского и среднего рода) и мн. числа СВ и НСВ. § 3. Повелительное наклонение (императив): его общее и частные значения. Вопрос о составе форм императива и квалификации его аффиксов. Общее значение повелительного наклонения - побуждение к действию со стороны говорящего лица. Оно реализуется в речи в различных частных значениях: это значение просьбы, совета, предостережения, запрещения, приказания, призыва, в выражении которых определяющую роль играет интонация: В стороне приплясывал Ленька и кричал нахальным голосом: - Ага! Получили! Не ловите, не ловите, когда не умеете! (Пауст .); Жамм фыркал, как кашалот, и кричал: - Купайтесь, мальчики! Завтра вползаем в настоящее пекло (Пауст.). Все эти значения определяются ситyацией речи, намерением и эмоциональным отношением говорящего, средством их выражения является интонация. Вне интонации повелительного наклонения не существует. Отметим некоторые другие средства, участвующие в выражении семантики императива. Так, например, присутствие личных местоимений смягчает побуждение, придает ему характер просьбы; обращение акцентирует адресность; наличие частицы -ка привносит фамильярный оттенок; употребление частицы «смотри» актуализирует предостережение: Ты мне что-нибудь, родная, на прощанье пожелай (Исак.); Скажи-ка, дядя, ведь недаром Mocква, спаленная пожаром, французу отдана? (Лерм.); Ты смотри же не говори маме, - сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать (Ч.). С повелительным наклонением связано две проблемы в современной лингвистике: 1) вопрос о составе форм императива и 2) квалификация его аффиксов. При широком подходе, который принят в ряде вузовских пособий, в состав форм повелительного наклонения входят: 1) формы 2 лица ед. и мн. числа: читай, читайте; 2) формы 1 лица мн. числа (формы совместного действия): пойдем, пойдемте; давай(те) пойдем, давай(те) петь; 3) формы 3 лица (всегда аналитические): пусть читает, пусть читают. Некоторые лингвисты полагают, что формой повелительного наклонения является только форма 2 лица, ибо волеизъявление говорящего всегда адресовано собеседнику. Формы типа пойдемте, давай поговорим, пусть читает называют синтаксическими аналогами форм повелительного наклонения, лишь функционально к ним примыкающими. В Гр.-80 к повелительному наклонению отнесены формы 2 лица и формы совместного действия, в которых значение императива выражается посредством постфикса -те: идемте, летимте или частицы давай в сочетании с инфинитивом: давай(те) петь. При отсутствии постфикса или формообразующей частицы значение побуждения выражается только интонационно, а сами формы омонимичны формам 1 лица настоящего-будущего времени изъявительного наклонения: бежим, почитаем. Формы типа пусть читает рассматриваются как сочетания слов. Основная форма повелительного наклонения - это форма 2-гo лица. Образуется она от основы настоящего - будущего времени при помощи аффикса -и, материально выраженного или нулевого: принеси, сядь, который в одних случаях квалифицируется как суффикс, в других - как окончание. Для образования мн. числа служит аффикс -те, который также рассматривают неоднозначно: как окончание, постфикс или суффикс. Ряд глаголов имеет особенности в образовании форм 2-гo лица повелительного наклонения: - глаголы с суффиксом -ва- в основе инфинитива и без него в основе настоящего времени сохраняют этот суффикс и в повелительном наклонении: выдавать - выдают - выдавай; - глаголы с корнем на -и- и все их приставочные производные (бить - выбить, прибить и т. д.) образуют повелительное наклонение с основой на -ей: бей - выбей, прибей, которая не совпадает ни с основой инфинитива, ни с основой настоящего времени: ср.: бить - бj-ут - бей; - по-особому образуют форму повелительного наклонения глаголы: есть (ешь), ехать (поезжай), лечь (ляг). Отмечают вариативность форм повелительного наклонения от некоторых глаголов: высыпать - высыпи и высыпь, лезть - лезь и полезай, прочистить - прочисть и прочисти и др. Каждый член видовой пары имеет свою форму повелительного наклонения: выполнить – выполни, выполнять – выполняй, решить – реши, решать – решай и т. д. Некоторые глаголы не образуют форм императива, таковы слышать, видеть, хотеть, мочь, гнить, болеть ( испытывать боль ), противостоять; безличные лексемы нездоровится, вечереет, тошнит и др. Причины их недостаточности чаще всего семантические: эти глаголы обозначают такие действия, которые осуществляются без воли субъекта. Формы совместного действия - это формы мн. числа; обозначаемое ими побуждение всегда относится к двум или более лицам, включая самого говорящего. Значение повелительного наклонения выражается у них при помощи: 1) постфикса -те, присоединяемого к формам 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов СВ и однонаправленных глаголов движения НСВ: пойдемте, решимте, едемте; 2) при помощи частицы давай(те) + форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения (СВ) или + инфинитив (НСВ): давай(те) решим, давай(те) решать. Побуждение, относящееся к 3 лицу, выражается только аналитическим способом: при помощи частицы пусть (пускай), которая присоединяется к формам 3 лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени. Собеседник при этом является не исполнителем воли говорящего, а лишь лицом, её передающим: Своих князей у них довольно, пусть себе в цари любого изберут (П.). К числу форм 3 лица императива относят обычно и образования с частицей да: Да будет вам известно, - сказал доктор с торжеством, - что и в двадцатом веке могут случаться чудеса (Пауст.). Таким образом, средства выражения значения повелительного наклонения разнообразны: это суффикс –и (или нулевой суффикс), флексия –те, постфикс –те (в нерегулярных формах совместного действия), частицы давай(те), пусть. Парадигма императива состоит из 12 форм:
§ 4. Сослагательное наклонение: его общее и частные значения, образование, средства выражения, парадигма. Общее значение сослагательного наклонения - предположительность, гипотетичность действия. Оно реализуется в частных значениях: собственно предположительном, желательном или условном: Я бы вернулся во Францию иным - не офицером победоносной армии, пахнущим пылью походов и сиренью рейнских садов, а мстителем и солдатом (Пауст.); Светило ночи восходит над обширной страной очень медленно, и столь же медленно иссякают мои последние силы. Я хотел бы дождаться солнца (Пауст.); Если бы они не подозревали, что он часть некой мощной организации, они бы сразу его убили (Ю. Г.). Значения предположительности и желательности могут быть выражены как в простом, так и в сложном предложении, значение условия - обычно в сложноподчиненном предложении с придаточным условным. Сослагательное наклонение представляет собой аналитическую форму, оно образуется путём прибавления частицы бы к глагольной форме на -л. Частица бы может занимать любое место в предложении: перед глаголом, после глагола, отделяться от него другими словами, легко сочетаться с союзами хотя бы, если бы, когда бы, чтобы. Сослагательное наклонение изменяется по числам, а в ед. числе по родам, его парадигма состоит из 8 форм.
|