РУКИ ОТ ОПОРЫ ДО ОПОРЫ
Обсудим еще несколько деталей сальто назад в стойку. Они касаются действий свободными руками при их переносе на опору. Когда-то высшей доблестью было сделать сальто так, чтобы руки оставили опору как можно позднее и как можно раньше вновь попали на нее перед стойкой. Получалось, что практически нужно было, не покидая брусьев, почти с выкрутом в плечах максимально подняться вверх (рис. 73, к. 6, пунктир), а потом, быстро освобождая и разворачивая кисти внутрь, тут же, не отводя их от жердей, поставить в положение стойки на руках. И исполнители такого движения были. Оно, конечно, своеобразно, но представляет собой, скорее, переворот назад в стойку на руках, нежели сальто. Гимнасты с «мягкими» плечами могли бы, для разнообразия, использовать такое упражнение и теперь, но при условии, что они владеют и более современными формами этого движения. Это принципиально необходимо не потому, что одно модно, а другое — нет, а по той причине, что только интенсивные, полетные формы движений позволяют активно развивать весь профиль таких упражнений, добиваться прогресса в их исполнении. Более зрелая форма переноса рук в сальто, долго державшаяся в практике, и доныне не забытая, —движение/>>тсалш через стороны. В этом случае руки, будучи вначале далеко отведенными за спину, разворачиваются кистями наружу и практически без дополнительных усилий (мышцы-сгибатели плеча и отводящие были сильно натянуты) поднимаются в стороны, благодаря чему возникает впечатление хорошего подлета над жердями. После сближения тела с вертикалью, кисти сводятся и опускаются на жерди. Имея определенные достоинства, этот способ перевода рук имеет и недочеты: риск промаха руками при их возвращении на жерди здесь хоть и невелик, но все же относительно больше, чем в первом способе. В нынешние времена большинство мастеров перешли на круговой способ переноса рук (рис. 75нас. 198). Это, действительно, наиболее прогрессивный прием, при котором руки, как и все тело, перемещаются в передне-задней плоскости, сначала сильно отставая, а затем БРУСЬЯ ___________________________________________________________ резко опережая движение туловищем. Подъем рук вслед за телом создает зрительный эффект наиболее высокого «отрыва» вверх от опоры (к.к. 7—8), хотя в действительности реальная высота вылета, измеряемая по траектории ОЦТ тела, зависит только от общей мощности движения и здесь не обязательно больше, чем при других способах исполнения. Для усиления впечатления «зависания» в полете на максимальной высоте некоторые исполнители даже на мгновение прижимают руки к бедрам — «по швам». Благоприятны здесь и условия для точного возвращения кистей на опору: описывая круговое движение в передне-задней плоскости, они двигаются все время над жердями и легко их находят в момент прихода в стойку (к.к. 7—70).Но самое интересное здесь — чисто динамический эффект такой техники: быстрое вращение рук в том же направлении, что и у всего тела, обусловливает, вследствие реактивного взаимодействия этих звеньев (то есть рук и остального тела), некоторое «притормаживание» вращения тяжелых звеньев по сальто. Это позволяет снизить необходимую активность традиционного «подрыва» грудью (79) и как бы приблизить стилистику сальто к полету с совершенно выпрямленным телом.
|