ТОНУС ТОНУСУ РОЗНЬ
В заключение главы коснемся еще раз вопроса о мышечном тонусе (1,104, см. также 162,163,170). Вспомним для начала новичка, пытающегося делать стойку на руках: кольца у него ходят ходуном. И не только потому, что ему трудно удерживать равновесие, но и оттого, что он наивно полагает, будто если держать кольца «жестче», то и стойка будет вернее. Но выходит всё наоборот: чем сильнее, конвульсивнее гимнаст напрягается, пытаясь обуздать снаряд, тем больше его одолевает «трясучка». Мастер действует иначе. Конечно, он строг, точен, но в стойке отнюдь не перенапрягается и ведет себя спокойно. Мышечный аппарат всего тела и, особенно, рук и плечевого пояса, у него мобилизован ровно настолько, насколько нужно, чтобы контролировать заданную позу, не больше. И это нужно не только потому, что лишнее возбуждение быстрее утомляет. Это необходимо по той причине, что перенапряженная мышца приобретает ненужные здесь упругие свойства, и всякое движение, возникающее при балансировании (а оно всегда есть!) в этом случае лишь усугубляется, а уж у новичка-то просто идет «в разнос»! Разумеется, расслаблять мышечный аппарат тоже никак не следует, но он может и должен находиться в некотором оптимальном состоянии, при котором возникающие в системе вредные колебания быстро бы гасились. Но вспомним: в какой среде движение затухает быстрее? Только не в упругой! Лучше всего здесь подходит вязкое состояние среды и (или) движущегося тела. Это означает, что и мышечный аппарат гимнаста при исполнении такого упражнения, как стойка на руках, должен стать как бы вязким, «пластилиновым». В применении к мышцам это означает — подрасслаб-ленным. Как только гимнаст начинает это понимать, стойка на кольцах у него начинает «успокаиваться». Но вот как бы противоположный пример, связанный с мышечным тонусом — силовые упражнения. Нередки случаи, когда гимнаст, несмотря на отличную силовую подготовку, не может справиться с таким упражнением как «дожим» из упора руки в стороны в упор. При этом обычно выясняется, что, уже зафиксировав крест, исполнитель невольно переходит в режим «удержания», фактически отключая часть ранее задействованных мышечных волокон и несколько расслабляясь. Субъективно это воспринимается как переход от «упора» к «вису»'9 в кресте. Это касается не только мышц рук и плечевого пояса, но вообще большинства мышц тела; не случайно некоторые «силовики» могут «болтать» ногами в кресте, спокойно разговаривать и даже... петь. Подобное изменение структуры напряжения мышц с частичным снижением их тонуса, как правило, резко осложняет дальнейшее выполнение силовых действий, требующих 19 Напомним, что «упор» руки в стороны является упором только терминологически. Физически это чистой воды вис, так как ОЦТ тела гимнаста находится ниже опоры, в состоянии устойчивого равновесия. ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ непрерывной предельной мобилизации. Гимнаст, не обладающий силовыми супервозможностями, но претендующий на владение элементами типа «дожима» из креста, должен знать, что снижение мышечного тонуса, достигнутого при фиксации упора руки в стороны, в их случае — непозволительная роскошь. «Дожать» обычно можно только из упора, а не из виса руки в стороны. Нечто подобное имеет место и при других, более легких силовых движениях преодолевающего характера. Если гимнаст испытывает трудности, например, с жимом в стойку, не важно каким именно, он должен на протяжении всего подъема поддерживать высокий мышечный тонус, непрерывный силовой напор, будучи особенно внимательным на границах фаз действий, когда происходят переключения в работе мышечного аппарата. Таковы, например, переходы из «угла» через вертикальный упор в бланшах (78), переходы от одной фазы к другой в «жиме» согнувшись (77,174) и т. п. Причем это касается, опять-таки, не только мышц плечевого пояса, но и всего тела: на первых порах исполнитель должен быть тотально мобилизован и полностью держать себя «в тонусе». КОНЬ
|