ЭТА ОДНОБОКАЯ ОПОРА
Опора, которую гимнаст имеет на кольцах, неполноценна. Ее свойства меняются в зависимости от положения тела на снаряде, степени отклонения тросов от вертикали и фазы движения. Если натянутые тросы колец располагаются отвесно (рис. 79- а на с. 212), то и опираться о них можно только по вертикали, причем действуя исключительно вниз, тогда как при движении колец вверх опора просто исчезает. Всякая попытка действовать в этом случае на кольца по горизонтали также будет совершенно бесполезной, с таким же успехом можно пытаться отталкиваться от воздуха... Но как только тросы с кольцами отклоняются от вертикали, ситуация меняется тем больше, чем значительнее угол отклонения колец от отвесного положения (б): натягивая отклоненные тросы, гимнаст получает возможность отталкиваться от них не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлениях. Крайней была бы воображаемая ситуация, при которой кольца с тросами, поднявшись горизонтально (в), давали бы хоть и однобокую, но совершенно жесткую опору по горизонтали, но... не давали бы на этот раз никакой вертикальной опоры. Реальная картина показана на фиг. г: гимнаст выполняет обычные размахивания, заставляя кольца совершать колебательные движения около вертикали и также имея, хоть и небольшую, но существенную возможность опираться о кольца не только в вертикальном направлении (вниз), но и по горизонтали. При этом отталкивание возможно только в направлении, одноименном маху. Какое это имеет значение? — Спросит читатель. Значение очень большое, так как с этим связаны основные особенности построения движений на кольцах, включая и многие технические проблемы. В первую очередь это проблема раскачиваний. Дело вот в чем. Если бы кольца были подвешены на бесконечно длинном тросе, то и угловые его отклонения были бы бесконечно малыми. Это означало бы, что горизонтальная опорная реакция в любой фазе маха была бы всегда практически равной нулю. И тогда ОЦТ тела гимнаста всегда двигался бы исключительно по вертикали — в плоскости подвеса снаряда, то есть только вверх и вниз и,— практически никогда по горизонтали. А это означает, что раскачивания на кольцах (то есть маятни-кообразные колебания всего тела и снаряда с их смещением в передне-заднем направлении) были бы при работе «в покое» вообще нам неведомы! Но раскачивания все-таки возникают, и притом в самой неприятной форме, уводя иногда «под откос» целую комбинацию. Отсюда кажется естественным вывод в том роде, что самая точная работа это — размахивания без раскачиваний. И когда мы видим филигранные действия лучших «кольцевиков», то убеждены, что уж у них-то никаких раскачиваний, действительно, нет и быть не может. Но это не совсем не так, а в каком-то смысле совсем не так. __________________________________ 88. Подначимте! На самом деле отклонения ОЦТ тела гимнаста от опорной вертикали при верной работе не только не отсутствуют, они практически неизбежны! Сольлишьвтом, что при точных действиях гимнаст добивается идеального баланса таких отклонений (как бы — микрока-чей) на махах обоих направлений. Кач на кольцах — движение относительно медленное, и прежде, чем он под действием силы тяжести разовьется, можно успеть махом другого направления скомпенсировать ранее возникшее отклонение ЦТ системы «гимнаст-снаряд» от отвесного положения. И так должно происходить на протяжении всей комбинации, важно лишь, чтобы сумма всех реал ьно возникших разнонаправленных отклонений тела от опорной плоскости все время оставалась бы равной нулю. Читатель спросит: неужели такая работа доступна? Да не только доступна, это — будни гимнастики! Ведь даже любое «статическое» равновесие, например, стойка на руках, делается, в принципе, точно также: гимнаст вовсе не стоит подобно статуе, а все время балансирует, уравновешивая отклонения тела от наилучшего положения так, чтобы в итоге стоять «мертво». В практическом плане сказанное означает, что гимнасту важно освоить на кольцах полноценные размахивания, при которых действия на махе каждого направления были бы хорошо управляемыми и равноценными как по амплитуде, так и по степени отклонения тросов во время исполнения этих движений. Это, к сожалению, далеко не всегда получается, так как биомеханические условия выполнения маха вперед и маха назад не одинаковы (73,92,159). Так, меньшая подвижность в плечах, дающая о себе знать при махе назад, нередко бывает причиной несбалансированного смещения тела в одном направлении, после чего может возникнуть кач. Это предъявляет повышенные требования и к действиям на махе вперед: если гимнаст — в сравнении с предшествующим махом назад — недорабатывает руками (рис. 79-г, к. 5) и слабо отводит кольца назад, «за голову», то в дальнейшем это и может привести к раскачиванию. Причем подобная опасность тем реальнее, чем больше уже достигнутая амплитуда размахиваний. Именно поэтому особенно сильные, «губительные» раскачивания мы наблюдаем не у новичков, а у мастеров. 88. ПОДКАПНИТЕ! Внимательный зритель (читатель), наблюдая работу мастеров на кольцах, порой увидит странное: вот гимнаст вышел к снаряду, тренер его подсадил и... вместо того, чтобы помочь успокоиться в висе, КОЛЬЦА ___________________________________________________________ тихонько его подталкивает, умышленно задавая небольшой, но явственный кач. Чаще всего это бывает, когда гимнаст начинает комбинацию подъемом махом назад в стойку на руках. Что все это значит? Хитрость здесь простая. У спортсмена проблемы с подъемом махом назад: если он начнет из «чистого» статического положения, то возникнет та самая ситуация, которую мы описали в конце предыдущего сюжета. Из-за недостаточной работы кистями с кольцами (которые должны на махе назад больше продвигаться вперед) у гимнаста развивается кач, особенно усиливающийся в связке «высокий выкрут вперед — подъем махом назад». Чтобы избежать этого, гимнаст, пользуясь помощью, заранее берет «контркач», который призван погасить нежелательные отклонения от вертикали на неточных махах назад. При этом все вводные действия («помах» и проч.) по скорости и акцентам рассчитываются таким образом, чтобы основной мах назад, провоцирующий возникновение кача, попадал на фазу отклонения тела с кольцами вперед. В результате вся система уравновешива- ется, и гимнаст завершает связку в покое. Если же такой упреждающей работы не проделать, то развивающийся кач может зафиксироваться при переходе к статическим или силовым элементам или совсем пойти в разнос на последующих махах. На рис. 80 показана типичная ситуация такого рода. Гимнаст делает мах назад, и ЦТ системы смещается в одноименном направлении (а). Если теперь, переводя руки в положение упора, быстро выполнить собственно подъем, то момент завершения движения застает систему в состоянии отклонения назад от опорной плоскости, и тело с кольцами, двигаясь вперед под действием силы тяжести, будет стремиться вернуться в отвесное положение. И кач готов! Остановить развившийся кач, находясь в положении стойки или ____________________________________ 88. Подкапните! упора, невозможно. Исполнитель в состоянии лишь чуть ослабить его, например, при выходе в стойку бланшем, когда тело проходит положение вертикального упора с приопущенными ногами, благодаря чему кач протекает чуть медленнее, чем, скажем, при жиме согнувшись, сопровождающимся сразу подъемом всего тела к стойке. Свою роль играет и малая скорость этого движения, позволяющая гимнасту дождаться естественного ослабления кача. Но все это — меры пассивные и поэтому неэффективные. Форсированно погасить кач, возникший из-за неточного маха, можно только четкими активными действиями также на махе. Приемы этого рода хорошо известны. Так, если кач продолжается в стойке на руках и предстоит спад, то его начинают при отклонении колец в направлении, разноименном спаду: на большой оборот впередукощт после того, как тросы откачнутся назад от вертикали; на большой оборот назад — противоположным образом. Заметим, что здесь повторяется та же ситуация, что и в начале комбинации, разница лишь в том, что в этом случае гимнаст уже сам себя «подкачнул». И ясно, что действовать в этой ситуации нужно очень взвешенно. В зависимости от того, каков по интенсивности сохранившийся кач и насколько «качеопасны» последующие действия в висе, действовать приходится по-разному: спад можно начинать в крайней точке кача или пораньше, каждый раз взвешивая степень соответствия контрмер возникшему раскачиванию. Однако все описанные технические хитрости — не от хорошей жизни. Это приемы экстренного исправления ошибок, без которых лучше было бы вообще обойтись. Лучше не болеть, чем уметь лечиться! Ачтобы качами «не болеть», нужно, прежде всего, достичь должного уровня техники, можно сказать — культуры размахиваний на кольцах. Гимнаст высокого класса должен безупречно владеть высокими махами обоих направлений, добиваясь при этом совершенно устойчивого, без видимого раскачивания длительного исполнения махов с подъемом всего тела выше уровня опоры! Обычно наиболее трудна в этом отношении задача исполнения маха вперед, при котором активное отведение колец назад дается и координационно, и физически сложнее, чем выведение колец вперед на махе назад. При малейшем снижении контроля мах вперед либо ослабляется, либо искажается: сильно уменьшая плечевой угол, гимнаст делает высокое движение ногами при низко расположенных плечах, наивно полагая, что это и есть «высокий мах». Впрочем, нередки затруднения и на махе назад, при которых гимнаст должен уметь, после энергичного броскового маха, как бы втягивая живот и КОЛ ЬЦА ____________________________________________________________ активно отводя кольца вперед, подниматься возможно выше относительно опоры. Не менее сложна и проблема удержания устойчивости повторных маховых движений. Проще всего продемонстрировать минимальные по амплитуде, спокойные махи, которые не создают угрозы кача. Но выполнить большую серию точных махов, каждый из которых — полуподъем, под силу не каждому даже мастеру. Если же гимнаст уверенно с этим справляется, это означает, что он владеет суммой приемов, позволяющих непрерывно, гибко управлять системой, экстренно внося коррекции, связанные с неравноценностью махов вперед и назад и с возможной угрозой раскачивания. Такому мастеру не придется просить: «Подкачните!». 89. ОБРЫВЫ И «ОБРЫВЧИКИ» Любой гимнаст, когда-то впервые пробовавший сделать на кольцах махи выше, смелее, сталкивался с проблемой обрывов висе, то есть с резким натяжением тросов, возникающим у нижней вертикали и воспринимаемым, прежде всего, как срывающий удар по кистям и плечевому поясу. Эти удары тем ощутимее, а для новичка и опаснее, чем больше высота спада и чем более неумело гимнаст действует. Явление это характерно именно для колец и опять-таки связано с тем, что кольца — подвижной снаряд, при работе на котором ОЦТ тела перемещается почти исключительно по вертикали, в плоскости подвеса снаряда (87). Быстро двигаясь вверх и вниз во время размахиваний, тело спортсмена должно в крайнем нижнем положении почти мгновенно поменять направление перемещения; это-то и вызывает резкое увеличение нагрузок, падающих на все звенья системы {рис. 79-г). Существуют всем известные технические приемы смягчения спада в вис. Основной — приближение к вертикальному вису с изгибанием тела, позволяющим постепенно, а не сразу гасить имевшуюся скорость перемещения. При этом тело как бы перекатывается по отвесной вертикали, приходя, в итоге, в прямое положение (рис. 81-а). Сравнение этого движения с перекатом или, если угодно, с кувырком — не случайное. Вспомним, что делает гимнаст или цирковой акробат в случае «перекрута»: он не позволяет себе падать плашмя, а... идет в кувырок и тем самым гасит избыточную скорость, так как во время переката звенья приземляются (останавливаются!) не все сразу, а последовательно, одно за другим, позволяя, таким образом, растянуть время гашения скорости тела в целом, а, значит, сни- ______________________________ 89. Обрывы и «обрывчики» жая и возможную энергию удара (148). Возвращаясь к кольцам, заметим, что любой другой способ перехода в вис здесь был бы просто опасен (б). Но все хорошо в меру! Смягчение спада ведь означает не только ослабление удара при попадании в вис с ходу, но и — гашение самой энергии переместительного движения, крайне необходимой для выполнения всех маховых упражнений, особенно подъемов, больших оборотов, соскоков. Поэтому не случайно каждый гимнаст, по мере совершенствования техники махов на кольцах, стремится действовать смелее, быстрее, «жестче». При этом техника, характерная для начинающих гимнастов (а также мастеров прошлых поколений!) и требующая на спаде ярко выраженной «мягкой» работы с сильным прогибанием на махе вперед и сгибанием на махе назад, уступает место махам с все более выпрямленным телом и более выраженными, а иногда и спровоцированными обрывными эффектами в висе. Автор этих строк помнит, как один из лучших наших мастеров прошлого Сергей Диомидов, как-то, обсуждая технику махов на кольцах, бросил примечательную фразу в том смысле, что, идя в вис, он, Диомидов, обязательно должен иметь внизу «обрывчик», благодаря которому становится возможным мощно «выстрелить» вверх при подъеме. Что за «обрывчик»? Зачем он исполнителю? Конечно, речь идет о рывке в висе, который не страшен опытному гимнасту, тем более теперь, когда мастера стали применять надежные КОЛЬЦА 90. Как вы действуете кистями?
накладки, значительно усиливающие хват на кольцах. Рывок, вызванный внешними силами при движении тела гимнаста, можно использовать для дела так же, как, например, любой наскок на упругую опору, позволяющий выполнить эффективное отталкивание. Соль лишь в том, чтобы опорно-двигательный аппарат гимнаста имел при этом свойства именно упругого, а не вязкого тела, иначе вся энергия спада пропадет, рассеется. Приведем показательный пример: гимнасты, слабо еще овладевшие техникой махов на кольцах, сталкиваются с парадоксом: переворот в стойку на руках им сделать проще с умеренно высокого выкрута назад, чем в составе полного большого оборота со спадом из стойки на руках. Казалось бы — почему? Ведь после спада из стойки гимнаст будет иметь больший мах, чем после выкрута! А дело в том, что гимнаст, боящийся обрыва в висе, не только излишне гасит мах на спаде, «округляется», но и «зажимается» — напрягает мышцы плечевого пояса, а затем, уже в висе, вязко подрас-слабляет их, то есть действует в уступающем режиме, гася тем самым энергию спада. Опытный же мастер идет в вис смело, не закрепощается и позволяет плечевому поясу в полной мере проявить свои рессорные свойства, свою пружинность. Причем на первых порах, при освоении такого спада, полезно полностью провисать и даже расслаблять мышцы плечевого пояса; позднее же можно действовать и более жестко, рессорно, то есть идти в вис на оттяжке, но без явного расслабления мышц. И еще одно. В свое время ведущие мастера, стремившиеся к работе на кольцах с возможно более прямым телом, стали нарочито избегать смягчающего спада. Бытовало мнение, что надо, мол, не прогибаться на спаде назад, а каким-то особенным образом «поднимать» кольца перед подходом к вертикали. На самом деле, в принципе ничего не изменилось. Просто раньше было достаточно расслабиться, чтобы округлить тело и получить смягченный спад, теперь же, при высокой скорости движения, и смягчающее прогибание должно было протекать в темпе спада, то есть — активно, за счет быстрого напряжения мышц спины, а это, действительно, приводит к некоторому кратковременному ослаблению давления на опору (рис. 81-в), которое воспринимается в ощущениях исполнителя как «приподнимание колец». 90. КАК ВЫ ДЕЙСТВУЕТЕ КИСТЯМИ? Не трудно заметить, что в процессе исполнения различных упражнений, особенно махов, гимнаст манипулирует кольцами, вращая их вокруг тросов. В отдельных случаях это чисто технические ействия, которые нужно проделать, чтобы поставить кисть в биоме-анически наиболее удобную позицию. В основном это относится к сновным, «рабочим положениям», при прохождении которых вы-олняются самые важные, управляющие действия. На кольцах это, режде всего, вис, упор, вис согнувшись. Например, в висе кольца сегда приходится разворачивать в одной плоскости так, чтобы кис-гимнаста были обращены большими пальцами друг к другу. Тогда агрузки равномерно распределяются поперек ладони, по основани-м всех пальцев (если же кисть развернуть ладонями внутрь, пальцы удут под ударными нагрузками один за другим раскрываться). В свою очередь, в стойке на руках кисти сориентированы так, как это бывает на брусьях; в данном случае это наиболее технично и зре-но. Однако в динамике, при быстрой смене рабочих положений на кольцах, когда тело гимнаста вращается в переднезадней плоскости, кольца тоже вращаются вокруг оси подвеса, причем необходимый характер этого вращения не всегда, на первый взгляд, понятен, хотя, на самом деле, существуют совершенно определенные закономерности, в согласии с которыми действия кистями строятся. Коснемся этого вопроса. Если мы (действуя как зритель*.) внимательно проследим, что делается с кольцами во время исполнения однонаправленных вращений, например по ходу серии больших оборотов, то убедимся, что и кольца все время вращаются в каком-то одном направлении, постоянном для каждого кольца. Наиболее четко и просто это можно установить, проследив за вращением шарниров, к которым тросы крепятся. Но что вам скажет сам гимнаст, если вы его спросите куда и как он, как исполнитель, поворачивает кольца, когда делает те же обороты? Услышать доведется разное, но можно быть уверенным в одном: никто из исполнителей не скажет вам, что каждое кольцо у него во время оборотов все время поворачивается в одну и ту же сторону! Все представления гимнаста о действиях кистями будут сводиться к тому, что кольца — от одной фазы движения к другой — вращаются «туда и обратно». Что же происходит в действительности? С одной стороны, мы уже отметили, и это неоспоримый факт, что физически любое однонаправленное вращение тела гимнаста на кольцах требует столь же однонаправленного вращения кистей с кольцами и тросами. Причем по отношению друг к другу кольца вращатся в разные стороны. Однако прав по-своему и гимнаст, так как кистями КОЛЬЦА 91. К а к на перекладине?!
он, с его собственной точки зрения (буквальной, а не литературно понимаемой), на самом деле, действует «туда» и «обратно». Причина этого парадокса в том, что в зависимости от расположения гимнаста над и под опорой, то есть в упорах и висах, меняется и необходимый характер действий кистями. Чтобы убедиться в этом, проделайте такой несложный эксперимент. Встаньте под кольцами на точно определенное вами место, выберите глазами одно из колец и отчетливо представьте себе его вращение, например, по часовой стрелке. Затем предложите гимнасту (мысленно или наяву) встать в стойку на кольцах и повернуть именно это кольцо так, как вы заранее себе представили. Вы увидите, что гимнасту пришлось для этого, к примеру, повернуть кисть внутрь, то есть пронировать ее. Если же после этого он проделает для вас такой же (по часовой стрелке\) разворот кольца, находясь уже не в стойке на руках, а в висе, то окажется, что для этого ему уже нужно кисть не пронировать, а супинировать. Уже этой разницей многое определяется в технике действий на кольцах. Но — не все. Важно и то, что вы делаете также руками в плечевых суставах, совершая ими вращения в переднезадней и (или) лицевой плоскости. В конечном итоге может возникнуть очень сложная картина действий-движений, строгое описание которой существует, но которое мы здесь опускаем. Тем не менее, самый терпеливый читатель может проанализировать фрагменты структурной схемы, приве-денной -Ларис. 82. Она дает однозначное описание принципиально необходимых действий кистями-кольцами с учетом вращения всего тела гимнаста вперед или назад и изменений позы в зависимости от сгибаний-разгибаний плеча (разведение рук в стороны опущено). Неторопливый разбор приводимой схемы позволяет прояснить многие детали прихотливой техники работы кистями на кольцах. Некоторые примеры такого анализа мы приводим в следующем сюжете. 91. КАК НА ПЕРЕКЛАДИНЕ?! Продолжая анализировать структурную схему на рис. 82, легче всего проследить действия кистями в тех случаях, когда гимнаст все время удерживается в пределах одного типа опоры — только в упоре или только в висе. Простейший пример — элементарные выкруты или вкручивания из виса в вис. Схема подтверждает то, что нам давно известно. Так, выкрут назад требует супинации кистей, выкрут вперед — пронации. Правда, в зависимости от особенностей и качества исполнения выкрутов (которые давно трактуются как полуподъемы) появляются те или иные детали техники, но в целом картина достаточно однозначна и проста. То же можно сказать и об аналогичных движениях в упорах на кольцах (см. верхнюю строчку на рисунке). Изюмина лишь в том, что освоить такие движения неизмеримо труднее, чем выкруты в висе. Но обратимся к менее ясным ситуациям. Наиболее характерная из них — большие обороты. Напомним еще раз, что вращение тела от стойки до стойки на полные 360° требует такого же полного и физически однонаправленного вращения обоих колец с тросами. Но какими действиями гимнаста это обеспечивается? Если формально следовать схеме па рис. 82на с. 222, то большой оборот назад (см. левый столбец рисунка снизу вверх) требует при уходе из стойки начального поворота кистей внутрь, при прохождении виса и позднее — супинации кистей с кольцами, а при выходе в стойку — вновь пронации. Так, примерно, и есть на практике. «Примерно» потому, что в реальности, на протяжении всего спада гимнаст удерживает постановку кистей «как на перекладине», а к их развороту наружу приступает не раньше начала наиболее активной части переворота в стойку на руках. Схема работы кистями при большом обороте вперед — противоположная (тот же столбец, сверху вниз). Наиболее интересная деталь, отраженная на схеме, — разворот кистей наружу, то есть их супинация в самом начале спада. В свое время в тренерской среде случались споры на эту тему. Некоторые утверждали, что, уходя на оборот, кисти нужно сразу пронировать, так как с переходом в вис они должны, будто бы, как можно быстрее занять известное положение большими пальцами внутрь. Однако, «упрямые» гимнасты все равно делали оборот по-своему: сразу в стойке кисти поначалу разворачивались наружу, и лишь в зоне горизонтали быстро, не теряя натяжения тросов, поворачивались внутрь. Так оно и должно быть на самом деле, в чем можно убедиться, анализируя матрицу. Самый интересный и курьезный момент связан с идеей освоения больших оборотов на кольцах по типу перекладины, то есть — не разводя рук ни на спаде, ни на подъеме. В самом деле, мысль заманчивая: почему бы, в самом деле, доводя оборот «до полного совершенства», не делать его не только с прямыми руками и не разводя руки на спаде (как уже давно осуществлено), но и — сказав «А», сказать, наконец, «Б» — освоить и подъем совсем без разведения рук? Были и попытки освоения такого оборота, и некоторым казалось, что еще «чуть-чуть», еще руки поуже, и оборот получится.
КОЛЬЦА _________ Но не тут-то было. Ничего не выходило: тем, кому удавалось самому или с помощью выйти вверх, действительно, без разведения рук, обнаруживали, что они попали в совершенно несуразное положение — в стойку, при которой гимнаст захватывает кольца снаружи (о кольцо опирается, фактически, один большой палец), а ремни и тросы проходят изнутри, у подмышек!.. Дело в том, что по чисто морфологическим (а точнее—топологическим условиям) разведение рук и круговое движение колец в финальной части подъема нужны гимнасту не только для того, чтобы облегчить сам физический подъем в стойку, но и категорически не- _________________________________________ 92. Сила симметр и и обходимы для выполнения неизбежного здесь технического маневра с обведением колец (как опоры) руками — во избежание того курьезного финала, о котором было сказано только что. Имеет это прямое отношение и к работе кистями, так как круг руками, который гимнаст делает в заключительной части большого оборота как назад, так и вперед (92), включает в себя и необходимые действия по «подкрутке» кистей согласно закономерности, отраженной в рис. 82.
|