МИКРОКОСМОС КОНЯ
В предыдущем сюжете мы констатировали, что конь это вид, разрабатывающий всего лишь махи ногами... Но как разнообразен мир этих махов! Если вдуматься, то на тесной опорной площадке коня гимнаст может воспроизводить, с физической точки зрения, принципиально все виды вращений и перемещений. В самом деле: абсолютно свободное, то есть ничем не связанное физическое тело имеет, какизвестно из механики, шесть так называемых степеней свободы. Это означает, что оно может перемещаться в любом из трех взаимно перпендикулярных направлений и, вместе с тем, вращаться вокруг трех независимых осей20.3 + 3 = 6. Но к коню, на первый взгляд, это не относится. Какие уж там «степени свободы»! — Гимнаст крутится почти на одном и том же пятачке... Но так лишь кажется. Конечно, конь это не перекладина, не опорный прыжок. Здесь абсолютно преобладает положение «теменем вверх», но все же движения гимнаста на коне очень разнообразны. Всмотримся в схему на рис. 96. Выполняя «плоские» махи типа простых скрещений, гимнаст, оставаясь в ручках, вращается вокруг передне-задней оси В. Свободно смещаться вдоль этой оси, то есть поперек коня, гимнаст не может, этому препятствует тело снаряда. Но можно объединить вращение вокруг осей А и В, и тогда получится 20 Ради упрощения, мы опускаем ряд деталей. Наиболее дотошный читатель должен здесь обратиться к понятию о так называемых «углах Эйлера», рассматривающихся в рамках теоретической механики.
конь ______________________________________________________ своеобразный конический маятник, а это не что иное, как известные нам классические круги ногами. На рисунке показана еще одна ось — С. На схеме она условно дана по вертикали, как если бы гимнаст, находясь в отвесном положении, вращался налево-направо; такие движения принято называть «поворотами». Но наш рисунок условен. На самом деле ось С это — продольная ось тела гимнаста, изменяющая свое положение в пространстве вместе с телом спортсмена, которое на коне обычно находится где-то между вертикалью и горизонталью. Итак, гимнаст может с большей или меньшей свободой вращаться вокруг всех трех осей, связанных с его телом. Но ему доступны, как мы знаем, и перемещения относительно тела коня. Смещением в направлении А-А он может менять одну опорную зону на другую, делает переходы и т. п. упражнения. В направлении оси В перемещение ограничено движениями типа наскоков-соскоков, но если учесть существование элементов типа проходов поперек, то можно условно 109. Что есть «перемах»? принять, что и смещения в передне-заднем (для гимнаста) направлении здесь также исполнимы. Остались движения вдоль оси С, то есть вверх и вниз. Долгие годы возможность таких перемещений, при которых изменялась бы фиксированная высота рабочего положения на снаряде, не использовалась (если не считать подъемов на ручку и сходов с нее). Но после появления упражнений с выходом в стойку на руках (ставшей для гимнастов новым рабочим положением на коне) была задействована, наконец, и эта степень свободы. Итак, на коне возможно — с некоторыми оговорками — вращаться и перемещаться самым разным образом. В этом нет, как будто, ничего нового, однако ниже мы еще вернемся к особенностям кинематики коня и увидим, что многое здесь заслуживает более пристального внимания и не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. 109. ЧТО ЕСТЬ «ПЕРЕМАХ»? Вопрос кажется настолько пустяковым, что жаль даже тратить на него время... И все же. «Перемахом» издавна принято называть всякое движение, в ходе которого ноги или нога переносятся через опору. Если все ограничивалось бы этим терминологическим моментом, то на этом можно было бы и закончить... Но все дело в том, что в применении к коню, где на каждом шагу — перемахи, это понятие приобрело особый смысл. Оно стало символом двигательной единицы на коне. С давних времен считалось и писалось, что движения на коне строятся именно из таких пере махов. Действительно, если речь идет об упражнениях типа плоских махов (скрещения и т. п.), в которых нога, двигаясь вверх и вниз, «преодолевает препятствие», все выглядит непротиворечиво. Это и в самом деле то, что можно назвать «перемахом». Совсем иначе обстоит дело с главным для коня движением — кругами двумя. Правда, и здесь, на первый взгляд, все те же перемахи. Например, из упора сзади перемах назад в упор плюс перемах вперед вновь в упор сзади; это и есть круг. Ведь так? Так-то так, но вот другой пример: из упора поперек на теле лицом внутрь — круг. Из каких перемахов состоит этот элемент? Гимнаст лишь один раз проносит тело над конем в упоре сзади, то есть делает полный круг только с одним перемахом. Более того! — Можно делать, как известно, полноценные круги двумя, опираясь о голые руч- Конь
|