Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОЛЬЦА ПРОТИВ ПЕРЕКЛАДИНЫ




Как известно, между всеми маховыми снарядами (исключая, ко­нечно, такую «темную лошадку» как конь-махи) есть несомненное сходство и по структуре движений, и по их технике. Действительно, технические основы махов на этих снарядах — едины. Но именно поэтому специфика снарядов время от времени вносит диссонанс в существующие «родственные связи».

Остановимся, для примера, на особенностях отхода в полет при исполнении сальтовых соскоков. Наблюдения, например, за техни­кой сальто назад (рис. 15) дают полезную пищу для размышлений. Так, сразу бросаются в глаза существенные различия между действи­ями при отходах в полет на кольцах в сравнении с перекладиной. Мы ведь знаем, что классическое и для многих соскоков сальто норма­тивное положение тела при отходе с перекладины это зона горизон­тали (19,20). Между тем, на кольцах дело обстоит вовсе не так или не всегда так.


Кольца против перекладины

На рис. 85-а—типичная поза отхода на сальто назад прогнувшись на кольцах: к моменту расставания с опорой гимнаст поднялся нога­ми вверх практически до вертикального положения (к. 4), чего никогда не бывает на перекладине и не может быть во избежание прихода на гриф. Но на кольцах этой проблемы нет, и гимнаст после броскового маха из виса (к.к. 1—3) позволяет себе «затягивать» тело высоко вверх, благо проем колец свободен и никакие столкновения с опорой исполнителю не грозят.

То же самое происходит при исполнении двойных, тройных саль­то назад (б). Отличие от «бланша» заключается лишь в том, что еще на опоре гимнаст начинает группироваться, поддерживая тем самым повышенную скорость вращения по сальто. Впрочем, ранняя груп­пировка используется и на других видах многоборья. (Заметим так­же, что вообще «подкрутка» на сальто, и в этом смысле вообще техни­ческие условия выполнения соскоков на кольцах — самые благопри­ятные. Например, тройное сальто здесь дается гимнастам проще, чем на перекладине и соответственно чаще встречается).

Ну и что, скажет читатель, раз другой снаряд, то и техника немно­го другая, нормально.



Конечно, для опытного гимнаста так оно и есть. Однако нужно помнить, что при исполнении, а в особенности освоении близких по структуре, но все же различающихся по технике движений часто воз-


КОЛЬЦА


96. Забытый ктемп»


 


никает перенос навыка, который может быть не только положитель­ным (на чем основана вся техническая подготовка гимнаста), но и отрицательным. И тогда один навык «наезжает» на другой, искажая его и принося, порой, очень неприятные сюрпризы. В разбираемом случае навык отхода высоким поздним движением в сальто на коль­цах может привести к отрицательному переносу на сальто с перекла­дины, давая опасное «задергивание» на опору.

Как в этом случае быть?

Борьба с отрицательным переносом навыка — проблема общая, и приемы борьбы с этим злом — универсальные. Поскольку разбор за­кономерностей обучения гимнастическим упражнениям находится за пределами темы нашей книги, обойдемся здесь краткими напоми­наниями:

1. Отрицательный перенос наиболее неприятно проявляет себя в тех случаях, когда из двух сходных движений одно разучено более на­дежно, прочно, а другое только осваивается. Тогда, естественно, стра­дает «сырое» движение. Поэтому, обращаясь к новому упражнению, желательно на время «отодвинуть», не повторять, не делать парал­лельно и не освежать в двигательных представлениях те упражнения, которые могут, по предположению, отрицательно повлиять на новое для гимнаста движение;

2. В продолжение сказанного: ранее освоенное движение будет тем больше защищено от отрицательного переноса, чем более доброт­но, до конца оно разучено и закреплено;

3. Самое надежное средство, позволяющее избегать неприятных воздействий одного упражнения на другое — настойчиво осваивать и подкреплять в повседневной работе базовые двигательные действия и, главное, так называемые «профилирующие» упражнения (25,28, 120,153,156,160);

4. Гимнасту не страшен отрицательный перенос навыка, если он владеет вариативным движением, то есть умеет сознательно, по по­требности изменять наиболее важные параметры двигательного дей­ствия, гибко управлять характеристиками движения. Впрочем, это, как раз, одно из требований, предъявляемых к овладению профили­рующими упражнениями.

96. ЗАБЫТЫЙ «ТЕМП»

Показанные на рис. 85 отходы на сальто прогнувшись (а) и двой­ное (б) общеприняты и, кажется, не подлежат особому обсуждению. Представляется, что все здесь стоит на своих местах: гимнаст выпол-


няет хороший мах, по возможности поддерживает его работой рук на опоре и расчетливо расстается со снарядом лишь вверху, в самый последний момент, когда тело, находясь в положении вниз головой (фиг. а, к. 4кб), грозит пройти створ тросов и нарушить тем самым традиционный статус сальто.

Однако описанная техника, несмотря на ее популярность, небе­зупречна. Достаточно сказать, что долгий подъем в контакте с опорой неизбежно приводит под действием силы тяжести к падению скоро­сти вращения тела (20,50,188) и, несмотря на возможность силовой поддержки движения, не так выгоден, как кажется. Свободный под­лет тела от момента потери опоры до высшей точки движения при таких отходах обычно невелик, а это означает, что, несмотря на визу­ально высокое движение, исполнитель имеет ограниченное время в полете (31). И если для исполнения «гладких» сальто это, в общем-то, не имеет решающего значения, то при введении усложняющих дви­жений, прежде всего поворотов, это становится ощутимым недостат­ком. В сущности, все сальто, исполняемые таким поздним, тяговым отходом, могут иметь повороты, производящиеся только на спаде, а это, конечно, суррогат. Не будем уж говорить, что переход в полет в положении вниз головой означает, в сущности «кражу» вращения по сальто; исполнитель одинарного сальто делает в этом случае в полете лишь «полоборота», а вместо настоящего двойного — только полтора.

Между тем, существует давно известный, но и давно забытый дру­гой, более ранний отход в полет на сальто (в). После обычного маха вперед из виса и броска исполнитель не заводит тело мягким тяговым движением высоко вверх (как на фиг. а, к.к. 1—4), а, резко ускоряя бросок, так же мощно останавливает его мощным «подрывом» в зоне горизонтали. При этом, разгибаясь в тазобедренных суставах, гим­наст притормаживает ноги и делает короткое сильное движение вверх тазом и грудью. Одновременно с этим (желательно — строго синхронно!) делается также резкое рывковое движение плечевым поясом к кольцам с мощным, коротким подтягиванием вверх и сги­банием рук в локтях. Вслед за этим немедленно происходит и переход в безопорное положение.

Содержащийся в описанном отходе «контртемп» (23) в совокуп­ности с увеличением углового пути, который телу гимнаста предсто­ит пройти не из положения вниз головой, как обычно, а от горизон­тали, обусловливает, в сравнении с поздними темпами, относительно меньшую «подкрутку». Это как бы недочет данной техники. Кмину-сам следует отнести и высокие требования к силовым, взрывным ка­чествам гимнаста, который должен осилить здесь рывок руками


 




КОЛЬЦА







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 176. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.003 сек.) русская версия | украинская версия