СИЛА СИММЕТРИИ
Как уже отмечалось, при движениях в переднезаднем направлении двигательный аппарат проявляет себя асимметрично, в том смысле, что и активная, и пассивная подвижность звеньев в сторону сгибания и разгибания неодинакова. Это свойство функциональной асимметрии наложило явный отпечаток на многие движения гимнаста. Не составляют исключение и кольца: во время размахиваний в висе гимнаст может (если умеет) добиться более высокого движения ногами на махе вперед, чем на махе назад. Отражается это, соответственно, и на мощности, активности движения, что, в свою очередь, заметно повлияло на формирование всего арсенала маховых движений на кольцах. Вспомним, что, в принципе, существуют структурные аналоги движений, выполняемых на махе вперед и назад. Приведем несколько общеизвестных пар таких аналогов: —подъемы махом вперед и назад,14 —подъемы переворотом назад и вперед, —выкруты назад и вперед, —обороты назад и вперед, —сальто назад и вперед и др. Формально говоря, каждое движение в приведенной или подобной паре должно строиться принципиально так же, как его аналог, только при движении в другом направлении. Но это было бы лишь в том случае, если не существовало бы пресловутой функциональной асимметрии! Последняя же реально существует и заставляет гимнаста к ней приноравливаться. И с этим связаны некоторые поучительные особенности эволюции техники маховых движений на кольцах. Если вспомнить технику махов из виса на кольцах, использовавшуюся, примерно, до 60-х годов, то можно будет обнаружить суще- 14 В главе, посвященной брусьям, мы показываем также структурные различия между подъемами махом вперед и назад (73).
ственные различия в построении махов вперед и назад в висе. Так, если форсированный мах вперед (например, для переворота в стойку) уже тогда многими выполнялся с высоким подъемом стоп и значительным уменьшением плечевого угла, и это не считалось «нетехничным» (рис. 83-а), то мах назад считался «правильным» только тогда, когда гимнаст действовал «на оттяжке» и, фактически, едва достигал горизонтального положения тела в высшей точке движения (в, пунктир). Как следствие, реальная высота и физическая эффективность такого маха оставались очень скромными, и на сколько нибудь сложные элементы с такой энергетической базой рассчитывать было трудно. Подъемы в упор, выполняемые таким махом, оставались невысокими, подъемы в стойку на руках делались, как правило, не только через согнутые руки, но и с ощутимым «дожимом», пусть даже и быстрым; на сложные сальто вперед вообще никто не покушался.
Любопытна история такого элемента, как «хонма», то есть переворота вперед в упор. Еще задолго до того, как японский мастер Фу-мио Хонма продемонстрировал свой «фирменный» переворот, было много попыток освоить этот элемент, в том числе и в нашей стране. Но все эти опыты оставались до поры неудачными, так как не известна была техника, потребная для исполнения подобных движений. И лишь тогда, когда достоянием гимнастов стало «полувкручивание», дело сдвинулось с мертвой точки. ____________________________ 93. Совсем как в батте р ф л я е Нафиг.о, бпоказаны для сравнения два ключевых положения, на махе вперед и назад в висе на кольцах. Бросается в глаза, что они вполне симметричны. Однако то, что на махе вперед (а) происходит естественно и без затруднений, на махе назад (б) достигается специфическими действиями в плечах. Гимнаст, освобождая суставы и беря голову на грудь (а не поднимая ее, как на фиг. в\), пронирует кисти с кольцами и, частично вкручиваясь вперед, дает плечам более свободно продвигаться назад, за лицевую плоскость — за спину! На первый взгляд кажется, что возникающее при этом явно низкое положение плеч гимнаста — недостаток, и лучше было бы, если плечевой пояс уже здесь располагался выше, ведь при исполнении любого подъема все время идет борьба за высоту движения! Однако это не так. Главная проблема в движениях такого рода — не столько перемещение тела вверх (с этим справиться легче), сколько вращение. Показанное на фиг. ^положение — абсолютно необходимое условие свободного, быстрого вращения тела гимнаста вперед (которое при старой технике, как раз, ограничивалось жесткими действиями в плечах). Всякие попытки быстро поднять на махе назад не только ноги, но и плечи, сразу отозвались бы потерей скорости вращения всего тела в основном направлении, так как движение плечами вверх в этой ситуации есть не что иное, как контрдействия (47,49, 75), своего рода «плечевой курбет». Описанное «полувкручивание», открывшее доступ к форсированным махам назад, означало для вращений вперед на кольцах целую революцию. Сразу обогатилась вся гамма движений этого направления: стали нормой махи с прямыми руками, элементы стали более сложными и, одновременно, более доступными. Приведенный разбор лишний раз подчеркивает силу закономерности, согласно которой даже движения, на первый взгляд явно разные (или должные бытьразными) строятся все же по единым принципам. Много лет высокие махи вперед и назад на кольцах, делались по-разному, но техника «полувкручивания» поставила все на свои естественные места, и вновь восторжествовала симметрия! Впрочем, разговор о симметрии и об эволюции техники движений на кольцах на этом не может быть завершен.
|