МЕТАМОРФОЗЫ ВЫКРУТА
Важнейшая проблема совершенствования в гимнастике, как мы не устаем отмечать, это — энергонасыщение движений. От того насколько мощно, амплитудно способен гимнаст отработать в махе, прыжке, зависит если не всё, то почти всё. Это не только высота
подъемов и подлетов, время, которым гимнаст может распоряжаться для оформления и усложнения движения, не только стилистика и различные биомеханические ресурсы упражнения, но и доступная точность, надежность исполнения и иные важнейшие компоненты. Говоря о модернизации махов на кольцах (также направленной, прежде всего, на повышение энергетики движения) можно было бы упомянуть о целой веренице важных биомеханических компонентов действий гимнаста. Но все же для колец самый яркий, пожалуй, этап технической эволюции связан с так называемыми выкрутами. Что такое «выкруты» в хрестоматийном гимнастическом смысле? Открывая словарь спортивныхтерминов15, читаем: «Гимнастический элемент. Переход из виса сзади в вис или из виса в вис сзади за счет вращения на 360° в плечевых суставах». Оставим на совести авто- 15 «Толковый словарь спортивных терминов». — М., ФиС, 1993, с. 56. КОЛЬЦА ___________________________________________________________ ров неточность определения самого термина16 и отметим, что понятие «выкрута» здесь по старой традиции связывается с «вращением в плечевых суставах». Действительно, выкруты новичка (или гимнаста полувековой давности) сопровождались характерными действиями в плечевых суставах, знакомыми каждому по манипуляциям, хотя бы, с гимнастической палкой, когда ее проводят обеими руками за голову и обратно. Рассмотрим эволюцию этих элементов вначале на примере выкрутов назад. Простейший классический элемент такого рода, исполняемый на кольцах, показан нарис. 84-а: акцентированно «накрываясь» ногами в висе согнувшись (к. I), гимнасттутже разгибается и, оставляя плечи внизу (к. 2), проводит руки с кольцами вперед и с буквальным выкрутом в плечевых суставах переходит в более или менее высокий, а, скорее всего, низкий вис (к. 3). Но, как было сказано, основная тенденция в развитии гимнастики — наращивание мощности движений. Вместо «школярского» выкрута (а) гимнасты стали прибегать ктемповомудвижению, когда махом вперед из виса, не задерживаясь в висе согнувшись, исполнитель сразу, высоким движением разгибался, посылая ноги высоко вдоль тросов, быстро включал руки, содействовавшие подъему, и уже из гораздо более высокого, активного положения упора, а не виса, шел вниз. Тем самым энергонасыщение последующего маха вперед в висе радикально увеличивалось. Но дальше — больше. Зачем идти, пусть даже в высокий и проходящий вис согнувшись, если можно сделать, фактически, переворот назад через нефиксированный упор? Такое движение не нужно было изобретать, оно выстроилось естественным образом по мере совершенствования «выкрута». Нечто подобное показано на фиг. б. Подготовительное сгибание здесь (ср. с к. 1 на фиг. а) следует гораздо раньше, еще в середине подъема (к. I), после чего гимнаст мощно «выстре- 16 На самом деле действия типа «выкрута» могут быть связаны с весьма различными по угловой величине действиями в плечевых суставах. Так, на жесткой продольной опоре выкрут из виса сзади хватом снизу в обратный хват или обратно морфологически равноценен повороту на 180°. Выкрут из виса сзади хватом сверху в одноименный простой вис подобен вращению в плечевых суставах на 360°, а выкруты на кольцах требуют большего или меньшего (как правило, менее 180°) вращения в плечах в зависимости от степени разведения рук в стороны и подъема плечевого пояса над опорой. Более детальное представление о морфологии выкрутов можно получить, изучая матрицу на рис. 82 (16).
|