И сила не поможет
находящаяся по ту или другую сторону от колец, перевесит. Поэтому исполнитель самолета вынужден искать свою индивидуальную, единственно возможную для него позу, при которой с разведением рук кольца встанут так, как нужно для равновесия в горизонтальном упоре. Но поскольку каждый из нас имеет некоторые особенности в пропорциях, то и расположение ОЦТ тела у нас, а также нужное положение рук при «самолете» — индивидуальные. На фиг. а и ^показаны для сравнения случаи, когда два гимнаста с разной анатомией вынуждены удерживать горизонтальный упор с различным отведением рук от туловища. Субъекту с относительно длинными руками (а) приходится разводить руки шире, а тому, у кого они короче (б) — поуже. Отсюда ясно, что первому приходится заметно труднее, так как необходимая для него поза требует больших усилий. Впрочем, если ему это удается, то сам «самолет» оказывается, как и отмечалось, более эффектным, чем во втором случае.
Нечто подобное происходит и с исполнением обычных горизонтальных упоров (фиг. виг). Имея более длинные руки (в), гимнаст вынужден удерживаться выше над опорой, чтобы достичь нужного равновесного положения, тогда как у его «короткорукого» коллеги (г) необходимое положение — более низкое, «настильное». На кольцах разница в этих компонентах техники особенно заметна, так как опора здесь, как известно, подвижная и не оставляет гимнасту никаких реальных возможностей как-то скомпенсировать равновесное положение за счет более жесткой связи со снарядом. В несколько большей степени это возможно на брусьях, где захват жердей может отчасти восполнить нарушение равновесия при неточной (в точки зрения статики) позе.
104. Крест: и техника тоже
Итак, когда мы видим то или иное исполнение сложного силового равновесия, следует учитывать, что зримые здесь доблести зависят не только от силы атлета. 104. КРЕСТ: И ТЕХНИКА ТОЖЕ Упор руки в стороны, «крест» — силовой знак качества для гимнаста. Это настолько серьезное силовое упражнение, что даже при отличных физических качествах спортсмену приходится думать о технике его исполнения. Речь идет не о стилистике элемента (осанка прямая, голова приподнята, все звенья тела располагаются в одной фронтальной плоскости и др.), а именно о деталях исполнения, позволяющих лучше справиться с этим трудным упражнением. Частр от этих тонкостей вообще зависит само решение вопроса — быть кресту или не быть. Впрочем, ряд таких технических деталей знают все. Это и глубокий хват с некоторым разворотом колец наружу, и выбор положения рук при наличии переразгибов в локтях, и некоторое отведение колец назад, позволяющее легче зафиксировать положение за счет возникающих ограничений подвижности в плечевых суставах и др. Перечисленные хитрости (за исключением, разве что, глубокого хвата) относятся уже, фактически, к нарушениям стиля креста и отнюдь его не украшают. Но что делать! Есть, вместе с тем, технические детали, которые нужны для грамотного исполнения упора руки в стороны, но они доныне мало известны или недостаточно осознаны. Одна из них — действия в локтевых суставах. Грубейшая ошибка при кресте — попытка удерживать его в положении с локтевыми впадинами, повернутыми вперед. Такой упор не только технически безграмотен, эстетически ущербен, но даже опасен, так как провоцирует растяжение суставной сумки и боковых связок. Единственно верная установка рук при «кресте» — локтевой впадиной вниз. Все дело, однако, в том, что такой разворот локтя выполним лишь во время появления опоры о кисти, под ощутимой нагрузкой, тогда как показать такое положение свободной рукой невозможно. Поэтому правильной работе в локтях при «кресте» нужно специально учиться. Для начала, например, так: опустите кольца до уровня плеч и, подседая, изобразите крест, отслеживая положение локтей. Как только вы достаточно сильно надавите руками на кольца, локти можно будет повернуть локтевой впадиной вперед-вниз и «выключить» (без нажима на кольца это не получится!). И это действие, как и само положение, нужно научиться хорошо, отчетливо чувствовать! Одно «но»: выключение локтей с их поворотом вниз провоцирует движение плечевыми суставами вперед и как бы ссуту-ливает гимнаста, препятствуя прямой осанке. Но это трудность преодолимая, нужно лишь внимательно отследить положение головы и самих плеч, не позволяя им «вылезать» вперед. Еще одна деталь, связанная с работой плечевого пояса и осанкой в кресте. Нужно помнить, что при правильном упоре руки в стороны лопатки должны быть по возможности сближены или вообще сведены, и это нужно контролировать ощущением, консолидируя работу мышечного аппарата плечевого пояса и решая тем самым проблему с осанкой и правильным положением плечевых суставов. Правда, физически сильные гимнасты могут всем этим пренебрегать, но отметим, что «силовикам» вообще незачем задумываться над техникой креста, достаточно не забыть о стилевых требованиях. Описанное выше выключение в локтях в реальных условиях происходит сразу с началом опускания в крест (или любого другого в него прихода). Можно сказать и иначе: как только локти выключаются, непроизвольно начинается опускание, так как сразу появляется и нарастает момент силы тяжести, вызывающий отведение рук от туловища. С этого мгновения и начинается основная силовая работа по фиксации упора руки в стороны. И вот еще одна важная деталь. Как нужно опускаться в крест? Многие скажут: замедленно, и это, конечно, понятно. Но, все-таки, как быстро это нужно делать? Для гимнаста, испытывающего трудности с крестом, кажется очевидным, что опускание должно быть совсем медленным, ато не «зажмешь». Но... Как ни парадоксально, это совсем не так. Опускаться в крест лучше «в темпе». Конечно, речь идет не о падении вниз, а о силовом, но довольно живом движении, которое начинается из упора быстро, а по мере приближения к упору руки в стороны столь же быстро затормаживается. Можно сказать так: не следует сразу сопротивляться опусканию, а нужно целеустремленно идти к цели и, мобилизуясь, фиксировать положение уже непосредственно в зоне креста. Легко сказать «мобилизуясь»! — Возразит читатель. А если нет такой возможности?
Но все дело в том, что у того, кто опускается в крест относительно быстро, силовых возможностей всегда больше, чем у того, кто сразу, предельно напрягаясь, идет вниз нарочито замедленно и, все-таки, боится «проскочить» нужное положение. Изюминка здесь в том, что при темповом опускании приводящие мышцы, ответственные за фиксацию рук в кресте, быстро натягиваясь, способны развивать гораздо большие усилия, чем мышцы, действующие медленно. Это обусловливается физиологической закономерностью «сила-скорость» (155), согласно которой сила, развиваемая мышцей, тем больше чем меньше скорость сокращения или чем выше скорость ее натяжения. С последней ситуацией мы и сталкиваемся, опускаясь в крест: быстрое натяжение приводящих мышц плеча, происходящее при темповом опускании с разведением рук из упора, сопровождается прогрессивным нарастанием усилия, позволяющего остановиться в положении руки в стороны и зафиксировать это положение. Кроме того, тот, кто начинает бороться за крест слишком рано, тот и устает преждевременно: вместо того, чтобы расходовать свои ресурсы в самом упоре руки в стороны, он «выпускает пар» не доходя до цели. На этом нюансы техники упора руки в стороны, конечно, не заканчиваются, но и о них мы еще будем говорить ниже.
|