Враг перекосов
Классический пример — уже комментировавшийся нами «оберуч-ный», то есть поворот кругом махом вперед из упора, название которого идет из 50-х годов, когда появились первые энтузиасты этого поворота, полагавшие, что делать его нужно именно с одновременным отпусканием обеих рук. В действительности биомеханика этого поворота (втомчисле опорная биомеханическая специфика) вынуждает гимнаста, снимая одну руку, возможно, дольше опираться другой (рис. 76-а). Как только это было осознано в практике, возникли и представления о том, что долгая опора на руку будто бы означает перенос тяжести тела в сторону опорной жерди, например, на левую жердь при одноименном повороте. Казалось бы, четкое ощущение давления руку логически подтверждает эту точку зрения... Но так ли это? Действительно, повороты типа «оберучного» иногда следует выполнять с четким и точным выходом на одну жердь и с соответствующим смещением всех масс тела в сторону. Но это лишь тогда, когда там же, на одной жерди, движение и заканчивается! Таковы все повороты в стойку продольно — на 90,270,450°. Но что касается поворотов, кратных 180°, то в них все обстоит пря-^ мо противоположным образом. Начальные и конечные положения этих движений (то есть обычная стойка на руках или упоры поперек) располагаются в общей, продольной плоскости, в которой и должно протекать все движение — точно посередине жердей и без всякого смещения в сторону! Читатель удивится: как же это возможно, чтобы, сосредоточив вес тела на одной руке, при боковой опоре, все-таки двигаться всем телом все время в средней плоскости? Недоумение это понятно, но вопрос нашего воображаемого читателя неверно поставлен. Дело в том, что, как уже и было отмечено выше, никакого перемещения тяжести тела на одну жердь при правильной работе не бывает. Чтобы это произошло, нужно было бы сместиться вбок, так, чтобы проекция ОЦТ тела оказалась над опорной кистью, например, как при простом поворотеиз стойки поперекв стойку продольно (рис. 76-г). На самом же деле ОЦТ тела, инерционно двигаясь в махе, остается в продольной плоскости снаряда, хотя приопорные звенья оказываются несколько наклоненными к центру (в). В этих условиях жердь только частично загружена весом тела, не говоря уже о том, что при «подлете», сопровождающем смену положения рук на жердях, кисть, одноименная повороту, разгружается полностью. Нотогдане понятно другое, скажет скептик; если тело наклонено куда-то к центру, то как же удается сохранить устойчивость? Почему гимнаст не падает внутрь жердей? Как же не падает, ответим мы, падает! Гимнаст «падает» с опорной руки на «оберучном» точно в такой же степени, в какой идущий человек «падает», совершая каждый свой шаг. Попробуйте, уравновешенно стоя на ногах, слегка разведенных врозь, внезапно убрать из-под себя одну из них. Естественно, вы начнете падать в эту же сторону. Нечто подобное происходит и во время ходьбы: в любой одноопор-ной фазе вы каждый раз «падаете» и в сторону, и вперед, но — сохраняя инерционное движение и работая ногами — успеваете вновь и вновь вовремя «подставлять» очередную опорную ногу, предотвращая заметную потерю равновесия. Это то, что называется динамическим равновесием, то есть устойчивостью, поддерживаемой благодаря вполне определенному движению. Но вернемся к теме перекосов. Вдумавшись в уже сказанное, можно понять, что точное, устойчивое движение при поворотах типа «оберучного», «диомидовского» поворотов или «заножки» становится возможным только тогда, когда гимнаст ни в коем случае не пытается уравновешиваться на одной жерди, а смело «проскакивает» свободным, инерционным движением одноопорное положение, удерживая при этом ОЦТ тела в одной, неизменной (для снаряда — продольной, для тела — сагиттальной) плоскости. И напротив: излишне осторожное, «зажатое», несвободное движение почти всегда оказывается неустойчивым, ОЦТ тела может легко при этом отклониться от нужной плоскости движения, что и приводит к видимым перекосам маха, ударам ногами о снаряд. И уже тем более грубыми становятся подобные ошибки, если гимнаст стремится по ходу маха «притянуться» к опорной жерди и уравновеситься на ней. То же самое можно проследить при поворотах махом назад (74). Наиболее типичный пример — темповые повороты через стойку (рис. 76-д). Хрестоматийная «заножка» (махом назад поворот кругом через стойку) оказывается надежной и точной лишь в том случае, если гимнаст не боится работать динамично, не «зажимает» мах и — боже упаси! — не смещает тела в сторону поворота13, как это часто хочется сделать. Впрочем, возможен и медленный поворот махом назад через стойку, который делается с более или менее выраженным переносом тяжести на жердь, который зависит, опять-таки, от темпа движения. Но это — уже совсем другое упражнение, которое основывается на закономерностях статического равновесия (как на 13 Отметим, что повороты кругом на продольной опоре (перекладина, брусья р/в), выполняемые вокруг опорной руки, всегда требуют смешения тела в сторону поворота, тогда как на поперечной опоре брусьев — всё наоборот.
БРУСЬЯ ___________________________________________________________ рис. 76-г), тогда как «заножка» — пример динамической устойчивости движения. Наконец, самый современный и характерный пример — «обратный диомидовский», то есть махом назад поворотна 360° через стойку. Здесь тоже важно (особенно при разучивании упражнения) двигаться без явных замедлений, но, естественно, толькотогда, когдас самого начала маха точность сохранения плоскости движения верно задана. 85. САЛЬТО ВПЕРЕД: СПОР ДВУХ «ТЕМПОВ» Сальто вперед на брусьях, как и всякое полетное движение, хочется делать повыше. Соответственно, и мах назад в упоре, выводящий на это сальто, должен быть — согласно данной логике — высоким. Действительно, большинство исполнителей сальто вперед на брусьях, разучивая этот элемент и выполняя его в комбинации, ориентируется на мах «под стойку». Учебным движением, моделирующим эту ситуацию и часто использующимся в тренировке в качестве «подводящего» упражнения, обычно служит мах назад в упоре, выполняемый с «подскоком» и приходом после этого именно в стойку на руках. (Дальнейший путь обучения в этом случае: выход в стойку со смещением вбок на ширину плеч на горку матов, уложенную на высоте жердей — то же в кувырок вперед — то же в виде сальто на спину и так далее, с постепенным наращиванием свободного вращения и устранением матов). Следует констатировать, что такая трактовка сальто существует многие годы и, в общем, как будто бы себя оправдывает. Однако существует и другой «темп» на сальто, по ряду признаков превосходящий первый {рис. 77-а). Он отличается более острым, акцентированным, коротким махом назад в упоре (к.к. 1—3), после которого следует также резкое торможение ног с одновременным мощным отталкиванием руками от жердей (и с более полноценным использованием их упругих свойств! К.к. 3—4). В норме такой «ранний» уход в сальто должен произойти в момент, когда гимнаст поднимается тазом вверх, при ногах, расположенных горизонтально. Это — «индикаторное» положение данного отхода (к. 4). Вылет, который после этого получает исполнитель, при прочих равных условиях, заметно выше, чем в традиционном «позднем» отходе в полет. Существенно увеличивается и свободный подлет из положения отхода (к. 4) до высшей точки подъема (к. 5). Это не только повышает зри- 85. Сальто вперед: спор двух «темпов» тельный эффект от всего сальто, но и существенно увеличивает реальное время безопорного движения, что очень важно для построения произвольных действий в полете. Впрочем, есть у этого «темпа» и один недочет: резкое сгибание тела после броска на опоре (рис. 77-а, к.к. 3—4) играет роль «контртемпа» и несколько ограничивает «крутку» в полете. Тем не менее, общая активность этого движения может быть столь значительной, что скорость вращения тела в полете в этом случае бывает более чем достаточной не только для любых одинарных, но и двойных сальто. Возвращаясь, в свою очередь, к традиционному движению «под стойку» (рис. 77-6), следует отметить, что зрительный эффект как бы высокого движения, связанный здесь с выходом почти в стойку (к. 5), обманчив. Во-первых, это относительно растянутое движение, все более замедляющееся к стойке; переход в полет после этого сопровождается довольно вялым вращением. Во-вторых, здесь почти отсутствует упоминавшийся свободный подлет; гимнаст, фактически, не столько вылетает вверх, сколько падает вперед-вниз из стойки на руках, имея весьма ограниченное время до приземления. «Спасает» его лишь то, что угловой путь при этом от стойки к доскоку сокращается, и гимнаст выполняет, фактически, лишь полсальто. В-третьих, «поздний» темп очень часто сопровождается ошибками типа «свала» вперед, тогда как все технически корректные соскоки с брусьев должны выполняться с выходом точно в сторону, без сопутствующего смещения вдоль жердей. ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Итак, что выбрать? Читатель должен почувствовать, что автор определенно отдает предпочтение «раннему» темпу, хотя антагонизм того и другого способов исполнения сальто вперед, на самом деле, не так велик, как может казаться. Дело в том, что на ранних фазах освоения упражнения мах «под стойку» удовлетворительно моделирует движение в целом, и не случайно описанная выше методика начального обучения сальто вперед в соскок закрепилась в практике. Однако, как только гимнаст в целом «схватил» движение (начал делать его со страховкой в соскок с низких брусьев), нужно переходить на все более ранний, активный «темп» движения, наращивая высоту подлета, но избегая затяжного движения к стойке на руках. - КОЛЬЦА 86. ЕЩЕ ОДИН ШТРИХ К «БРОСКУ» Кольца — единственный подвижной снаряд в гимнастике. Правда где-то, во мгле гимнастической истории, смутно мелькает и трапеция, то есть свободно подвешенная перекладина, которую ныне можно увидеть только в цирке. Подвижность колец придает структуре и технике движений на кольцах неповторимое своеобразие. Но многое роднит этот аппарат с другими, «жесткими» снарядами, построенными также в расчете на исполнение махов в передне-заднем направлении, то есть — с перекладиной, атакже с мужскими и современными женскими брусьями. Сходства и различия техники движения на кольцах с техникой упражнений на фиксированных опорах довольно примечательны. Нередко их анализ позволяет более ярко высветить особенности построения действий гимнаста и лучше понять то, что не всегда очевидно вне такого сравнения. Характерный пример — все те же размахивания. Если посмотреть на новичка, пытающегося «помахаться» в висе на кольцах, то, скорее всего, мы увидим что-то похожее на три первых кадра рис. 78 (на с. 210): гимнаст сгибается (к.к. 1—2) и разгибается (к.к. 2—3) в висе, почти не вводя в движение кольца с тросами. Это напоминает размахивания изгибами на перекладине, но как махи на кольцах совершенно не годится. Гимнаст подменяет здесь движение всего тела махами как бы изолированных ног. При этом в итоге (к.к. 2—3) тело очень мало поднимается, тогда как настоящий мах вперед или назад это обязательно хороший, хоть и не фиксированный подъем! Как же «школярские» махи превращаются в настоящие размахивания? Здесь нужно вспомнить, что звенья биодинамической цепи, которую представляет собой тело человека, все время взаимодействуют, и это взаимодействие обычно носит как бы волнообразный характер, когда механическое возбуждение последовательно передает-
КОЛЬЦА ___________________________________________________________ ся от одного звена цепи к смежным звеньям (22). В связи с этим полноценный мах на кольцах следует выполнять так, чтобы возбуждалась вся цепь тела гимнаста. Для этого уже первое движение ногами из виса, динамично начинаясь, должно затем столь же активно притормаживаться, в результате чего механическая волна получает быстрое продвижение от стоп к опоре, последовательно вовлекая в этот процесс все звенья тела вплоть до кистей с кольцами (к.к. 3—4). На махе нового направления (к.к. 4—5) этот эффект — при правильной работе — усиливается, и тело, сохраняя позу, близкую к прямой, поднимается все выше. Контрольным («индикаторным») здесь является горизонтальное положение тела (к. 5) с подъемом его ОЦТ (а не только стоп!) до уровня опоры или даже выше. Впрочем, все сказанное достаточно банально, и ни для кого не составляет секрета. Интересно другое. В структуре описанных действий особенно ярко высвечиваются все необходимые компоненты техники броска. Сравните с перекладиной: ведь там, взяв мах, или даже получив его с помощью, можно некоторое время сохранять в висе совершенно пассивные маятникообразные махи. Но на кольцах этот номер не проходит! Здесь нужно все время работать, иначе движение почти сразу затухает. И чтобы его поддерживать, необходимо непрерывно и очень четко действовать, вовлекая в движение все звенья, особен-
|