ВТОРАЯ СТУПЕНЬ РАКЕТЫ
В этом сюжете мы коснемся движения, которое, прямо сказать, не слишком актуально для современной высшей гимнастики. Однако его разбор, на наш взгляд, очень интересен, так как позволяет наглядно показать некоторые особые возможности построения гимнастических движений. Аэтоуже принципиально важно, поскольку позволяет иначе взглянуть и на другие движения. Мы неоднократно упоминали, что энергообеспечивающие действия гимнаста складываются как бы из характерных циклов, каждый из которых подпитывает тело гимнаста вращательным движе- нием. В наиболее простых случаях используется один такой цикл, сообщающий телу вращение одного постоянного направления («моноцикл»). Таково большинство гимнастических упражнений; это различные махи, обороты, перевороты, сальто и т. п. движения. Более сложны и, как правило, трудны упражнения, в которых противопоставляются разнонаправленные циклы действий, один из которых задает или поддерживает вращение тела в исходном направлении, а второй «ломает» начальную программу вращения, вводя тенденцию на преодоление начального вращения. В зависимости от мощности работы, действия этого второго цикла («контрцикла») могут либо ограничить начальное вращение, либо полностью его нейтрализовать, либо вообще форсированно поменять направление вращения тела. Упражнения этого типа мы уже неоднократно анализировали в этой книге на примерах соскоков и прыжков лётом, перелета Ткачева, соскоков дугой и др. Анализируя с описанных позиций структуру движений, можно естественно придти к вопросу: нет ли в гимнастике таких движений, в которых второй цикл действий будет не контровым, а как бы дублирующим, усиливающим эффект «моноцикла»? Оказывается, такие упражнения тоже встречаются, хотя они и не столь типичны. И наиболее характерные образцы таких движений мы находим в репертуаре колец. Речь пойдет, например, о так называемой «высокой разножке». Формально, это просто соскок переворотом ноги врозь, но с подчеркнуто увеличенным подлетом. История этого упражнения довольно обыденна. В свое время, когда даже мастера не мечтали о многократных сальто и пируэтах, набор соскоков с колец был особенно ограничен, и существовала острая потребность в более разнообразных способах завершения комбинации. Тогда и появилась идея выполнять не обычное сальто прогнувшись или «сгиб-разгиб», или сальто ноги врозь, а подчеркнуто высокую «разножку», которая могла бы выглядеть привлекательно. Но как увеличить высоту подъема? Ведь современные мощност-ные способы наращивания подлета известны еще не были... И тогда появилось упражнение, в котором обычное движение с переворотом вниз головой дополнялось долгой, нарочитой тягой вверх, вдоль тросов, связанной с определенными техническими тонкостями {рис. 86па с. 236). Хитрость движения заключалась в том, что такое перемещение вдоль тросов (к. к. 4—5), практически с поступательным движением
КОЛЬЦА ___________________________________________________________ вверх, означало не что иное, как полную потерю вращения тела! Попробуй, отпусти в конце такого подъема руки и... окажешься головой на матах. Таким образом, гимнаст вставал перед необходимостью изыскивать каким-то образом еще одну дозу вращения назад, поскольку первая, полученная от броска из виса, оказывается полностью «израсходованной». Задача решалась следующим образом. Завершая темповой, тяговый выход в положение, близкое к стойке на согнутых руках (к.к. 5—6), гимнаст делал нечто вроде курбета, то есть сгибания в тазобедренных суставах, внешне имевшего форму перемаха ноги врозь сдвижением стопами снаружи от тросов (к.к. 6—7). Обязательным условием этого сгибания является сохранение опоры о кольца, которые гимнаст с усилием как бы выталкивает вниз. И лишь после этого он имеет возможность покинуть снаряд, так как благодаря курбету тело получает дополнительный импульс к вращению назад; плечи поднимаются, и он может благополучно приземлиться на ноги (к.к. 7—8). Таким образом, «высокая разножка» является любопытным примером упражнения, в котором исполнитель по необходимости дважды подпитывает тело энергией, дающей ему вращение в исходном направлении. Интересно, что подобный «дублирующий цикл» действий имели и некоторые другие движения, в том числе на кольцах. Так, еще одна «разножка» — из упора, тоже долгое время исполнялась с дополни- ________________________________ 98. Опять о «контртемпах» тельной энергоподпиткой: вначале гимнаст делал мах ногами вперед, «под опору», со сгибанием в тазобедренных суставах, а затем, чтобы не зависнуть вниз головой, он должен был из этого положения еще раз «загонять» ноги глубоко назад-вниз, и только тогда, разгибаясь и поднимая плечи, можно было нормально идти в доскок. Элементы такой техники с исходным и дублирующим циклами действий на опоре можно было в те времена заметить и в некоторых других движениях. Например, гимнасты, исполнявшие соскок «срывом» на перекладине (51), иногда прибегали к сгибанию тела, начинавшемуся еще на опоре и, фактически, игравшего рольтого же вспомогательного курбета, то есть — «дубльцикла» действий. Таким образом, возможны движения, в которых, говоря образно, работает ракета-носитель с двумя ступенями двигателя: отработав одну из них, гимнаст «включает» вторую, чтобы добиться завершения программного вращения тела. Но еще любопытнее окончание истории практически всех движений с «дубльциклом». По мере развития гимнастической техники (а оно, еще и еще раз повторим, все время идет в направлении повышения мощности движений) потребность в применении дополнительных энергонасыщающих действий во всех упоминавшихся нами движениях исчезла! «Высокая разножка», выполняемая с современного высокого выкрута назад или после большого оборота, не нуждается в дополнительной подпитке и делается как обычное высокое сальто ноги врозь. Соскок разножкой из упора также выполняться без дополнительного сгибания, так как гимнасты нашли способ форсажа этого движения за счет мощного спада в упоре по типу современного соскока срывом (51,185,186). 98. ОПЯТЬ О «КОНТРТЕМПАХ» Отсутствие полноценной опоры отразилось на репертуаре движений, выполнимых на кольцах. Достаточно сказать, что общее число элементов, реально задействованных на этом виде многоборья, заметно скромнее, чем на любом другом «маховом» гимнастическом виде. Особенно это отразилось на движениях с контртемпом (23,40, 46, 50, 69, 73, 75,137, 187), поскольку для исполнения контрдействий всегда необходимо эффективное отталкивание от опоры, а на кольцах оно ограничено возможностями действия только в виде усилия, натягивающего тросы. Однако и в этом случае формы движения, содержащие в себе явное или скрытое контрвращение, все же встречаются. КОЛ ЬЦА ____________________________________________________________ Одно из таких довольно характерных упражнений на кольцах — подъем махом вперед (рис. 87). Аналог этого элемента на брусьях мы уже обсуждали (69). Там речь шла о «странностях» такого подъема, связанных именно с тем, что упражнение содержит в себе завуалированный компонент контрвращения. Что касается одноименного подъема на кольцах, то здесь контрдействия более явственны. После броскового маха вперед из виса следует хорошо выраженный «подрыв» грудью с прогибанием тела и торможением ног (к.к. 2—4). Некоторые гимнасты одновременно с этим стремятся дополнительно отводить кольца назад, за голову, что усиливает эффект контрдействий, попутно увеличивая и тормозящий эффект силы тяжести, действующей в этом случае на большем «плече» относительно опоры о кольца. Немедленно после контрдействий с разгибанием гимнаст переключается на действия по сгибанию в тазобедренных суставах, благодаря чему плечевой пояс освобождается и получает возможность подниматься к упору. На/с. 5показан первый момент этого подъема, сопровождающийся начальным сгибанием рук. Впрочем, подъем может, как известно, выполняться и с прямыми руками. Это какраз тот технический вариант, при котором гимнаст вначале отводит кольца назад, а затем, разводя руки в стороны, «через крест», выходит в положение упора (к.к. 5—6). Как и в случае с подъемом на брусьях, исполнитель сталкивается здесь со всеми проблемами, характерными для движений с контрвращением. Главная из них в том, что чем больше начальный мах, тем труднее и ответственнее действия во второй части упражнения и тем мощнее они должны производиться (41). Могут использоваться контрдействия и на махе назад, хотя эта ситуация для колец еще менее типична, чем для брусьев. Кратко рассмотрим ее на примере одного оригинального движения — соскока махом назад сальто назад (рис. 88). Впервые это движение смоделировано и опубликовано автором этих строк еще в 60-х годах17. А в 70-х первым исполнителем этого движения стал известный тогда мастер из ГДР Клаус Кёсте. Впрочем, широкого распространения соскок так и не получил, и сейчас его интересно вспомнить как штрих к истории гимнастики, а главное, как л юбопытную иллюстрацию к закономерностям построения движений. Движение начинается обычным бросковым махом назад из виса (к.к. 1—3). Примерно на уровне горизонтали бросок «пресекается» контрдвижением со сгибанием в тазобедренных суставах и резким торможением ног (к.к. 3—4). Нажимая на кольца книзу и поднимая плечи, гимнаст продолжает курбетное движение, заставляя ноги не 17 См. нашу статью «Трактат о пяти способах изобретать ультра-си» в сборнике «Мастерство гимнаста (в помощь тренеру)». — М. ФиС, 1969. КОЛ ЬЦА ____________________________________________________________ только прекратить исходное движение, но и нарастить скорость нового направления. После того как гимнаст отработал на курбете (к.к. 4—5), он притормаживает и это движение и, выталкиваясь руками, переходит в безопорное положение (к.к. 5—6). Характер дальнейшего вращения зависит от общей мощности и эффективности действий гимнаста в целом. На рисунке показано сальто согнувшись (как было у К. Кёсте). Но в принципе, и особенно в нынешние времена, такой соскок можно выполнять и выпрямившись, и тогда открываются неплохие возможности развития движения. Это могут быть сальто с поворотами, различные комбинированные движения и даже двойное сальто назад в группировке. Заметим, что, несмотря на трудности, связанные с подвижной опорой, описанное контрдвижение на кольцах имеет явные преимущества перед подобными же движениями на перекладине: здесь нет проблемы отхода назад от опоры и опасности попадания на нее. Это означает, что, в принципе, данное движение на кольцах более перспективно. 99. ОБОРОТ С ПОВОРОТОМ? ф Махи с поворотом на кольцах — движения аномальные и своенравные. Насколько они удобны, просты и доступны на кольцах в каче, настолько же они проблематичны «в покое». Механизм «обез-вешивания» тела, позволяющий буквально играючи делать повороты в конце кача, в обычных условиях реализовать гораздо труднее и сложнее. Однако движения со скрещиванием тросов все же возможны и довольно интересны. Автор этих строк занимался их разработкой еще в 70-х годах, и были отдельные опыты внедрения таких элементов в практику ведущих мастеров. Но в целом повороты в висах на кольцах так и остались элементами «на любителя» и обычно не выходят за пределы движений средней трудности, придающих комбинации некоторую затейливость, но серьезного значения так и не получивших. Скепсис гимнастов и тренеров понятен: движения внешне не очень сложные (и поэтому судейски не слишком ценные), но капризные. «Овчинка выделки не стоит!» Естествен вопрос: а нельзя ли, все-таки, делать махи с поворотами, достойные внимания ведущих мастеров? Можно с уверенностью сказать, что — есть, и что ими стоило бы заинтересоваться. Еще в 80-х годах автор в течение одного занятия (!) вчерне разучил со своим учеником (студентом института физкуль- 99. Оборот с поворотом? туры) ни много, ни мало — большой оборот с поворотами «туда и обратно». При этом уровень подготовки исполнителя не мог идти ни в какое сравнение с классом современных мастеров. Совершенно очевидно, что если бы на месте рядового студента инфизкульта оказался гимнаст высококвалифицированный и притом заинтересованный, то эффект мог бы быть впечатляющим (уместно здесь еще раз напомнить один «закон» гимнастики: всякое упражнение, выполнимое в принципе, можно делать хорошо). Парис. ЯРпоказано одно из решений, позволяющих делать большой оборот с поворотами. Будем условно называть этот элемент «оборотом вперед» — по направлению начального движения из стой- КОЛЬЦА
|