ТАЗ - ИНДИКАТОР
Владеть техникой гимнастического движения это означает владеть ее деталями. Одна из таких деталей — положение тела в висе согнувшись, а еще точнее — положение таза в висе согнувшись. Речь в данном случае идет о тонких моментах акцентировки движения при исполнении различных упражнений, имеющих разную программу вращения. Сравним два контрастных положения в висе согнувшись (рис. 57-а, в). Оба они отличаются от «срединного», нормативного виса согнувшись (б) своим положением таза и, соответственно, положением остальных звеньев тела относительно опоры. Даже если сравнить эти положения как статические, «замороженные», становится очевидным, что они должны совершенно по-разному использоваться в конкретных упражнениях. Так, положение а характерно низким положением таза и, соответственно, туловища. Если такое рабочее положение будет использоваться на махе вперед, то это означает, что звенья тела гимнаста меньше вращаются в направлении исходного маха назад или — что то же самое — предрасположены к вра- ________________________________________ 62. Таз - индикатор щению вперед и как бы провоцируют «контртемп», характерный для движений дугой. Сказанное тем более верно, если гимнаст не просто удерживает это положение, а активно идет к нему, увеличивая плечевой угол (а). На махе назад подобное положение также будет содействовать вращению ноРи туловища вперед, но здесь это вращение в исходном направлении, вперед. Антитезу приведенному случаю составляет положение с высоко расположенным тазом (в). Рассуждая от противного, нетрудно убедиться, что в этом случае «поощряется» вращение назад. Из сказанного следуют полезные практические выводы. Ясно, например, что при движениях типа подъемов дугой вперед, где успех дела прежде всего предопределяется «борьбой» между исходным вращением и «контртемпом» (который и должен победить), движение с относительно низко расположенным тазом предпочтительнее. Аналогичная настройка при подъемах разгибом (или, например, обороте вперед под жердями — «марченко») позволяет легче достичь упора, который, однако, будет невысоким. И напротив: «прокрученные» обороты назад тяготеют к вису согнувшись с более высоко поднятым тазом. Однако, чем выше в висе согнувшись таз, тем сильнее вращение назади... ниже конечное положение упора (191). Таковы, вчаст-ности, быстрые обороты под жердями, приближающиеся и по структуре и по конкретной технике к оборотам «не касаясь» в упорах продольно (186). Таким образом, и тренер, и гимнаст должны, работая над техникой конкретного упражнения, делать разумный выбор — как двигаться в соответствующей ситуации. Главное же — понять, что, корректируя положение таза, можно эффективно контролировать вращательную структуру движения и нужные рабочие акценты. Особенно ценен такой подход при работе над ошибками: отслеживая положение таза в спаде и корректируя тем самым действия руками, туловищем, можно подстраивать движение. Очень интересен в этой связи и другой момент: координация усилий в плечевых и тазобедренных суставах при быстром, «ударном» переходе от сгибания тела к разгибанию из виса согнувшись. Наиболее непосредственно эти нюансы биомеханики движения из виса согнувшись прослеживаются, благодаря подвижной опоре, на кольцах. Так, нарочитый «удар» ногами книзу при сгибании с высоко поднятым тазом и последующим свободным разгибанием дает быстрый низкий выкрутили подъем назад. А столь же активное сгибание, но при опущенном тазе и фиксированных плечах дает в последующем разгибании вращение противоположного направления — вперед БРУСЬЯ ___________________________________________________________ (в виде маха дугой или подъема разгибом). Но поскольку всё это относится к наиболее простым движениям, эти тонкости имеют только познавательное значение. 63. ДУГА «ПО-ШАХЛИНСКИ» Когда-то подъем дугой в упор на брусьях был модным и «ценным» элементом. В особенности это относится к временам, когда даже сильные гимнасты не очень-то умели делать активные спады (59). Но сейчас это движение мало кого интересует, и нас занимает не столько сам подъем, сколько некоторые детали техники, которые удобно проследить на его примере. В свое время автору этих строк довелось анализировать биомеханику подъема дугой, выполнявшегося разными гимнастами. Особенно интересным оказалось сравнение двух вариантов (снятых спецкамерой и обработанных по определенной программе). В одном из них (рис. 58-а) гимнаст-мастер показал движение, все основные характеристики которого (максимальная скорость движения звеньев в ключевых фазах упражнения, показатели взаимодействия с опр-рой при отталкивании, абсолютная высота перемещения ОЦТ тела и др.) оказались заметно большими, чем у другого исполнителя (при __________________________________ 63. Дуга «по-шахлински» сопоставимых параметрах тела спортсменов). Но удивительно! Именно этот последний вариант, как можно видеть из рис. 58-6, выглядел более совершенным, законченным и позволял лучше связываться с последующими движениями. Автором этого второго подъема дугой был выдающийся советский гимнаст Борис Шахлин. В чем тут дело? Секрет в том, что Б.Шахлин, работая очень рационально, экономно, сумел точно распределить ресурсы движения, необходимые и достаточные для подъема. Ключевым компонентом движения для подъема дугой в упор является, как известно, разгибание, выполняемое из виса согнувшись (рис. 58-а, б, к.к. 1—3). Именно это разгибание, являясь контрдействием по отношению к начальному вращению тела и обеспечивая собственно подъем в упор, определяет успех дела. Соль, однако, в том, что сообщить нужную энергию ногам, как основному здесь рабочему звену, можно в разных зонах разгибания. Первый гимнаст действовал мощно, но его разгибание было высоким, коротким, импульсивным и достигало максимальной мощности рано, на явно неполном еще разгибании тела (к. 3). Для выхода в упор в этих условиях пришлось в дальнейшем не просто притормаживать ноги, а еще существенно согнуться (к.к. 3—5). Борис Шахлин действовал иначе: ноги во время разгибания разгонялись дольше (а, значит, не так резко) и достигали максимальной скорости уже при почти прямом теле (к. 4). Последовавшее затем притормаживание приводило, в итоге, к достаточному для подъема ускорению вращения туловища и приходу в хорошо «оттянутое» вперед положение, удобное для соединения (и даже поворота) и внешне более эффектное. Мораль: мощное движение не всегда дает наилучший результат; важно действовать не только активно, но и рационально. Заметим, наконец, что дуга «по-шахлински» одновременно служит и иллюстрацией к предыдущему сюжету о контрольном положении таза (к.к. 1,фиг.а\\б). 64. ПОДЪЕМ РАЗГИБОМ - ДЕЛО ТОНКОЕ! Эти подъемы на брусьях всегда относились к разряду простейших соединительных элементов. Даже усложненные их варианты (с перемахом ноги врозь, продольно с перехватом и др.) никогда не выглядели особенно «солидно». Но, как известно, каждое упражнение можно делать по-разному, и подъем разгибом из виса согнувшись на брусьях — не исключение. БРУСЬЯ ___________________________________________________________ Нарис. 59показаны варианты окончания этого подъема. Простейший из них (а) выводит гимнаста в низкий упор с минимальным махом назад (ср. со «школярскими» махами в упоре, рис. 53-а). Более мощные (би, особенно, в) могут дать вполне достойное соединение, но все же роль их — только служебная. Может ли, однако, подъем разгибом быть интересен сам по себе, даже без дополнительных усложнений типа поворотов или перемахов? ...Несколько десятков лет назад мировая гимнастика была попроще и не так зависела от исполнения атлетических, в том числе полетных упражнений, поэтому роль рядовых элементов, наподобие подъема разгибом, была, естественно, более заметной. При этом ведущие мастера стремились придать им виртуозный блеск, фактичес- ________________ 64. Подъем разгибом - дело тонкое! ки повышая тем самым их реальную (а не номинальную) трудность. Читатели старшего поколения могут вспомнить в этой связи блестящего японского гимнаста Акинори Накаяму, который показывал на разных видах многоборья целый ряд эффектных движений, доведенных до степени искусства благодаря не только совершенной технике, но и прекрасно развитым силовым качествам и активной гибкости. Запомнился «обыкновенный» подъем разгибом, который А. Накаяма демонстрировал на брусьях (рис. 59-г). После активной подготовки в висе углом (к.к. 1—6, см. об этом также 181) гимнаст на махе назад стремительно сгибался, «накрываясь» ногами (к.к. 6—9) и тут же мощно «выстреливал» ими прямо вверх (к.к. 9—11). Ключевое положение здесь — на к. 11; оно соответствует максимальному разгибанию в тазобедренных суставах и началу «ответного» движения — сгибания до плотной «складки» (к.к. 11—14). Впрочем, следует помнить, что действия гимнаста здесь не вполне (как и во множестве других случаев) соответствуют по времени и видимому эффекту движениям. В момент, когда Накаяма максимально «раскрывался», уже давно работают не разгибатели, а сгибатели тела. К к. 11 они уже почти полностью затормозили движение ног вверх, сразу после чего, на фоне продолжающихся усилий на сгибание тела, начинается движение в «складку» (к.к. 11—12). При этом таз еще больше поднимается, а плечевой пояс, поддерживаемый работой рук, с силой отводящих опору назад-вниз, выходит вперед-вверх и закрепляется в упоре к.к. 12—15). Однако это не все. Подъем выполнен, но еще нужно обеспечить достойный переход к следующему движению. Достаточно чуть замешкаться, и таз неизбежно опустится, ноги упадут, и весь эффект — как зрительный, так и технический — будет утрачен. Поэтому, ни на долю секунды не прекращая активно тянуться тазом вперед (руки продолжают предельно активно нажимать назад на жерди), гимнаст быстро разгибается, как бы выполняя высокий мах дугой из упора сзади (к.к. 14—15). Если это удается, а Накаяме это удавалось в высшей степени, то гимнаст выходит из подъема разгибом не только в красивое, но и чрезвычайно активное положение замаха спереди (к. 15), после которого можно делать хоть двойное сальто вперед. Движения, подобные «накаямовскому» подъему, довольно показательны. Плотная «складка», которую здесь использует гимнаст, далеко не только, а часто и не столько стилевой, сколько чисто технический компонент движения. При наиболее высоких, физически трудных подъемах она позволяет вывести в высокое конечное поло- БРУСЬЯ ___________________________________________________________ жение все звенья тела не форсированным одновременным, а последовательным движением, которое усложняет координацию действий, но зато снижает их потребную мощность. И еще одно. Степень активного сгибания в финальной части упражнения может (а иногда и должна!) варьироваться в зависимости от ситуации движения. Часто такое сгибание, позволяющее дополнительно «подтянуть» вверх смежные звенья, используется как вынужденный вспомогательный прием. Например, в подъеме дугой в упор, показанном на рис. 58-а, к.к. 4—6, гимнаст без особого изящества использует ту же технику, которая ему необходима при выходе в упор. 65. ТУПИК ИЛИ СВЕТ В ТОННЕЛЕ? Стойка на руках — исходное и конечное положение многих движений на брусьях и как бы «отстойник» в комбинациях квалифицированных гимнастов. Сходом назад из нее начинаются маховые повороты, сальто над жердями, соскоки. На протяжении многих лет техника схода, в сущности, не меняется (рис. 60-в). Между тем, требд-вания к сложности упражнений, базирующихся на данном движении, закономерно возрастают, хотя... условия для их выполнения давным-давно законсервировались. Но, быть может, такое уж это движение, и ничего с ним больше не поделаешь? И если это так, то, значит, самые ответственные, подлежащие развитию движения на брусьях обречены застрять на уровне двойного сальто согнувшись в соскок или корявого «двойного» над жердями с приходом в неоформленный упор на руках? К счастью, это не так. Уже давно было ясно (мы делали на эту тему разработки для сборной команды страны), что пресловутый сход можно делать гораздо эффективнее, мощнее. Чтобы как следует разобраться в этой проблеме, сравним для начала два предельных варианта ухода из стойки. Один из них — в статический упор (а), другой — в вис (б). Первый делается в расчете на медленное силовое опускание в полной остановкой тела. Эта задача решается благодаря тому, что ОЦТ тела гимнаста все время находится над кистями, т. е. перемещается точно в опорной плоскости. Технически это означает использование значительного уравновешивающего движения плечами вперед, полностью исключающего опрокидывание тела силой тяжести. Но это — одна из крайностей, своеобразная модель, показывающая что надо делать, чтобы не иметь маха в упоре. 65. Тупик или свет в тоннеле? Другой, альтернативный вариант, полностью исключающий замедленное силовое движение и рассчитанный на максимальный махи висе, предполагает предельно возможное удаление ОЦТ от оси вращения и опорной плоскости. Теперь вопрос: возможен ли продуктивный симбиоз этих двух форм движения, когда гимнаст, уйдя из стойки и оставаясь в упоре, имел бы более мощный мах, нежели при традиционном сходе? БРУСЬЯ 66. Отдовиг — суррогат и «Н I - Р I»
Да, это возможно. Нарис. 6#-гпоказан такой сход, который был, в свое время, смоделирован нами и практически осуществлен в Волгограде учениками В. И. Мамзина. Первое, что бросается в глаза, — смелый, дерзкий уход из стойки плечами назад с прямым телом (к.к. 1—2), тогда как в обычном сходе плечи всегда (даже если гимнасту кажется иначе!) наклоняются вперед (рис. 60-в, к.к. 1—3). Это движение провоцирует ускоренный спад назад под действием силы тяжести. Но, конечно, излишне затягивать эту фазу нельзя (ср. с переходом к сгибанию при «раннем» спаде в вис согнувшись, рис. 55-в). Иначе гимнаст бесповоротно уйдет в вис или рухнет в упор на руках. Поэтому в следующей фазе схода гимнаст мощным усилием рук возвращает себя в контролируемый упор, но уже после того, как тело успело «насытиться» энергией и имеет мощный мах вперед. При этом сила маха (здесь — вращения относительно плечевой оси) складывается в данном случае как из движения, полученного при падении всем телом, так и за счет притягивающего усилия руками (разгибания плеча, рис. 60, к.к. 2—5). Последнее может быть активизировано предварительным акцентированным «проваливанием» в плечах с натяжением мышц-разгибателей плеча (пунктир на к. 2): гимнаст как бы резко посылает плечи назад и, после того, как они спровоцировали ускорение схода, быстро (но уже не полностью!) возвращает их вперед. Читатель, неформально воспринимающий этот текст, спросит: откуда же выигрыш? Ведь при таком способе схода плечи гимнаста, хоть и позднее, но все равно отходят вперед, как при обычном движении! Действительно, плечи здесь тоже, в назначенной фазе (к.к. 2—5) быстро смещаются вперед, и иначе быть не может, так как в противном случае уравновеситься в упоре просто не удастся. Но все дело в том, сколько времени гимнаст успеет пробыть под действием ускоряющего вращение тела момента силы тяжести и как далеко при этом ОЦТ тела успеет отойти от опорной плоскости. Здесь эти показатели заметно больше, чем в традиционном сходе. Еслиже, вдобавок, в начале движения используется подготовительная «растяжка» в плечах, то соответственно мощнее и притягивающие усилия, содействующие как разгону движения, так и восстановлению равновесного положе -ния в упоре (к. к. 2—5). Каков итог? Чтобы в наиболее общем виде сравнить все приведенные варианты уходов из стойки на руках, можно сопоставить модельные траектории ОЦТ тела гимнаста, показанные нарис. 60. Если же мы посмот- рим на рисунок движения, полученного после форсированного схода, то увидим, что положение вертикального упора гимнаст проходит, на первый взгляд, как обычно. Действительно, и в традиционном сходе (фиг. в, к. 6) и здесь (фиг г, к. 7) тело расположено вертикально и уравновешено относительно опоры. Однако параметры движения в этих случаях будут существенно различаться: при форсированном движении скорость маха будет гораздо выше. Возрастут, конечно, и сопровождающие нагрузки: гимнаст сильно провисает в плечах, жерди гораздо больше деформированы, придется учитывать их более мощную отдачу и т. д. Доступен ли описанный «суперсход»? Опрос тренеров и гимнастов, с которыми обсуждалась данная проблема, говорит о том, что это движение, хоть и доступно, но «неприятно»: действует старый стереотип, заставляющий сдерживаться при начале схода, провоцирующий более раннее, чем нужно, движение плечами вперед, да и просто порождающий страх даже у мастеров. Возникают и другие сомнения типа «выдержат ли руки»? Но об этом мы уже говорили: руки гимнаста, обратившегося к такому сходу, легко выдержат любые перегрузки, нужно лишь усвоить элементарные правила работы в упоре (58). Но главный аргумент таков: движение давно и многообещающе опробовано. В частности, ученики В. И. Мамзина еще в 80-х годах практически обращались к этой технике и на ее базе успешно осваивали сложные движения вплоть до опытов разучивания тройного сальто назад в соскок. 66. ОТДОВИГ - СУРРОГАТ И «Н1-Р1» В высшей гимнастике движения махом вперед в упоре на руках следуют, как правило, за «отодвигом» из стойки или, по крайней мере, высокого упора. Как и в других случаях с исполнением энергонасыщающих движений типа спадов (59, 60, 65), к современному отодвигу предъявляются высокие требования, которые можно обобщить так: действовать на максимально доступной «оттяжке», достигая возможно более мощного, но управляемого движения. Если прямо следовать этому требованию, то отодвиг из стойки на руках должен выглядеть как нарис. 61-а: гимнаст падает назад с прямыми (!) руками, и, лишь подходя кжердям, сгибает руки лишь ровно настолько (и не больше), насколько это требуется, чтобы получить надежный упор на руках не «проваливаясь» в вис. Только при
таком спаде становится возможным исполнение широких, мощных и эффектных движений. Но что мы видим на практике? Очень часто гимнаст начинает сразу же со сгибания рук, уменьшая тем самым высоту потенциального движения вниз, а также момент силы тяжести, «разгоняющий» движение спада (б). И уж совсем неприлично для продвинутого спортсмена выглядит робкий школярский отодвиг, когда гимнаст, еще сохраняя баланс в стойке, вертикально опускается на согнутых руках (иногда чуть ли не в плечи!), а затем делает буквальный «отодвиг» (в). Именно от этих старых форм данный вид спада и получил свое название). Если это делается осознанно (и гимнаст знает, что существует более эффектная и эффективная форма спада), то — зачем? Одна из причин здесь, увы, недостаточная силовая подготовка гимнаста, слабость мышц плечевого пояса, которые не справляются с перегрузками, возникающими при быстром спаде, вызывая, действительно, опасное «проваливание» в плечах, чреватое травмами в области грудины. Но и помимо угрозы травм, непосильные перегрузки сковывают действия гимнаста, «залавливают» его, лишая возможности энергичного, точного действия. Однако, можно с уверенностью сказать, что современный гимнаст достаточно высокого класса заведомо должен обладать достаточной физической подготовкой, чтобы без опасения и особых затруднений действовать в условиях перегрузок, падающих на плечевой пояс при смелых отодвигах. Но, несмотря на это, суррогатные отодвиги по-прежнему нередки даже у сильных исполнителей. Почему? Ответ на этот непростой вопрос — в следующем сюжете. 67. Жерди — коварный трамплин 67. ЖЕРДИ - КОВАРНЫЙ ТРАМПЛИН Каждый знает, что жерди — упругая опора, которой можно иногда воспользоваться как трамплином, хотя и не всегда это получается. Порой упругая «отдача» жердей выходит несообразной, и движение срывается. Попробуем этом несколько прояснить. Многое можно прояснить, если сравнить работу на жердях с отталкиванием хотя бы от прыжкового мостика. Действительно, там, где в прыжках разбег и наскок, на брусьях — спад и приход в упор на руки. Амортизации мостика, вызванной инерционным напором после наскока, на брусьях соответствует аналогичное прожимание жердей после спада. Дополнительная деформация опоры там и там связана с действиями в фазе активного выталкивания. Наконец, в обоих случаях успех отталкивания зависит от достижения резонансного режима работы, при котором временной период колебания мостика, нагруженного весом спортсмена, совпадает с периодизацией действий отталкивания. Если в мостик, что называется, нужно «попасть» (то есть точно уловить и активно использовать его упругую отдачу), то и в действиях на жердях требуется то же самое. Однако, общие закономерности — одно, а частности — другое: если отталкивание в прыжках очень быстротечно, и совмещение нужных акцентов по времени там вопрос точности действий, то на брусьях аналогичные фазы гораздо больше отставлены друг от друга во времени и поэтому более вариативны в управлении. Обычно проблема заключается в том, чтобы, действуя на упругих жердях и вынужденно провоцируя их отдачу, по возможности больше сблизить, а в идеале — слить по времени «прожимание» жердей, вызываемое спадом и активными действиями при отталкивании. На практике, однако, решение этой задачи зачастую неприятно затягивается: гимнаст долго бьется в поисках нужного ему «темпа»; при этом движение (чаще всего — упражнения типа кувырка в стойку на руках) легко идет с небольшого подстроечного отодвига, но как только высота спада наращивается, начинается непонятное: гимнаста преждевременно «бросает» вверх, сносит по жердям вперед и т. п. Как с этим бороться? Увы, несмотря на ясность общей стратегии построения подобных движений, это тот случай, который не поддается стандартным решениям, так как успех здесь зависит от целого ряда факторов. Это: — реальная жесткость жердей (разная для разных брусьев и для разных зон опоры о жерди); БРУСЬЯ ___________________________________________________________ —жесткость опорного аппарата гимнаста, прежде всего — степень напряжения мышц плечевого пояса во время активного взаимодействия с жердями; —вес тела спортсмена; —общая энергия спада, зависящая (помимо веса тела) от высоты движения и степени «оттяжки»; —мощность и характер активных действий в положении упора на руках и др. Нетрудно заметить, что только один из названных факторов, а именно вес тела гимнаста — величина (в масштабах занятия) постоянная. Остальные показатели могут, так или иначе, изменяться — как по воле гимнаста, так и помимо нее. Целый калейдоскоп причин! Что же возможно сделать, если у гимнаста возникли проблемы с работой «на отдаче» жердей? Рассмотрим ряд примеров, дающих пищу для размышлений. Возьмем наиболее типичный случай — ото-двиг в упор на руках и последующие в нем действия. Уже комментировавшийся спад на полной «оттяжке» (рис. 61-а) превосходен, если гимнаст с ним физически и технически справляется. Такой спад дает сильную деформацию жердей и, при прочих равных условиях, несколько более позднюю и мощную отдачу. Но вместе с тем, физически слабых гимнастов при таком спаде «залавливают» инерционные перегрузки, а в результате необходимые активные действия на опоре здесь могут запаздывать и терять в мощности. Возможен, а часто просто вынужден более спокойный спад-ото-двиг (б), при котором гимнаст до поры сдерживает падение в упор на руках, свободно «отпуская» себя на жерди только с определенной высоты, найденной эмпирически. При этом жерди меньше деформируются, быстрее «отдают», а гимнаста не так сильно «зажимает» инерционными силами. Для тех, кто мучается с такими движениями, поиск нужной активности спада (включая его высоту и степень оттяжки тела) может стать решением вопроса. Однако ясно, что по эффектности, стильности, этот вариант уступает первому. В обоих упомянутых случаях важную роль играет мышечный тонус мышц всего тела, но в особенности мышц плечевого пояса. Общее правило здесь очевидно: чем энергичнее спад, тем «жестче» должны быть «плечи», но главное, чтобы упругие характеристики мышечного аппарата (зависящие от напряжения мышц) и жердей соответствовали друг другу, и возникал все тот же параметрический резонанс. При этом оказывается, что в случае спокойных спадов рамки вариативности в подстройке мышц к условиям работы шире, чем при форсированных движениях, так как в последнем случае гимнаст работает на пределе возможностей, и управляемость движением падает. Но отсюда естественным образом вытекает все тот же банальный вывод: хочешь действовать мощнее, эффективнее, свободнее — работай над физической подготовкой, будь сильнее! Парис. 62 даны также для сравнения два разных способа сближения с жердями при спаде. Они различаются степенями «прогона» тела при его вращении назад. В первом из них (а) к моменту прихода в упор на руках ноги и туловище значительно отстают в движении от рук, и можно ожидать, что упругая отдача произойдет раньше, чем гимнаст сделает нужный ему мах вперед в упоре на руках. Во втором варианте (б) тело гораздо больше продвинуто вперед в махе, и вероятная отдача жердей может удачнее совмещаться с действиями на опоре, имеющими отношение к исполнению основной стадии упражнения, хотя внешняя эффектность такого спада сомнительна. Итак, существует целый ряд факторов, участвующих в организации рессорного взаимодействия тела гимнаста с жердями. Манипулируя этими факторами, можно найти свою технику. Но вот совет: сталкиваясь с движениями, порождающими трудности взаимодействия с упругой опорой, подумайте, прежде всего, не о поисках более тонкой индивидуальной техники, а о специальной физподготовке. Как правило, у гимнастов с мощными плечевым поясом описанных проблем — гораздо меньше!
|